Социально-трудовая адаптация в школе-интернате для детей с умственной отсталостью
(из опыта работы)
Березовская Ирина Геннадьевна
Социализация — процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически,человек , как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [1, с. 21-29]. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (социальная адаптация), которая осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению). Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Трудовая адаптация, как разновидность социальной, представляет собой взаимодействие работника с новой трудовой ситуацией, в процессе которого согласовываются требования и ожидания участников [2, с. 12].
Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций» [3, с. 29].
Отечественные врачи и педагоги Кащенко В.П., Граборов А.П. [4,3, с. 57,34] высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью (олигофрения) жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.
В современных условиях жизни общества подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.
Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят» [5, с. 89], в процессе социализации можно выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде [6, с. 31].
Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Кадровый потенциал школы:
Высшая профессиональная квалификация -87%
Педагоги – дефектологи-78%
Обеспеченность специалистами – 100%
Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. [7, с. 19]
Надо отметить, что воспитанники с умственной отсталостью школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
— в условиях интернатных учреждении, где семья заменена учреждением;
— в условиях «социального сиротства»;
— в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятелъности;
— в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
— у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья;
— односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину[8, с. 54];
— поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви [8, с. 59];
— неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
— «...тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать...»;
— иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности, финансовая безграмотность;
— инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособностъ к самостоятельному выбору своей судьбы;
— «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты — своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка ребенка противостоять тем ситуациям, в которые он попадает[9, с. 70].
Исходя из проблем, перечисленных выше, педагогическим коллективом школы-интерната №27 разработаны направления педагогической деятельности и программное обеспечение по социально-трудовой адаптации обучающихся школы-интерната с умственной отсталостью :
Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (социальная адаптация), которая осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению). Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Трудовая адаптация, как разновидность социальной, представляет собой взаимодействие работника с новой трудовой ситуацией, в процессе которого согласовываются требования и ожидания участников [2, с. 12].
Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций» [3, с. 29].
Отечественные врачи и педагоги Кащенко В.П., Граборов А.П. [4,3, с. 57,34] высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью (олигофрения) жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.
В современных условиях жизни общества подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.
Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят» [5, с. 89], в процессе социализации можно выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде [6, с. 31].
Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Кадровый потенциал школы:
Высшая профессиональная квалификация -87%
Педагоги – дефектологи-78%
Обеспеченность специалистами – 100%
Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. [7, с. 19]
Надо отметить, что воспитанники с умственной отсталостью школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
— в условиях интернатных учреждении, где семья заменена учреждением;
— в условиях «социального сиротства»;
— в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятелъности;
— в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
— у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья;
— односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину[8, с. 54];
— поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви [8, с. 59];
— неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
— «...тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать...»;
— иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности, финансовая безграмотность;
— инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособностъ к самостоятельному выбору своей судьбы;
— «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты — своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка ребенка противостоять тем ситуациям, в которые он попадает[9, с. 70].
Исходя из проблем, перечисленных выше, педагогическим коллективом школы-интерната №27 разработаны направления педагогической деятельности и программное обеспечение по социально-трудовой адаптации обучающихся школы-интерната с умственной отсталостью :
- Обеспечение необходимой системы внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечение базового уровня состояния здоровья и необходимого инструментария для его поддержания и развития.
Программы: «Азбука здоровья», «Шаг навстречу»
- Обеспечение правовой грамотности, разрушение ложных стереотипов о криминальном мире.
Программа: «Я и закон»
- Создание условий для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться отношению к трудностям, неудачам, создание адекватного возможностям и условиям образа успеха.
Программа «Технология общения».
- Обеспечение экономической грамотности, умения жить по средствам.
Программа «Экономический практикум»
- Создание условий для формирования трудовых навыков, культуры труда, желания трудиться.
Программы учебных курсов СБО, трудового обучения, воспитательских часов («Часы быта», «Часы творчества», программы по профориентации), программа отряда «Волонтер»
- Обучение умения организовывать свой досуг, формирование стереотипа поведения «делу - время, потехе - час».
Программы дополнительного образования школы и учреждений образования, культуры и спорта, взаимодействующих с МБОУ ОШИ №27 .
В школе существует практика адаптировать детей в трудовых коллективах через организацию работы детей на предприятиях города в каникулярное время.
В оздоровительных лагерях «Орленок», «Спутник», «Космос», «Пламя», ООО «Танай» все лето ребята работали в качестве горничных, кухонного персонала, уборщиков помещений и дворников. Рабочие отряды работают под обязательным присмотром воспитателя. В летний период дети не только работают, но и отдыхают: в свободное от работы время воспитателями организуется досуг детей – дети посещают учреждения культуры, развлекательные учреждения, организуются походы выходного дня. Дети, работающие в оздоровительных лагерях, принимают активное участие в творческой жизни лагеря наравне с другими отрядами, получают значимую для них заработную плату.
Трудовые навыки воспитанников отрабатываются в трудовых бригадах, во время трудовой практики. За 2015-16 учебный год воспитанники школы выполнили объём штукатурно-малярных, швейных, столярных, растениеводческих работ на сумму 3 миллиона 243 тысячи рублей
Выстроена четкая система работы по созданию единого коррекционного пространства с учреждениями профобразования, что предполагает выработку единых требований, выявление причин, препятствующих успешной адаптации обучающегося в ПУ. Организация работы включает в себя: совместные ПМПК с ПУ, совместные педсоветы, встречи выпускников, классные часы с выпускниками ПУ, составление катамнеза воспитанников.
Большую положительную роль в постинтернатной социально-трудовой адаптации выпускников играет сопровождение наших выпускников общественными кураторами - прихожанами Кемеровской Епархии. Активисты - семья Хвилько сначала на добровольных началах, а затем и на договорных, начала работу с выпускниками интерната, помогая в трудных жизненных ситуациях и материально, используя средства, собранные в Епархии, и духовно – проводя воспитательные беседы, разбирая каждую ситуацию воспитанника, дают советы, навещают в больницах, помогают в жизнеустройстве детей-сирот.
Но очевидны и трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
–– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
- отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства [10, с. 2].
Несмотря на трудности, катамнез за 3 года постинтернатного сопровождения показывает стойкий положительный результат работы педагогического коллектива школы – интерната по социально-трудовой адаптации.
Список использованной литературы:
В школе существует практика адаптировать детей в трудовых коллективах через организацию работы детей на предприятиях города в каникулярное время.
В оздоровительных лагерях «Орленок», «Спутник», «Космос», «Пламя», ООО «Танай» все лето ребята работали в качестве горничных, кухонного персонала, уборщиков помещений и дворников. Рабочие отряды работают под обязательным присмотром воспитателя. В летний период дети не только работают, но и отдыхают: в свободное от работы время воспитателями организуется досуг детей – дети посещают учреждения культуры, развлекательные учреждения, организуются походы выходного дня. Дети, работающие в оздоровительных лагерях, принимают активное участие в творческой жизни лагеря наравне с другими отрядами, получают значимую для них заработную плату.
Трудовые навыки воспитанников отрабатываются в трудовых бригадах, во время трудовой практики. За 2015-16 учебный год воспитанники школы выполнили объём штукатурно-малярных, швейных, столярных, растениеводческих работ на сумму 3 миллиона 243 тысячи рублей
Выстроена четкая система работы по созданию единого коррекционного пространства с учреждениями профобразования, что предполагает выработку единых требований, выявление причин, препятствующих успешной адаптации обучающегося в ПУ. Организация работы включает в себя: совместные ПМПК с ПУ, совместные педсоветы, встречи выпускников, классные часы с выпускниками ПУ, составление катамнеза воспитанников.
Большую положительную роль в постинтернатной социально-трудовой адаптации выпускников играет сопровождение наших выпускников общественными кураторами - прихожанами Кемеровской Епархии. Активисты - семья Хвилько сначала на добровольных началах, а затем и на договорных, начала работу с выпускниками интерната, помогая в трудных жизненных ситуациях и материально, используя средства, собранные в Епархии, и духовно – проводя воспитательные беседы, разбирая каждую ситуацию воспитанника, дают советы, навещают в больницах, помогают в жизнеустройстве детей-сирот.
Но очевидны и трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
–– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
- отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства [10, с. 2].
Несмотря на трудности, катамнез за 3 года постинтернатного сопровождения показывает стойкий положительный результат работы педагогического коллектива школы – интерната по социально-трудовой адаптации.
Список использованной литературы:
- Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5.
- Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320с.
- Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / Книга для учителя. 2-е изд. М., 1994.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
- Андреева Г.М., 1996 Социальная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
- Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, АРКТИ, 2007
- Прихожан А.М. Психология тревожности 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
- Мухина В.С. Возрастная психология 4-е издание, стереотипное, М., ACADEMIA, 1999
- Семья Г. статья «Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений» инф бюллютень «Выпускники интернатных учреждений: проблемы и перспективы». Издание осуществлено Агентством социальной информации 2007