Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Специфика работы учителя-логопеда в учреждениях альтернативного образования

 Елена Константиновна Паршина,
логопед ЦККД « Павловск», учитель русского языка РКТК,
ЧОУ « Школа Экспресс», педагог дополнительного
образования ДСОЛ  « Балтийская звезда»,
волонтёр БОО «Перспективы», БОО «Апельсин».

  Закон об образовании 1991 года провозгласил свободу выбора форм обучения и вариативность их создания, что обеспечило возможность построения новых видов образовательных структур. В настоящее время в России продолжает развиваться система учреждений альтернативного образования, которая  отвечает  определённым запросам детей и их  родителей, повышенным  требованиям  к качеству преподавания,  медицинского и социального обслуживания населения.              
 Законом   предусмотрены некоторые альтернативные  организационно-педагогические формы обучения, в соответствии с  которыми ребенок обязательно проходит аттестацию и получает документы об образовании государственного образца. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного образования. Экстернат  предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Обучение экстерном обычно  рекомендуют одарённым детям или учащимся, ориентированным на профессиональное – спортивное, художественное, музыкальное образование, детям военнослужащих, а также лицам с особыми образовательными потребностями, детям - инофонам. Все остальные альтернативные формы—варианты семейного образования. В этом случае ребенок самостоятельно или при помощи педагогов, репетиторов, родителей осваивает учебную программу и приходит в школу в периоды итоговой аттестации, а также на внеклассные, внешкольные, клубные  мероприятия по выбору. Такой способ обучения  выбирают для детей с особыми  образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с педагогической запущенностью,   в связи с  индивидуально-личностными особенностями ребёнка, при конфликтных ситуациях в школе, по религиозным мотивам. Ребёнок зачисляется в школу, имеет право пользоваться библиотекой, медицинской помощью, а также получать консультации преподавателей.
   К учреждениям альтернативного образования относятся  авторские и частные школы,  детские сады, детские клубы,   а также группы и студии при Домах, Дворцах, Центрах  учреждений дополнительного образования и культуры,  школы и реабилитационные   центры при религиозных и благотворительных организациях. В системе  дополнительного образования, медицинского  и социального обслуживания населения  реализуются проекты по созданию арт - терапевтических  студий, учебных классов, что способствует решению задач трудовой и творческой реабилитации, инклюзивного образования. В непосредственном контакте  с семьёй работают и  многочисленные агентства  по подбору  домашнего персонала:  гувернёров, репетиторов, дефектологов, логопедов. 
Рассмотрим некоторые формы  отечественного    альтернативного образования.
1. Лицей  М.П. Щетинина, представляющий собой жизнь общины по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика.   Академик М.П. Щетинин считает, что лидирующее место в мире и, в частности, в мировой экономике может занять только страна, имеющая существенное превосходство и лидирующую роль в области образования своих граждан. Лицей в Текосе был создан М.П. Щетининым, его коллегами и детьми, приобрёл всероссийскую и всемирную известность и в 1999 году был признан одной из лучших  педагогических систем  в мире, став Ассоциированной школой ЮНЕСКО. В период с 10 по 21 июля 2010 г. в Лицее проведен международный симпозиум по проблемам развития образовательных систем с участием заинтересованных лиц и организаций Японии, Канады, США, Украины, представителей вузов России. Распоряжением правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1128-р Лицей переведен в статус Учреждения ГАН РАО, но Лицей уже сейчас соответствует уровню Федерального института экспериментальной педагогики. Анализируя  факты снижения   интеллектуальной и творческой  активности учащихся, ухудшение состояния их здоровья, М.П. Щетинин сформулировал проблему:  найти альтернативные способы образования, которые бы формировали гармонично развитую, социально активную,  творческую личность,  проникнутую чувством высокой ответственности не только за себя, но и за честь своего рода, народа, за благополучие и судьбы Отечества.  Академик М.П. Щетинин  планирует создание  ступени дошкольного образования  при Лицее.
 2. «Школа-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
3.  ЧОУ « Школа Экспресс» Ольги Дмитриевны Владимирской, Санкт-Петербург,  реализующая принципы семейного образования. Высококвалифицированные педагоги учреждения разрабатывают индивидуальные образовательные  программы для одарённых  учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют на практике работу в формате консультативного (очного) и дистанционного обучения  с учётом профильной ориентации ребёнка и его родителей.
