Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социально-трудовая адаптация в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

(из опыта работы)
Березовская Ирина Геннадьевна
Социализация — процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически,человек , как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [1, с. 21-29]. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
 Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (социальная адаптация), которая осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению). Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Трудовая адаптация, как разновидность социальной, представляет собой взаимодействие работника с новой трудовой ситуацией, в процессе которого согласовываются требования и ожидания участников [2, с. 12].
Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и  т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций» [3, с. 29].
Отечественные врачи и педагоги Кащенко  В.П.,  Граборов А.П. [4,3, с. 57,34] высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью (олигофрения) жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.
В современных условиях жизни общества подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.
Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят»  [5, с. 89], в процессе социализации можно выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде  [6, с. 31].
Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Кадровый потенциал школы:
Высшая профессиональная квалификация -87%
Педагоги – дефектологи-78%
Обеспеченность специалистами – 100%
 
Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. [7, с. 19]
Надо отметить, что воспитанники с умственной отсталостью школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
— в условиях интернатных учреждении, где семья заменена  учреждением;
— в условиях «социального сиротства»;
— в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятелъности;
— в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
— у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья;
— односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину[8, с. 54];
— поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви [8, с. 59];
— неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
— «...тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать...»;
— иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности, финансовая безграмотность;
— инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособностъ к самостоятельному выбору своей судьбы;
— «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты — своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка ребенка противостоять тем ситуациям, в которые он попадает[9, с. 70].
 
Исходя из проблем, перечисленных выше, педагогическим коллективом школы-интерната №27 разработаны направления педагогической деятельности и программное обеспечение по социально-трудовой адаптации обучающихся школы-интерната  с умственной отсталостью :
  1. Обеспечение необходимой системы внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечение базового уровня состояния здоровья и необходимого инструментария для его поддержания и развития.
Программы: «Азбука здоровья»,  «Шаг навстречу»
  1. Обеспечение правовой грамотности, разрушение ложных стереотипов о криминальном мире.
Программа:  «Я и закон»
  1. Создание условий для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться отношению к трудностям, неудачам, создание адекватного возможностям и условиям образа успеха.
Программа «Технология общения».
  1. Обеспечение экономической  грамотности,  умения жить по средствам.
Программа «Экономический практикум»
  1. Создание условий для формирования трудовых навыков, культуры труда, желания трудиться.
 
Программы учебных курсов СБО, трудового обучения, воспитательских часов («Часы быта», «Часы творчества», программы по профориентации), программа отряда  «Волонтер»
  1. Обучение  умения  организовывать свой досуг, формирование стереотипа поведения «делу - время, потехе - час».
Программы дополнительного образования школы и учреждений образования, культуры и  спорта, взаимодействующих с МБОУ ОШИ №27 .
В школе существует практика адаптировать детей в трудовых коллективах через организацию работы детей на предприятиях города в каникулярное время.
В оздоровительных лагерях «Орленок»,  «Спутник», «Космос», «Пламя», ООО «Танай» все лето ребята работали в качестве горничных,  кухонного персонала, уборщиков помещений и дворников.   Рабочие отряды работают под обязательным присмотром воспитателя. В летний период дети не только работают, но и отдыхают: в свободное от работы время воспитателями организуется досуг детей – дети посещают учреждения культуры, развлекательные учреждения, организуются походы выходного дня. Дети, работающие в оздоровительных лагерях, принимают активное участие в творческой жизни лагеря наравне с другими отрядами,  получают значимую для них заработную плату.
Трудовые навыки воспитанников отрабатываются в трудовых бригадах, во время трудовой практики. За 2015-16 учебный год  воспитанники школы выполнили объём штукатурно-малярных, швейных, столярных,  растениеводческих работ на сумму 3 миллиона 243 тысячи рублей
Выстроена четкая система работы по созданию единого коррекционного пространства с учреждениями профобразования, что предполагает выработку единых требований, выявление причин, препятствующих успешной адаптации обучающегося в ПУ. Организация работы включает в себя: совместные ПМПК с ПУ, совместные педсоветы, встречи выпускников, классные часы с выпускниками ПУ, составление катамнеза воспитанников.
Большую положительную роль в постинтернатной социально-трудовой адаптации выпускников играет сопровождение наших выпускников общественными кураторами  - прихожанами Кемеровской Епархии. Активисты  - семья Хвилько сначала на добровольных началах, а затем и на договорных, начала работу с выпускниками интерната, помогая в трудных жизненных ситуациях  и материально, используя средства, собранные в Епархии, и  духовно – проводя воспитательные беседы, разбирая каждую ситуацию воспитанника, дают советы, навещают в больницах, помогают в жизнеустройстве детей-сирот.
Но  очевидны и  трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
–– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
- отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства [10, с. 2].
Несмотря на трудности, катамнез за 3 года постинтернатного сопровождения показывает стойкий положительный результат работы педагогического коллектива школы – интерната по социально-трудовой адаптации.
 
 
 
Список использованной литературы:
  1. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5.
  2. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320с.
  3. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция:  Исправление недостатков характера у детей  и    подростков / Книга  для учителя. 2-е изд.  М., 1994.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
  6. Андреева Г.М., 1996 Социальная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  7. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, АРКТИ, 2007
  8. Прихожан А.М. Психология тревожности 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология  4-е издание, стереотипное,  М., ACADEMIA, 1999
  10. Семья Г. статья «Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений» инф бюллютень «Выпускники интернатных учреждений: проблемы и перспективы». Издание осуществлено Агентством социальной информации 2007
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»