Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование настольных игр в работе
над развитием фонематических процессов

Робак Юлия Валерьевна
Язык – это  система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, служащая важнейшим средством общения людей.  
К началу обучения в школе, основная часть детей полностью уже овладевают звукопроизношением. Умеют строить грамматические правильные предложения, имеют большой словарный запас. Но существует и другая категория детей, у которых знания и понимание языка менее развиты.
У части детей трудности возникают с фонематическими процессами. Анализируя фонематические процессы, нужно различать три функции: фонематическое восприятие, фонематические представления  и навыки фонематического анализа и синтеза. Существует нарушение письма и чтения, связанное именно с трудностями фонематического характера. А именно акустическая  и артикуляторно-акустическая дисграфии. Эти виды дисграфий характеризуют у человека низкое фонематическое восприятие. Ребёнок не ощущает звуковой материи языка, и не может представить состав звучания слова.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1.  Развитие   фонематического  восприятия. Овладение фонематическим восприятием – умение различить характерность и порядок звуков для восприятия их в устной форме.
2.  Развитие  звукового анализа слов. Овладение им позволит различить особенности звуков для воспроизведения письменно. Параллельно, развивая фонематическое восприятие, происходит интенсивно освоение словарного запаса и правильного произношения.
Для систематизации развития фонематического слуха в течение всего учебного года, и минимальной траты времени ребенка на подобные занятия, логопеды рекомендуют проводить различные игры – наиболее продуктивное средство обучения.
Преимущество игр
- учеба происходит весело, без принуждения, и радостно;
- игра способствует четкой организации учебного процесса (совокупно формируя и в дальнейшем развивая фонематическое восприятие);
- происходит обогащение активного и пассивного словаря
- активизация внимания, размышлений, стимуляция речи, как следствие у детей появляется интерес к урокам по изучению родного языка;
- применение игры в разных вариантах – обновлять речевой материал, включать в нее дидактический материал по разным темам;
- с помощью  дидактической игры, учитель реализовывает задачу по развитию фонематического восприятия, а также по решению конкретных целей урока, которые соотносятся с главными вопросами программы по изучению языка в начальных классах.
Можно предложить следующие варианты игр для развития фонематического восприятия:
  1. «Поймай звук» Выделение звука из ряда других звуков, на фоне слова, из текста. (учащиеся должны выполнить условленное действие, когда услышат нужный звук)
  2. «Тик-так-бум» игра на время, дети вытаскивают из мешка буквы и придумывают слова с этой буквой в разной позиции (сложность устанавливается исходя из уровня развития учащихся)
  3. «Звуковая цепочка» каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего . (сок-коса-автобус-санки и т.д.)
  4. «Прочитай по первым звукам» прочитать слово из первых звуков представленных картинок. Эту игру так же можно усложнять, предлагая выбирать разные звуки (первые, вторые, последние)
Чтобы ученик грамотно развивал свой фонематический слух, рекомендуется проводить звуковой разбор слов:
- услышать слово и сказать его;
- найти ударный слог, произнести по слогам слово;
-  в полном слове 1-й звук, назвать его и дать характеристику;
- обозначить выделенный звук каким-нибудь значком;
- протянуть 2-й звук в целом слове, назвать его и охарактеризовать;
- обозначить этот звук значком;
- проверить – какое слово получилось.
Таким образом, основная задача звукового анализа – это формирование речевого слуха учащихся, развитие  умений разли­чать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать после­довательность звуков в слове. А впоследствии, развивается способность перекодировать звуковую схему слова в буквенную запись.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»