Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние родительской позиции на формирование
личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Корюшкина Дина Вафаевна
 

Родительская позиция рассматривается не только с точки зрения функций, выполняемых родителями, столько с точки зрения принятия мужчиной и женщиной новых социальных ролей – отца и матери. Если эти роли не приняты, то выполнение неизбежных родительских функций вызывает раздражение или апатию, что негативно сказывается на состоянии и развитии ребенка.
Родительская позиция рассматривается как структурно сложное образование, включающее в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный аспекты. Которые опосредованы субъективными и объективными факторами.
Эмоциональный аспект родительской позиции характеризуется родительскими чувствами, эмоциональном фоном в общении с ребенком, суждение и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители – дети. По степени выраженности эмоционального отношения к детям выделяются следующие полярные родительские позиции: позиция по типу любви и принятия; по типу неприятия, отвержения ребенка; по типу чрезмерной опеки; по типу излишней требовательности. В этой классификации представлены два крайних типа позиций, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Важнейший составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения. Ожидания представляют собой образы, регулирующие родительское поведение и определяющие тактику и характер воспитания. Можно выделить глобальный и дифференцированный образ ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами ребенка». Дифференцированный образ характеризуется индивидуально – личностные качества ребенка, определяя его неповторимость и уникальность.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его духовном мире изменения. Адекватность проявляется в балансе необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных стадиях развития.
Гибкость родительской позиции характеризуется способностью изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Гибкость может проявляться: а) В изменяемости-статичности ПОРТРЕТА ребенка; б) В степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка; в) В степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, сменой условий взаимодействия.
Прогностичность родительской позиции рассматривается как способность родителей к предвидению перспектив  дальнейшего развития ребенка и способности к построению «опережающего» взаимодействия с ним, способствующего появлению новых психических и личностных качеств у детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно создать зону ближайшего развития для ребенка и установить оптимальную дистанцию в общении с ним.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, родительская позиция влияет на осуществления воспитательной функции, формирование определенного стиля или типа воспитания и отношения к детям, выполняет регулятивную функцию в семейном воспитании, определяя отношения к детям, поведение родителей, тактику и характер воспитания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»