Статья
Психолого-педагогическая помощь родителям
с детьми-аутистами и сложным дефектом
с детьми-аутистами и сложным дефектом
Петухова Елена Николаевна,
учитель 1-Е (доп.) класса ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
В данной статье мы рассмотрим методы и приёмы помощи родителям школьников, страдающих аутизмом и другими нарушениями в комплексе. Это, как правило, умственная отсталость и различные соматические и психические (неврологические) нарушения. Часто именно от настроенности родителей, от их просвещённости и информированности, от того, какое место они отводят своему особому ребёнку, зависит его лучшая социализация и адаптация в обществе. В наше время рассматривается тот факт, что растёт число детских заболеваний с расстройством аутистического спектра, в который, в свою очередь, часто «сбрасывают» ещё и другие дефекты и заболевания с похожими проявлениями, подобной симптоматикой. Аутизм – рассматривается как сложное психическое расстройство, неврологический характер которого проявляется в течение первых 3-х лет жизни ребёнка. Существует целый ряд концепций, претендующих на знание причин возникновения аутистического расстройства. Но в то же время, по словам, Л. Шипициной, аутизм скорее выглядит как сочетанный феномен, который заключает в себе черты аутизма и довольно-таки широкий спектр различных синдромов и разноплановых диагнозов, поэтому и принято писать теперь расстройство аутистического спектра (РАС), а не просто аутизм. Вот, например, характерные черты аутизма: серьезные сенсорные расстройства, не способность к нормальной коммуникации, бедность, отсутствие фантазии, ригидность мыслительных процессов, повышенная чувствительность и тревожность, ритуальность и стереотипность поведения, также сюда можно отнести и нарушение познавательных способностей (в той или иной степени). Это моторные нарушения, речевые, коммуникативные, социальное ориентирование, нарушения в чувственно-аффективной сфере, также в области морали и проявления воли. Имеется ряд гипотез, позволяющих считать, что аутизм связан с нарушением структуры и функций головного мозга. У лиц с аутизмом грубо нарушена функция общения и социального взаимодействия, отмечается неравномерность в развитии, выражающаяся в проявлении повышенных способностей в ограниченных областях, таких, как музыка, математика, рисование, творчество, и сочетающаяся с глубоким нарушением обычных умений и навыков. Очень многие люди, страдающие аутизмом, имеют сопутствующие нарушения, такие как умственная отсталость и сенсорные расстройства. В Великобритании трактовка понятия «аутизм» в большей мере подчеркивает языковые трудности. В частности, Элизабет Невсон (1991) определяет аутизм как глобальное нарушение коммуникации, при котором главную роль играет расстройство языкового кодирования (или выделения смысла) любой словесной конструкции. В качестве сопутствующих факторов она отмечает, что аутичный ребёнок, испытывает трудности в экспрессивной, жестовой речи, мимике, пантомимике и других видов телодвижений, несущих смысловую нагрузку. И тут же возникают социальные сложности практического использования языка, которое предполагает свободный диалог и его изменение в соответствие с темой и обстановкой. По среднестатистическим данным распространённость аутизма в мире составляет около 4-5 случаев на 10 тыс. новорожденных (исследования 90-х). Примерно, 0,05 %. Сейчас эта цифра намного выше. Речь идёт о классическом аутизме, так называемом синдроме Каннера. По этим же данным 75 % аутичных детей имеют умственную отсталость. Исследователи в США в штате Юта (1989) обнаружили 241 случай аутизма по отношению ко всему населению. То есть около 1,5 миллионов человек, что составляет 0,04 %. В этих же исследованиях указывается на то, что у 66 % из этого числа случаев отмечается умственная отсталость, а у 3,7 % имеются сопутствующие синдромы Дауна, Санфилиппа, Ретта и другие. Японские психологи дают цифру 0, 15 % (в мире). Японцы в качестве одной из причин возрастания случаев аутизма в своей стране называют современные медицинские технологии, оставляющие в живых младенцев, имеющих серьёзные неврологические нарушения. По данным немецких и шведских учёных эта цифра существенно ниже: 0,02 %. Что касается половых различий, то все авторы сходятся на том, что аутизм в 2,5 – 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и что нарушения у девочек носят более деструктивный характер, чем у мальчиков. Не менее интересен тот факт, что аутизм встречается в разных странах мира вне зависимости от расовой принадлежности, этнической группы и социальной среды. Во многом это говорит об общей разлаженности, связанной с глобальными явлениями развития человека (социально-экологической средой, научным прогрессом, возрастающими стрессами), влияющими в целом на геном человека. Достаточно редко встречаются семьи, в которых имеются более одного ребёнка с аутизмом, однако, зафиксирован единичный случай наличия пяти детей с аутизмом в одной семье, что связано с генетическими причинами. Трудности воспитания таких детей осознаются в полной мере после 2-3 лет. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого (отсутствие эмоционального отклика, или эмоциональный терроризм ребёнка) появляются гораздо раньше. Это выражается в следующих тенденциях: отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. Характерное отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова. Слабость подражания, чаще даже всего его отсутствия, иногда – очень длительная задержка в его формировании. Такие дети, как правило, не играют (игра – как подражательный, познавательный способ изучения, распознавания мира). Или играют в своём мире (предметами и игрушками не по назначению), обходя социальную действительность. Также наблюдается слишком большая зависимость аутичного ребёнка от влияний окружающего психического поля. Аутичный ребёнок уже в раннем возрасте обнаруживает особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновению. Низкий порог аффективного дискомфорта обуславливает длительную фиксацию неприятных впечатлений, быстрое насыщение даже приятными переживаниями, что приводит к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром (боязни