      Рассматривая  особенности работы учителя–логопеда в учреждениях альтернативного образования,  следует отметить, что основными нормативными документами, регламентирующими деятельность специалиста,  являются Устав, Учредительный Договор, лицензия, Сборник приказов и инструкций Министерства Просвещения РСФСР № 25 за 1979г., Приказ Министерства Просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985г.,   Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 27.12.98г. № 383.  В соответствии с требованиями, логопеды  детских поликлиник должны оказывать помощь  детям в возрасте  от 2-х до 14 лет 2 раза в неделю. Недостаточное финансирование не может обеспечить расходы на содержание логопедического кабинета в каждой детской поликлинике. При возрастающем спросе населения эту проблему решают  индивидуальные предприниматели,  учреждения альтернативного образования, группы в Домах творчества и учреждениях культуры. Глава 10 ФЗ-273 Закона об образовании  (ст. ст. 75, 76)   посвящена  дополнительному образованию детей и взрослых, дополнительному профессиональному образованию:
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также
на организацию их свободного времени. Дополнительное образование
детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Дополнительные
общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные
и индивидуальные особенности детей.
[11]  В системе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры с 1990г. также разрабатываются новые организационно-педагогические формы обучения детей и взрослых, продолжает  развиваться сеть платных услуг населению. В частных  учреждениях для дошкольников практикуется создание групп для детей раннего возраста (от 1 года).  Авторский коллектив под руководством профессора  Н.Е. Вераксы  ставит задачи развития ребёнка с  момента  его рождения  до школы. Программа работы логопеда  с  детьми раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) включает занятия по сенсорному воспитанию, звуковой культуре речи,  развитию коммуникативных навыков,  обучение игровым приёмам, в том числе хороводным играм; обогащение лексического запаса. Наблюдения показывают, что у малышей   успешно формируются адаптивные навыки, интерес  к игровой, творческой, коммуникативной  и  учебной деятельности, Дополнительным ресурсом занятий является вовлечение в педагогический процесс родителей. В связи с многообразием  современных научных подходов  профессор Р.И. Лалаева обращает особое внимание на  проблему логопедической диагностики  речевых расстройств, которая  имеет  большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос  диагностики речевых нарушений связан с проблемой  нарушений речи. С точки зрения  практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному  комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в  массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определённого вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны два критерия логопедической диагностики: симптомологический   и клинико-педагогический.  Логопедическая диагностика, ставящая перед собой  коррекционно-развивающие задачи,  должна рассматриваться в  рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и  клинико-педагогической), логопедическое заключение должно быть составлено с учётом пересечения этих двух классификаций. Логопедическая  диагностика должна идти от общего к частному: от выявления  комплекса речевых симптомов  к анализу  механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.[9] Традиционно в группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением: дислалия, дизартрия,  ринолалия, общее недоразвитие речи, дисграфии и дислексии. Группы формируются по возрастному принципу: ранний возраст, дошкольный, школьный возраст. Дети с однородным неправильным звукопроизношением объединяются в группы по 5-6 человек.  Общая продолжительность занятия – 45 минут. Количество детей в группе и продолжительность занятия зависят от   степени тяжести речевого нарушения: 
- при дизартрии: 5-6 человек, время занятия – 45 минут;
- при ринолалии:: 2-4 человека, время занятия – 40-45 минут;
- при ОНР: 3-4 человека, время занятия- 40-60 минут;
- при заикании: 4-6 человек, время занятия- 45-60 минут;
- при тяжёлых расстройствах речи - индивидуальные занятия продолжительностью от 20 до 30 минут.
При работе с детьми школьного возраста группы комплектуются  на основании выявления у учащихся основного первичного дефекта, замедляющего  нормальный темп развития речи:
А. сходное нарушение звукопроизношения;
Б.  стойкое проявление дисграфии и дислексии;
В. выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;
Г. нарушения в строении артикуляторного аппарата.      
        Организация и проведение занятий  осуществляется в соответствии с  общедидактическими и специфическими  принципами логопедии. К общедидактическим принципам относятся:
-наглядность, 
-системность,  
-последовательность,
-доступность,
-прочность,
-воспитывающий характер обучения,
-сознательность,
-активность,
-индивидуальный и  личностно-ориентированный подход.
 К  специфическим принципам относятся:
-онтогенетический,
-системности, 
-комплексности,
-связи речи с другими сторонами психического развития,
-принцип взаимосвязи с практикой.
Логопеду  учреждений альтернативного образования необходимо  учитывать  в работе следующие особенности:
- наличие в группе детей с разными речевыми нарушениями: НПОЗ, ОНР-I, ОНР-II, ОНР-III, ФФНР, ФНР, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии;
-наличие в группе детей с расстройствами аутистического спектра;
-наличие в группе педагогически запущенных детей;
- запрос родителей на применение инновационных технологий,  программ опережающего обучения и   инклюзивного образования;
- дефицит времени, связанный с финансовыми затратами  родителей;
- проблема инвестиций в инновационные проекты;
- разработку индивидуального образовательного маршрута;
- нацеленность на быстрый и зримый результат;
- продолжительность  группового занятия -  от 25 до 60 минут;
- высокую плотность занятия;
- качественную дифференциальную диагностику  речевых нарушений;
- использование возможностей дистанционного обучения;
- проведение систематической консультативной  работы с родителями;
-  запросы на проведение восстановительных занятий по коррекции афазий  с больными, перенёсшими ОНМК;
-  запрос на реализацию одним специалистом услуг комплексного характера:  логопеда, дефектолога, психолога, репетитора, воспитателя, няни, педагога дополнительного образования.
 Для  успешного решения поставленных задач учителю-логопеду системы альтернативного образования  целесообразно  использовать разнообразные методы логопедического воздействия:
- практические (упражнения, игры, моделирование);
-наглядные (наблюдения, работа с картинками, аудио - и видео материалами),
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка).
 -ТСО: ИКТ, ЭОР;
- метод проектов;
-  стимулирование творческого потенциала ребёнка средствами арт-терапии и дополнительного образования.  
В  консультативной работе с родителями  незаменимы организационные  методы (сравнительный и комплексный),  эмпирический биографический метод, количественный и качественный анализ, практические методы психолого-педагогической поддержки (арт-терапия и арт-педагогика).
Многолетняя практика работы  в системе альтернативного образования показала высокую продуктивность и результативность следующей примерной структуры  занятия:
  1. артикуляционная гимнастика;
  2.  упражнения на развитие фонематического слуха;
  3. упражнения на развитие мелкой моторики;
  4. коррекция  звукопроизношения:
        - постановка звука; 
       - автоматизация  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
       - дифференциация звуков;
        5. изучение лексических тем;
       6. развитие когнитивных процессов;
       7. рефлексия.
Большую популярность в логопедической практике получили бланковые методы: они просты в подготовке, экономичны, наглядны в представлении результатов работы. Это тесты, кроссворды, ребусы.  В силу  определённых сложностей, связанных с логофобиями,  расстройствами невротического характера,   логопеду следует расширять методический арсенал за счёт применения игровых технологий,  различных дидактических пособий, арт-терапевтических и арт-педагогических методик, занятий, интегрированных в систему дополнительного образования (ИЗО, декоративно-прикладное творчество: изготовление  фольклорных кукол, игрушек,  плетение, ткачество, несложные приёмы вышивания, конструирование и моделирование из бумаги).  Удачным приёмом является  включение техники рисования цветным песком в процесс коррекции оптической дисграфии, рисование по влажной бумаге и работа с раскрасками - в процесс обучения связному рассказу по картине или серии предметных картин. Методика «Каракули», которую можно практиковать на интерактивной доске, способствует развитию моторных навыков и положительной учебной мотивации. Применение компьютерных технологий оправдано в ходе проведения артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков,  на этапе развития связной устной речи (сказка, рассказ, экскурсия), в ходе изучения и повторения материала курса начальной школы  и контроля качества усвоения знаний по теме.  Положительные результаты в работе учителя-логопеда могут быть достигнуты путём использования  театрализованных игр, игр-драматизаций. Дети очень любят  все виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный и охотно принимают участие в инсценировках сказок,  с интересом разучивают диалоги.   Учащиеся начальной и средней школы с большим удовольствием  работают   в электронном формате над созданием мультфильмов, журналов,  поэтических сборников, сочинением собственных сказок и  рассказов, текстов экскурсий.
Анализ данных результатов ЕГЭ по русскому языку за 2014-2018 учебные годы при обучении в формате экстерната показал 100% положительные результаты учащихся-логопатов школы « Экспресс» с последующим  поступлением в ВУЗы Санкт-Петербурга: Химико-Технологический, Консерваторию, Институт Технологии и Дизайна, Университет. Выпускники семейной школы, имевшие речевые нарушения в  раннем, дошкольном и школьном возрасте, остановили свой профессиональный выбор на обучении в  Техникуме Советской Торговли,  Санкт-Петербургском Электротехническом институте, Медицинском колледже,  Техническом  колледже, Лицее Японской Культуры.
За рубежом система альтернативного образования имеет давние традиции. Особенно ярко  разнообразие  школ и методов проявилось в сфере специальной педагогики:   слоговой метод  П. Шумана и В. Пауля,   глобальный метод Материнской школы сестёр М. и Э.  Гаррет (США), метод целых слов и фраз  Малиша (Германия), глобально-синтетический метод  Р.Линднера (1910), бельгийский метод Г. Эрлена [10].  К  альтернативным методикам развития, применяемым в современных частных   учреждениях Санкт-Петербурга, относятся Вальдорфская школа, метод Марии Монтессори. В практике семейного образования родители  и педагоги могут применять анскулинг, дескулинг, методы Селестины Френе, Шарлоты Мейсон,  план Йена, «Unit study».                                                              
Рассматривая возможности образовательного  пространства современных   альтернативных учреждений социальной сферы, важно отметить необходимость комплексного подхода в работе медицинского персонала, педагогов, волонтёров.  В  качестве примера можно привести деятельность российско-немецкой благотворительной организации «Перспективы», которая реализует  в Санкт-Петербурге ряд проектов: «Дети вне семьи», « Гостевой Дом», « Центр Дневного Пребывания». Отличительной особенностью  развивающих программ является европейская модель сопровождения детей с ОВЗ,  обучение, творческая реабилитация, организация досуговых мероприятий. Сложность  представляет контингент подопечных, в состав которых входят дети с синдромом РДА, ЗПР, ДЦП, ТМНР, ринолалией, нарушениями зрения и слуха, синдромом Дауна. В июле-августе 2015 года  автором была проведена оценка эффективности коррекционно-реабилитационной  работы и динамики развития воспитанников IV корпуса Отделения Милосердия ДДИ №4 г. Павловска с ТМНР.  В качестве диагностического материала использовались медицинские сведения, данные шкалы Апгар, карты педагогических наблюдений, метод беседы.   В качестве оценочных критериев рассматривались следующие методики: индекс Бартел, арт-терапевтическая шкалы формальных элементов (АТШФЭ), шкала формирования основных двигательных навыков (ОДН) Питера Лаутеслагера, эрготерапевта Коринны Дитрих (Германия), боббат-терапевта Керстин Майснер (Германия),  методика оценки когнитивных процессов Т. С. Овчинниковой (ЛГУ), статистический   анализ антропометрических данных. Были выявлены следующие изменения:
- положительная динамика  развития  двигательной активности детей;
- улучшение  состояния слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- стабилизация эмоционального  фона и  повышение познавательного интереса на уровне игровой деятельности; 
-  улучшение качества  линии, освоения значения цвета и пространства листа в процессе занятий изобразительной деятельностью;                 
- успешное формирование навыков самообслуживания по индексу Бартел (от 5 до 25 баллов);
- снижение уровня проявления синдрома госпитализма в процессе медико-педагогического сопровождения  до 10-20%.  
Необходимыми условиями успешной   комплексной  работы является медицинская коррекция и подбор индивидуальных ортопедических средств.  Исследования Э.Г. Крутиковой пациентов, страдающих ДЦП [3], проведённые на базе НИИ им. Турнера, убедительно доказали необходимость получения новых моторных ощущений для увеличения подвижности конечностей, мышц глазодвигателей и артикуляторного аппарата. Вышесказанное подтверждает значимость занятий адаптивной физической культурой и адаптивным туризмом.                                                                 
  Выбор  образовательного учреждения, педагога и  формы обучения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими,  с учётом рекомендаций ГМПК. Сотрудничество семьи и школы  обеспечивает  благоприятные условия для социализации и профориентации детей, их личностного и профессионального роста.
Список литературы.
  1. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед. Вузов. М.,«Просвещение», 1969г.  - 310с.
  2. Принципы и методы  логопедической работы. Межвузовский сборник научных трудов. Министерство просвещения РСФСР. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ленинград, 1984 -140с.
  3. Нервно-психические и речевые нарушения. Сборник научных трудов. Министерство просвещения РСФСР. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ленинград 1982.-120с.
  4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. Москва, Просвещение, 1983-136с.
  5.  Хрестоматия по патопсихологии.  Под ред. Б.В. Зейгарник,  А.П. Корнилова, В.В. Николаевой. М..  Издательство Московского университета. 1981г.- 160с.
  6.  Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.  Логопедия в таблицах и схемах. М, ООО   «Парадигма», 2009-216с.
  7. Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Под ред проф. Г.К. Ушакова. М. Медицина. 1981г.-240с.
  8.  Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М.,  Владос, 2010г.-283с.
  9. Логопедическая диагностика. Методические рекомендации по логопедической диагностике. Составитель: Лалаева Р.И., 2004г.
  10. Дети с  ограниченными возможностями: проблемы и инновационные  тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу « Коррекционная педагогика  и специальная психология». Сост. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. М, ООО   «Аспект» , 2005г.- 448с.
  11. Электронный ресурс:   http://yurist-ekaterinburg.ru/fz-273-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-rossiyskoy-federacii-rf-poslednyaya-redakciya-s-izmeneniyami-novyj-2017-2016  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»