Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности речевого развития детей  раннего возраста,
воспитывающихся в доме ребенка

Диневич Каталина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГБОУ школа №131 Санкт-Петербурга
 
Дом ребенка является закрытым учреждением, в котором воспитываются дети до 4-х лет, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Проблема полноценного развития детей в домах ребенка и сейчас не теряет своей актуальности. Невозможно оставить без внимания тот факт, что основную сложность для детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. А так как общение возникает раньше других процессов,  присутствует во всех видах деятельности,  значит, оно  оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Весьма логично предположить, что при недостаточном общении в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется.
Изучение нарушений речевого развития детей раннего возраста основывается на выявлении роли биологических и социальных факторов патологического воздействия на формирование речевой системы. Когда мы говорим о детях из психоневрологических домов ребенка, необходимо учитывать, что на их речевое развитие, как правило, повлияли и факторы обоих типов. Во первых, процент абсолютно здоровых 2-х летних детей в доме ребенка практически равен нулю. Это в основном дети из неблагополучных семей: дети лиц, страдающих алкогольной и/или наркотической зависимостью, беременность и роды у которых протекали с различными отклонениями. Таким образом, биологический фон детей Дома ребенка далек от нормы. Отягощенная наследственность, заболевания в раннем детстве, ранний переход на искусственное вскармливание, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице – все это создает дополнительные трудности в работе по обеспечению всестороннего развития и формирования высокого уровня здоровья детей.
Психическое здоровье детей из дома ребенка отличается от психического здоровья детей, растущих в семье. Темп их развития замедлен. Психическое развитие и физическое здоровье детей имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах развития ребенка. Все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Отклонения в речевом развитии у детей из таких учреждений  вызваны также и социальными причинами, главной из которых является неполноценность общения ребенка с матерью. «Характер отношений, сложившийся в диаде «мать – дитя», тип привязанности, сложившийся у ребенка, оказывают значительное влияние на его коммуникативное поведение, а следовательно – на его речевое развитие» [21, с. 327].
Лебединский В.В. считал, что «есть прямая взаимосвязь между временем и длительностью стойкости неблагоприятного социального фактора и тяжестью и стойкостью отклонений, а значит, чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в их развитии» [24, с.16].  Во всех исследованиях отмечается, что активная речь у таких детей возникает позже, чем у детей из семьи. Дети из домов ребенка в большей степени ориентированы на понимание речи взрослого, а именно, его команд и указаний, которым подчинена вся их жизнь в закрытом детском учреждении. Соответственно, речь этих детей беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, в ней преобладают дефектные звуки. Нарушения речи младших дошкольников с психической депривацией могут проявляться в разной степени – от полного отсутствия речи до наличия отдельных элементов лексико‑грамматического и фонетико‑фонематического недоразвития.
 Возраст от 1 года до 3-х лет является сензитивным периодом для развития речи. Речь в этом возрасте непрерывно связана с процессом общения, особенно со взрослыми. Доказано, что основной предпосылкой становления речи в раннем возрасте является высокий уровень мотивации речевого общения. Пребывание ребенка в доме ребенка мешает удовлетворению основной потребности развития ребенка, а именно общения с узким и неизменным числом близких и доступных взрослых.
Речь детей бедна по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, отличается неточностью звукопроизношения. Причинами отставания развития речи являются [1]:
1) раннее (после 8 мес.) прекращение лепета и звукоподражаний и, как следствие, несовершенство артикуляции; 2) недостаток развития сложных слуховых дифференцировок, чему мешают условия воспитания в домах ребенка — неспокойная обстановка, шум, сенсорная депривация, ведущая к падению нормы слышимой речи; 3) дефицит речевого общения; 4) недостаток развития понимания речи; 5) особенность речевого общения воспитателей с детьми.
Нарушения предречевого развития младенцев в условиях полной материнской депривации проявлялись в виде синдрома депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: 1) недиференциованность крика-плача; 2) задержка формирования модулированных вокализаций (гуканья, гуления, лепета, звуко- и слогоподражания и др.); 3) снижение (полное отсутствие) голосовых проявлений.