всего нового и неизвестного), с желанием спрятаться в свой внутренний мир и ничего не менять, всё время, находясь с привычными людьми. В итоге вместо форм активного взаимодействия с миром у аутичного ребёнка преимущественно развиваются средства защиты от него. Поэтому ребёнок вырабатывает особую избирательность в сенсорных контактах, фиксирует в быту множество неприятных, страшных моментов, стремиться к стереотипным контактам со средой, потому что не способен активно и гибко и сознательно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Феномен тождества проявляется в стремлении сохранить привычную обстановку, в противодействии любым изменениям вокруг. Это стереотипность поведения: наличие однообразных действий – моторных, речевых, стереотипные манипуляции с избранным предметом, ритуалы, неизменные привычки, привязка к вещам, к созданию определенной обстановки. Поэтому первое правило общения – это установление зрительного и доверительного эмоционального контакта; порой это длительная и постепенная процедура взаимодействия по установлению своих особых отношений. По словам Н. Мамайчук, наиболее важно выстроить близкие границы: не сразу смотреть в глаза, а постепенно; получить разрешение прикасаться к нему, погладить по голове, взять за руку, вовлечь в совместную деятельность или игру. И если в семье, например, «мягкий стиль» общения, попустительский, то стоит с таким ребёнком быть более строгим и гибким, а с теми с кем не «миндальничают», наоборот, обращаться мягко и деликатно. Противоположный стиль общения вносит организованность и равновесие, гармонизируют недостающие пробелы воспитания, так «непослушного» призывает к порядку, режиму. А «боязливого», «зажатого» ребёнка побуждает к более свободному поведению. Существует 6 (золотых, в тоже время простых) правил эффективного взаимодействия с детьми (подростками) аутистами. Первое правило: Необходимо формулировать свои мысли чётко, ясно и понятно, смысл высказывания должен быть доступен именно уровню восприятия этого конкретного слушателя. Второе: Сам голос собеседника желательно должен быть ровным и спокойным, без резких звуков-раздражителей, настраивающих на доверительное общение. Голос может переходить на шёпот для создания успокаивающей обстановки. Третье: Высказывание или требование должно быть на уровне простой инструкции, ёмким, не противоречивым требованием, уверенным, но не агрессивным высказыванием (важно умение держать внимание собеседника). Четвёртое: Формирование доброжелательной, доверительной атмосферы общения, основанной на уважении личности, понимание особенностей, терпении. Отсутствие двойных стандартов (сегодня разрешаю, завтра запрещаю). Пятое: Принцип добровольности (и сотрудничества): идём за ребёнком, его состоянием, настроением, не совершаем бессмысленных, насильственных педагогических действий над ним. Шестое: Принцип педагогического оптимизма и активного сознания, где обучение опережает развитие. Постоянное и постепенное формирование симпатий, навыков, умений, знаний, их многократное повторение. Родителей необходимо убедить, что ребёнок, отличаясь от нас, имеет право быть другим. У него другой язык, другая система восприятия, отличные от наших ценности и мотивы. Ребёнка следует принять таким, какой он есть. Это условие, обеспечивающее возможность наиболее эффективной работы с ним. Важно научить родителей методам и методическим приёмам, которые они смогут применять в процессе воспитания школьника с аутизмом и нарушенным интеллектом. Первый метод – моделирование различных бытовых ситуаций. Родители моделируют подобные ситуации и обучают ребёнка элементарным действиям, приёмам, например, тому, как нужно брать телефонную трубу, как вежливо ответить на звонок. Как пользоваться электроприборами, оказывать помощь на кухне, найти в доме нужную вещь, попросить о помощи, соблюдать правила безопасности. Это даёт ребёнку определённый опыт, который постепенно накапливаясь, позволяет действовать самостоятельно. Таким образом, родители помогают избежать ситуаций неопределённости, которые вызывают у таких детей (с недостаточным интеллектом) тревогу, а иногда и агрессию. Второй метод – использование игры. Это могут быть различные сюжетно-ролевые игры, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра увлекает ребёнка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания. Третий метод – знакомство с иной обстановкой, иной средой вне дома, вне помещения. Это может быть выезд на природу, прогулка в лес, на озеро, по городу, интересное мероприятие, кино, спектакль, музей. Четвёртый метод - использование доступных ребёнку творческих заданий: предложить сделать рисунок, вылепить фигуру из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию. Пятый метод – использование сотрудничества семьи со специалистами. Некоторые специальные (коррекционные) учреждения практикуют проведение совместных советом родителей и специалистов. Шестой метод – домашний театр. Спектакль, созданный родителями, обладает особой значимостью. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями спектакля в домашней обстановке. Работая, таким образом, родители сами начинают лучше понимать ребёнка, искать наиболее оптимальное решение возникающих проблем. Помощь родителям осуществляется в различных формах. Коллективные формы: (собрания, лекторий для родителей, семинары, круглые столы, доклады, обучающие вёбинары) проводятся с целью повысить педагогическую компетенцию родителей, расширить знания о возрастных особенностях и закономерностях психофизического воспитания детей, о требованиях, предъявляемых к ребёнку, условиях, направлениях его воспитания и обучения, как в школьном учреждении, так и дома. Существуют и индивидуальные формы работы: консультации, тренинги, практикумы для оказания им помощи по проблемам организации, методам и приёмам разностороннего воспитания ребёнка в каждой конкретной семье. При своевременной организации образовательного процесса и раннем начале коррекционно-воспитательной работы пробелы в эмоциональном, интеллектуальном, социальном и физическом развитии ребёнка могут быть скорректированы и предупреждены. учитель 1-Е (доп.) класса ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга