Конспект открытого занятия
для детей старшей логопедической группы
для детей старшей логопедической группы
Буква «Ь». Перелетные птицы
Лебедева Ирина Викторовна
учитель-логопед ГБДОУ № 65
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ № 65
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить с буквой «Ь», развивать словарь по теме «Перелетные птицы»
Задачи:
1) развивать фонематическое восприятие, анализ, представления
2) употреблять существительные мн.ч. в Р.п.
3) образовывать названия птенцов перелетных птиц
4) подбирать слова-антонимы
5) согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе
6) развивать графические навыки
7) развивать связную речь
8) развивать координацию речи с движениями
9) развивать слуховое, зрительное внимание, память
Ход занятия:
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Скажите. Пожалуйста, какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели наступит завтра?
2. Развитие фонематических функций
-Проведем небольшую разминку с мячом и поиграем в игру «Скажи наоборот»:
Темный- светлый
Горький-…
Сухой-…
Холодный-…
Смелый-…
Далекий-…
Твердый- мягкий
-Ребята, а про что в нашей группе можно сказать «мягкий» ,или «мягкая», или «мягкие»? (мягкий диван, мягкий ковер, мягкая игрушка, мягкие подушки и т.д.)
-А про что еще можно сказать «мягкий»? (про звук)
-Назовите по любому согласному мягкому звуку.
-А какие согласные звуки всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)
-Придумайте по слову, в котором будет согласный мягкий звук.
-Ребята, чем отличаются слова: угол- уголь?
-Игра «Поменяй звук» (замени последний согласный звук в слове на такой же мягкий согласный звук)
Кон-конь
Дал-…
Был-…
Балет-…
Жилет-…
Мел-…
3. Динамичная игра на внимание
-Ребята, слушайте мои команды и выполняйте движения: обе руки вверх, правая рука вниз, обе руки на пояс и т.д.
4. Знакомство с буквой «Ь»
-Ребята, выложите из кружков слова «кон» и «конь». (звуковой разбор этих слов)
Запись слова «КОН» на доске.
-А теперь я хочу написать слово «КОНЬ». Как же мне показать, что «Н» надо прочитать мягко?
-Для этого существует буква «Мягкий знак».
-Послушайте про него стихотворение:
Мягкий знак-нужный знак.
Не сказать его никак.
Звука не обозначает,
Лишь согласные смягчает.
-Запись буквы «Ь» на доске.
-Чтение слов с мягким знаком: ПЫЛЬ, ЛОСЬ, РЫСЬ, СОЛЬ
-Чем похожи эти слова? ( в каждом слове по 4 буквы и все слова заканчиваются мягким знаком)
-Ребята, запишите букву «Ь» в тетради. А теперь превратите мягкий знак в другие буквы.
-В какие буквы вы превратили мягкий знак? (ответы детей)
-Отгадайте ребус: <ь (уголь)
4. Лексическая тема «Перелетные птицы»
-Что у меня в руках? (гнездо)
-Для чего оно нужно? (чтобы выводить птенцов)
-Кто выводит птенцов?
-Из чего птицы строят гнезда?
5. Физминутка (координация речи с движениями)
Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся, потянулся,
И головкой покивал,
Хвостиком он повилял.
Широко раскрыл он клювик,
Громко-громко запищал:
Пи-пи-пи,пи-пи-пи-
Червячка скорей неси.
-Как пищит птенчик? (тоненьким голоском)
6. Развитие грамматического строя речи
-Давайте назовем птиц, которые вернулись из теплых краев.
-Как вы думаете, их прилетело много или мало?
-Назовите птицу со словом «много» (Из теплых краев прилетело много грачей и т.д.)
-А теперь давайте, передавая гнездо, назовем птенцов этих птиц. (У гусей скоро появятся маленькие гусята и т.д.)
7. Итог занятия
-Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Каких птиц вспоминали?