Игровые приемы коррекции на уроках в начальной школе VI вида
Батуркина Юлия Владимировна
«Игра — это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В.А.
Обучение учащихся с ОВЗ представляет целый комплекс коррекционно-развивающих задач, которые позволяют решать проблемы, связанные с адаптацией не только к школьной жизни, но и к бытовым условиям.
Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется рядом особенностей связанные с :
1. нарушением моторных функций сопровождается нарушениями в формировании сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве. Нередко у школьников наблюдаются пространственные и оптико-пространственные нарушения, которые выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами; нарушением целостного образа предметов; искаженном выполнении копирования изображений, неверном восприятии местоположения и удаленности предметов в пространстве; затруднением дифференциации правой и левой рук; недоразвитием представлений о схеме собственного тела. Так, учащиеся с ДЦП испытывают трудности в ориентировке на плоскости листа бумаги: затрудняются при определении его сторон; при рисовании рисунок может быть смещен относительно центра, изображение расположено с одной стороны. Часто отмечается оптико-пространственная дисграфия — при письме наблюдаются искажения в написании букв. Кроме того, при письме, рисовании наблюдаются элементы зеркальности.
2. зрительными нарушениями, такими как косоглазие, отсутствие бинокулярного зрения, сужение поля зрения. У учащихся отмечаются недостатки глазодвигательных функций, характеризующиеся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, затрудняющие зрительное восприятие и влияющие на формирование представлений о предметах и окружающем мире. Суженность поля зрения затрудняет целостность, динамичность восприятия, отражается на правильности оценки пространственных отношений, пространственной ориентировки. Из-за нарушения зрительной функции возникает трудность перцепции изображений, ограниченность в восприятии внешнего мира, фрагментарность. Узнавание предметов воспринимается замедленно, несогласованность действия руки и глаза.
В связи с перечисленными особенностями для организации обучения и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление таких нарушений, активацию их познавательной деятельности.
Поэтому игра в целом и дидактическая игра в частности являются оптимальным корригирующим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие школьников с ДЦП. Коррекция развития школьников с ДЦП через игровые приемы осуществляется по следующим направлениям:
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика то нет письма, - нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Игровые приемы для коррекции:
· Формирование пространственных функций необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад. Так, рекомендуется на листе бумаги (или маркерная доска), изобразив линии или клеточки, показать стрелками направления движения глаз. Начинать работу следует с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. Для развития глазодвигательных функций можно проводить такие упражнения, как написание букв или слов открытыми глазами, прослеживание глазами за предметом вверх, вниз, по диагонали. Рекомендуется чередовать такого рода упражнения с анимацией на компьютере — прослеживание глазами за движущимися предметами на экране. Использование графического диктанта.
· Для формирования точности, координации движений и развития моторики рук можно использовать следующие упражнения: «Письмо» рукой в воздухе со зрительным контролем, написание дорожек (прямых, волнообразных, зигзагообразных линий) указательным пальцем в разных направлениях с помощью. Можно, взяв руки ребенка, совместно провести плавные линии обеими руками в одну сторону, в разные направления. Также следует включать в работу обе руки, например, рисовать в воздухе одновременно двумя руками; собирать пазлы, игра «Чудесный мешочек» ( геометрическими фигурами).
Примеры.
Игровые приемы на развитие мышления:
1. Собери картинку.
2. Исключи лишнее.
3. Анаграммы
4. Сходство и различие
5. Ребусы
6. Символико- графические тесты
Игровые приемы на развитие внимания:
1. Наблюдательность
2. Летает -не летает.
3. Съедобное – несъедобное
4. Найди и выпиши названия цветов
5. Найди отличия
6. Скопируй рисунок по клеточкам
Игровые приемы на развитие памяти:
1. "Осознание визуального материала"
2. Говори наоборот.
3. «Часы и время»
4. Классификация предметов.
5. Запоминание стихов
6. Запоминание текста.
Таким образом, игровые приемы могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников).