Специфика работы учителя-логопеда в учреждениях альтернативного образования
Елена Константиновна Паршина,
логопед ЦККД « Павловск», учитель русского языка РКТК,
ЧОУ « Школа Экспресс», педагог дополнительного
образования ДСОЛ « Балтийская звезда»,
волонтёр БОО «Перспективы», БОО «Апельсин».
логопед ЦККД « Павловск», учитель русского языка РКТК,
ЧОУ « Школа Экспресс», педагог дополнительного
образования ДСОЛ « Балтийская звезда»,
волонтёр БОО «Перспективы», БОО «Апельсин».
Закон об образовании 1991 года провозгласил свободу выбора форм обучения и вариативность их создания, что обеспечило возможность построения новых видов образовательных структур. В настоящее время в России продолжает развиваться система учреждений альтернативного образования, которая отвечает определённым запросам детей и их родителей, повышенным требованиям к качеству преподавания, медицинского и социального обслуживания населения.
Законом предусмотрены некоторые альтернативные организационно-педагогические формы обучения, в соответствии с которыми ребенок обязательно проходит аттестацию и получает документы об образовании государственного образца. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного образования. Экстернат предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Обучение экстерном обычно рекомендуют одарённым детям или учащимся, ориентированным на профессиональное – спортивное, художественное, музыкальное образование, детям военнослужащих, а также лицам с особыми образовательными потребностями, детям - инофонам. Все остальные альтернативные формы—варианты семейного образования. В этом случае ребенок самостоятельно или при помощи педагогов, репетиторов, родителей осваивает учебную программу и приходит в школу в периоды итоговой аттестации, а также на внеклассные, внешкольные, клубные мероприятия по выбору. Такой способ обучения выбирают для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с педагогической запущенностью, в связи с индивидуально-личностными особенностями ребёнка, при конфликтных ситуациях в школе, по религиозным мотивам. Ребёнок зачисляется в школу, имеет право пользоваться библиотекой, медицинской помощью, а также получать консультации преподавателей.
К учреждениям альтернативного образования относятся авторские и частные школы, детские сады, детские клубы, а также группы и студии при Домах, Дворцах, Центрах учреждений дополнительного образования и культуры, школы и реабилитационные центры при религиозных и благотворительных организациях. В системе дополнительного образования, медицинского и социального обслуживания населения реализуются проекты по созданию арт - терапевтических студий, учебных классов, что способствует решению задач трудовой и творческой реабилитации, инклюзивного образования. В непосредственном контакте с семьёй работают и многочисленные агентства по подбору домашнего персонала: гувернёров, репетиторов, дефектологов, логопедов.
Рассмотрим некоторые формы отечественного альтернативного образования.
1. Лицей М.П. Щетинина, представляющий собой жизнь общины по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика. Академик М.П. Щетинин считает, что лидирующее место в мире и, в частности, в мировой экономике может занять только страна, имеющая существенное превосходство и лидирующую роль в области образования своих граждан. Лицей в Текосе был создан М.П. Щетининым, его коллегами и детьми, приобрёл всероссийскую и всемирную известность и в 1999 году был признан одной из лучших педагогических систем в мире, став Ассоциированной школой ЮНЕСКО. В период с 10 по 21 июля 2010 г. в Лицее проведен международный симпозиум по проблемам развития образовательных систем с участием заинтересованных лиц и организаций Японии, Канады, США, Украины, представителей вузов России. Распоряжением правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1128-р Лицей переведен в статус Учреждения ГАН РАО, но Лицей уже сейчас соответствует уровню Федерального института экспериментальной педагогики. Анализируя факты снижения интеллектуальной и творческой активности учащихся, ухудшение состояния их здоровья, М.П. Щетинин сформулировал проблему: найти альтернативные способы образования, которые бы формировали гармонично развитую, социально активную, творческую личность, проникнутую чувством высокой ответственности не только за себя, но и за честь своего рода, народа, за благополучие и судьбы Отечества. Академик М.П. Щетинин планирует создание ступени дошкольного образования при Лицее.
2. «Школа-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
3. ЧОУ « Школа Экспресс» Ольги Дмитриевны Владимирской, Санкт-Петербург, реализующая принципы семейного образования. Высококвалифицированные педагоги учреждения разрабатывают индивидуальные образовательные программы для одарённых учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют на практике работу в формате консультативного (очного) и дистанционного обучения с учётом профильной ориентации ребёнка и его родителей.
Рассматривая особенности работы учителя–логопеда в учреждениях альтернативного образования, следует отметить, что основными нормативными документами, регламентирующими деятельность специалиста, являются Устав, Учредительный Договор, лицензия, Сборник приказов и инструкций Министерства Просвещения РСФСР № 25 за 1979г., Приказ Министерства Просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985г., Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 27.12.98г. № 383. В соответствии с требованиями, логопеды детских поликлиник должны оказывать помощь детям в возрасте от 2-х до 14 лет 2 раза в неделю. Недостаточное финансирование не может обеспечить расходы на содержание логопедического кабинета в каждой детской поликлинике. При возрастающем спросе населения эту проблему решают индивидуальные предприниматели, учреждения альтернативного образования, группы в Домах творчества и учреждениях культуры. Глава 10 ФЗ-273 Закона об образовании (ст. ст. 75, 76) посвящена дополнительному образованию детей и взрослых, дополнительному профессиональному образованию:
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также
на организацию их свободного времени. Дополнительное образование
детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Дополнительные
общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные
и индивидуальные особенности детей.
[11] В системе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры с 1990г. также разрабатываются новые организационно-педагогические формы обучения детей и взрослых, продолжает развиваться сеть платных услуг населению. В частных учреждениях для дошкольников практикуется создание групп для детей раннего возраста (от 1 года). Авторский коллектив под руководством профессора Н.Е. Вераксы ставит задачи развития ребёнка с момента его рождения до школы. Программа работы логопеда с детьми раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) включает занятия по сенсорному воспитанию, звуковой культуре речи, развитию коммуникативных навыков, обучение игровым приёмам, в том числе хороводным играм; обогащение лексического запаса. Наблюдения показывают, что у малышей успешно формируются адаптивные навыки, интерес к игровой, творческой, коммуникативной и учебной деятельности, Дополнительным ресурсом занятий является вовлечение в педагогический процесс родителей. В связи с многообразием современных научных подходов профессор Р.И. Лалаева обращает особое внимание на проблему логопедической диагностики речевых расстройств, которая имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определённого вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение должно быть составлено с учётом пересечения этих двух классификаций. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к анализу механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.[9] Традиционно в группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением: дислалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи, дисграфии и дислексии. Группы формируются по возрастному принципу: ранний возраст, дошкольный, школьный возраст. Дети с однородным неправильным звукопроизношением объединяются в группы по 5-6 человек. Общая продолжительность занятия – 45 минут. Количество детей в группе и продолжительность занятия зависят от степени тяжести речевого нарушения:
- при дизартрии: 5-6 человек, время занятия – 45 минут;- при ринолалии:: 2-4 человека, время занятия – 40-45 минут;
- при ОНР: 3-4 человека, время занятия- 40-60 минут;
- при заикании: 4-6 человек, время занятия- 45-60 минут;
- при тяжёлых расстройствах речи - индивидуальные занятия продолжительностью от 20 до 30 минут.
При работе с детьми школьного возраста группы комплектуются на основании выявления у учащихся основного первичного дефекта, замедляющего нормальный темп развития речи:
А. сходное нарушение звукопроизношения;
Б. стойкое проявление дисграфии и дислексии;
В. выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;
Г. нарушения в строении артикуляторного аппарата.
Организация и проведение занятий осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами логопедии. К общедидактическим принципам относятся:
-наглядность,
-системность,
-последовательность,
-доступность,
-прочность,
-воспитывающий характер обучения,
-сознательность,
-активность,
-индивидуальный и личностно-ориентированный подход.
К специфическим принципам относятся:
-онтогенетический,
-системности,
-комплексности,
-связи речи с другими сторонами психического развития,
-принцип взаимосвязи с практикой.
Логопеду учреждений альтернативного образования необходимо учитывать в работе следующие особенности:
- наличие в группе детей с разными речевыми нарушениями: НПОЗ, ОНР-I, ОНР-II, ОНР-III, ФФНР, ФНР, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии;
-наличие в группе детей с расстройствами аутистического спектра;
-наличие в группе педагогически запущенных детей;
- запрос родителей на применение инновационных технологий, программ опережающего обучения и инклюзивного образования;
- дефицит времени, связанный с финансовыми затратами родителей;
- проблема инвестиций в инновационные проекты;
- разработку индивидуального образовательного маршрута;
- нацеленность на быстрый и зримый результат;
- продолжительность группового занятия - от 25 до 60 минут;
- высокую плотность занятия;
- качественную дифференциальную диагностику речевых нарушений;
- использование возможностей дистанционного обучения;
- проведение систематической консультативной работы с родителями;
- запросы на проведение восстановительных занятий по коррекции афазий с больными, перенёсшими ОНМК;
- запрос на реализацию одним специалистом услуг комплексного характера: логопеда, дефектолога, психолога, репетитора, воспитателя, няни, педагога дополнительного образования.
Для успешного решения поставленных задач учителю-логопеду системы альтернативного образования целесообразно использовать разнообразные методы логопедического воздействия:
- практические (упражнения, игры, моделирование);
-наглядные (наблюдения, работа с картинками, аудио - и видео материалами),
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка).
-ТСО: ИКТ, ЭОР;
- метод проектов;
- стимулирование творческого потенциала ребёнка средствами арт-терапии и дополнительного образования.
В консультативной работе с родителями незаменимы организационные методы (сравнительный и комплексный), эмпирический биографический метод, количественный и качественный анализ, практические методы психолого-педагогической поддержки (арт-терапия и арт-педагогика).
Многолетняя практика работы в системе альтернативного образования показала высокую продуктивность и результативность следующей примерной структуры занятия:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на развитие фонематического слуха;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- коррекция звукопроизношения:
- автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- дифференциация звуков;
5. изучение лексических тем;
6. развитие когнитивных процессов;
7. рефлексия.
Большую популярность в логопедической практике получили бланковые методы: они просты в подготовке, экономичны, наглядны в представлении результатов работы. Это тесты, кроссворды, ребусы. В силу определённых сложностей, связанных с логофобиями, расстройствами невротического характера, логопеду следует расширять методический арсенал за счёт применения игровых технологий, различных дидактических пособий, арт-терапевтических и арт-педагогических методик, занятий, интегрированных в систему дополнительного образования (ИЗО, декоративно-прикладное творчество: изготовление фольклорных кукол, игрушек, плетение, ткачество, несложные приёмы вышивания, конструирование и моделирование из бумаги). Удачным приёмом является включение техники рисования цветным песком в процесс коррекции оптической дисграфии, рисование по влажной бумаге и работа с раскрасками - в процесс обучения связному рассказу по картине или серии предметных картин. Методика «Каракули», которую можно практиковать на интерактивной доске, способствует развитию моторных навыков и положительной учебной мотивации. Применение компьютерных технологий оправдано в ходе проведения артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков, на этапе развития связной устной речи (сказка, рассказ, экскурсия), в ходе изучения и повторения материала курса начальной школы и контроля качества усвоения знаний по теме. Положительные результаты в работе учителя-логопеда могут быть достигнуты путём использования театрализованных игр, игр-драматизаций. Дети очень любят все виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный и охотно принимают участие в инсценировках сказок, с интересом разучивают диалоги. Учащиеся начальной и средней школы с большим удовольствием работают в электронном формате над созданием мультфильмов, журналов, поэтических сборников, сочинением собственных сказок и рассказов, текстов экскурсий.
Анализ данных результатов ЕГЭ по русскому языку за 2014-2018 учебные годы при обучении в формате экстерната показал 100% положительные результаты учащихся-логопатов школы « Экспресс» с последующим поступлением в ВУЗы Санкт-Петербурга: Химико-Технологический, Консерваторию, Институт Технологии и Дизайна, Университет. Выпускники семейной школы, имевшие речевые нарушения в раннем, дошкольном и школьном возрасте, остановили свой профессиональный выбор на обучении в Техникуме Советской Торговли, Санкт-Петербургском Электротехническом институте, Медицинском колледже, Техническом колледже, Лицее Японской Культуры.