Выделяют  2 варианта синдрома депривационной предречевой ретардации: собственно депривационный, проявляющийся в легкой, среднетяжелой и тяжелой (анаклетической) степенях [13].
На дограмматическом этапе у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, чаще всего выявляется темповая задержка речевого развития [13]. Речь детей характеризуется: 1) отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); 2) небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1-2); 3) преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); 4) небольшим количеством понимаемых слов; 5) отсутствием понимания признаков предметов и их действий; 6) преобладанием понимания простых словесных инструкций.
По данным М.И. Лисиной [27], у детей, воспитывающихся в семье, всегда есть возможность общаться со взрослыми ними на разные важные для них темы. Дети, растущие в домах ребенка, вынуждены общаться с большим количеством взрослых, в основном  в режимные моменты, такие как кормление или переодевание, качество этого общения не соответствует потребности ребенка в эмоционально-теплом общении. Речь воспитателей не является индивидуально адресованной конкретному ребенку. Вследствие этого она не мобилизует слух детей. Кроме того, речь воспитателей детских учреждений, как правило, является директивным призывом к действию, а не стимулом для ответа.
Поведение детей жестко регламентировано взрослыми и ограничено режимными моментами, отсутствует свобода действий, все приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно овладевают речью (более 70%), в домах ребенка только около 40%. Активная фразовая речь детей из домов ребенка особенно задерживается и начинает формироваться в лучшем случае лишь во втором полугодии третьего года жизни [19].
Исследования М.А. Илюк показали, что наиболее заметной у детей в доме ребенка является задержка лепета и подготовительного этапа понимания речи. «На 10‑м месяце жизни лишь у 12 % детей из дома ребенка отмечается нормативное развитие речи, в то время как в семье этот показатель достигает 90 %» [19, с. 15]. У младенцев, оставшихся без родителей,  упрощены эмоциональные проявления, они отстают от своих сверстников в развитии познавательной деятельности. У них не возникает эмоциональной привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, безрадостны и пассивны.
В целом, особенно заметно отставание в развитии в тех областях, которые требует непрерывных эмоциональных контактов ребенка со взрослым.
 К. Н. Корнилов, посещая ясли, отмечал: «дети не говорят, а мычат, ходить начинают к двум годам, первые слова произносят к трем годам, не интересуются игрушками, у них преобладают навязчивые движения – сосание пальца или угла пеленки, раскачивание из стороны в сторону» [39,с.6].
«Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. В одном случае наблюдалось вращение головой, отчасти напоминающее колебательный спазм. Битья головой не наблюдалось. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдавших явлениями госпитализма» [45, с. 5].
  Анализ научно-исследовательской литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие импрессивной речи детей в норме к завершению третьего года жизни характеризуется большими достижениями: ребенок уже может понимать двухступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации, дифференцировать существительные в единственном и множественном числе с ударным и безударным окончанием. Объем словаря стремительно растет и может достигать 300 - 1500 слов. По данным Швачкина Н.Х., ребенок к 2 годам уже должен дифференцировать на слух все фонемы родного языка. К трем годам дети усваивают парадигму окончаний существительных, иногда допуская замену флексий внутри какого-либо падежа. Так же к трем годам почти заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка. Именно поэтому второе полугодие третьего года жизни может быть показательным для определения наличия/отсутствия проблем речевого развития.
2. К факторам, определяющим  успешность речевого развития, можно отнести:  отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
3. У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
 
 
 
Список использованной литературы
  1.  Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка // Педиатрия. - 1954. -№3.- С. 10-16.
  2. Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. — М., 1998. —22 с.
  3. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме.- СПб.: Каро, 2008. 208 с.
  4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. — 320 с.
  6. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2010. -144 с.
  7. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»