За рубежом система альтернативного образования имеет давние традиции. Особенно ярко разнообразие школ и методов проявилось в сфере специальной педагогики: слоговой метод П. Шумана и В. Пауля, глобальный метод Материнской школы сестёр М. и Э. Гаррет (США), метод целых слов и фраз Малиша (Германия), глобально-синтетический метод Р.Линднера (1910), бельгийский метод Г. Эрлена [10]. К альтернативным методикам развития, применяемым в современных частных учреждениях Санкт-Петербурга, относятся Вальдорфская школа, метод Марии Монтессори. В практике семейного образования родители и педагоги могут применять анскулинг, дескулинг, методы Селестины Френе, Шарлоты Мейсон, план Йена, «Unit study».
Рассматривая возможности образовательного пространства современных альтернативных учреждений социальной сферы, важно отметить необходимость комплексного подхода в работе медицинского персонала, педагогов, волонтёров. В качестве примера можно привести деятельность российско-немецкой благотворительной организации «Перспективы», которая реализует в Санкт-Петербурге ряд проектов: «Дети вне семьи», « Гостевой Дом», « Центр Дневного Пребывания». Отличительной особенностью развивающих программ является европейская модель сопровождения детей с ОВЗ, обучение, творческая реабилитация, организация досуговых мероприятий. Сложность представляет контингент подопечных, в состав которых входят дети с синдромом РДА, ЗПР, ДЦП, ТМНР, ринолалией, нарушениями зрения и слуха, синдромом Дауна. В июле-августе 2015 года автором была проведена оценка эффективности коррекционно-реабилитационной работы и динамики развития воспитанников IV корпуса Отделения Милосердия ДДИ №4 г. Павловска с ТМНР. В качестве диагностического материала использовались медицинские сведения, данные шкалы Апгар, карты педагогических наблюдений, метод беседы. В качестве оценочных критериев рассматривались следующие методики: индекс Бартел, арт-терапевтическая шкалы формальных элементов (АТШФЭ), шкала формирования основных двигательных навыков (ОДН) Питера Лаутеслагера, эрготерапевта Коринны Дитрих (Германия), боббат-терапевта Керстин Майснер (Германия), методика оценки когнитивных процессов Т. С. Овчинниковой (ЛГУ), статистический анализ антропометрических данных. Были выявлены следующие изменения:
- положительная динамика развития двигательной активности детей;
- улучшение состояния слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- стабилизация эмоционального фона и повышение познавательного интереса на уровне игровой деятельности;
- улучшение качества линии, освоения значения цвета и пространства листа в процессе занятий изобразительной деятельностью;
- успешное формирование навыков самообслуживания по индексу Бартел (от 5 до 25 баллов);
- снижение уровня проявления синдрома госпитализма в процессе медико-педагогического сопровождения до 10-20%.
Необходимыми условиями успешной комплексной работы является медицинская коррекция и подбор индивидуальных ортопедических средств. Исследования Э.Г. Крутиковой пациентов, страдающих ДЦП [3], проведённые на базе НИИ им. Турнера, убедительно доказали необходимость получения новых моторных ощущений для увеличения подвижности конечностей, мышц глазодвигателей и артикуляторного аппарата. Вышесказанное подтверждает значимость занятий адаптивной физической культурой и адаптивным туризмом.
Выбор образовательного учреждения, педагога и формы обучения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учётом рекомендаций ГМПК. Сотрудничество семьи и школы обеспечивает благоприятные условия для социализации и профориентации детей, их личностного и профессионального роста.
Список литературы.
- Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед. Вузов. М.,«Просвещение», 1969г. - 310с.
- Принципы и методы логопедической работы. Межвузовский сборник научных трудов. Министерство просвещения РСФСР. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ленинград, 1984 -140с.
- Нервно-психические и речевые нарушения. Сборник научных трудов. Министерство просвещения РСФСР. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ленинград 1982.-120с.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. Москва, Просвещение, 1983-136с.
- Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилова, В.В. Николаевой. М.. Издательство Московского университета. 1981г.- 160с.
- Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. М, ООО «Парадигма», 2009-216с.
- Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Под ред проф. Г.К. Ушакова. М. Медицина. 1981г.-240с.
- Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., Владос, 2010г.-283с.
- Логопедическая диагностика. Методические рекомендации по логопедической диагностике. Составитель: Лалаева Р.И., 2004г.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу « Коррекционная педагогика и специальная психология». Сост. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. М, ООО «Аспект» , 2005г.- 448с.
- Электронный ресурс: http://yurist-ekaterinburg.ru/fz-273-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-rossiyskoy-federacii-rf-poslednyaya-redakciya-s-izmeneniyami-novyj-2017-2016