Использование настольных игр в работе
над развитием фонематических процессов
Робак Юлия Валерьевна
Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, служащая важнейшим средством общения людей. К началу обучения в школе, основная часть детей полностью уже овладевают звукопроизношением. Умеют строить грамматические правильные предложения, имеют большой словарный запас. Но существует и другая категория детей, у которых знания и понимание языка менее развиты.
У части детей трудности возникают с фонематическими процессами. Анализируя фонематические процессы, нужно различать три функции: фонематическое восприятие, фонематические представления и навыки фонематического анализа и синтеза. Существует нарушение письма и чтения, связанное именно с трудностями фонематического характера. А именно акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфии. Эти виды дисграфий характеризуют у человека низкое фонематическое восприятие. Ребёнок не ощущает звуковой материи языка, и не может представить состав звучания слова.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1. Развитие фонематического восприятия. Овладение фонематическим восприятием – умение различить характерность и порядок звуков для восприятия их в устной форме.
2. Развитие звукового анализа слов. Овладение им позволит различить особенности звуков для воспроизведения письменно. Параллельно, развивая фонематическое восприятие, происходит интенсивно освоение словарного запаса и правильного произношения.
Для систематизации развития фонематического слуха в течение всего учебного года, и минимальной траты времени ребенка на подобные занятия, логопеды рекомендуют проводить различные игры – наиболее продуктивное средство обучения.
Преимущество игр
- учеба происходит весело, без принуждения, и радостно;
- игра способствует четкой организации учебного процесса (совокупно формируя и в дальнейшем развивая фонематическое восприятие);
- происходит обогащение активного и пассивного словаря
- активизация внимания, размышлений, стимуляция речи, как следствие у детей появляется интерес к урокам по изучению родного языка;
- применение игры в разных вариантах – обновлять речевой материал, включать в нее дидактический материал по разным темам;
- с помощью дидактической игры, учитель реализовывает задачу по развитию фонематического восприятия, а также по решению конкретных целей урока, которые соотносятся с главными вопросами программы по изучению языка в начальных классах.
Можно предложить следующие варианты игр для развития фонематического восприятия:
- «Поймай звук» Выделение звука из ряда других звуков, на фоне слова, из текста. (учащиеся должны выполнить условленное действие, когда услышат нужный звук)
- «Тик-так-бум» игра на время, дети вытаскивают из мешка буквы и придумывают слова с этой буквой в разной позиции (сложность устанавливается исходя из уровня развития учащихся)
- «Звуковая цепочка» каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего . (сок-коса-автобус-санки и т.д.)
- «Прочитай по первым звукам» прочитать слово из первых звуков представленных картинок. Эту игру так же можно усложнять, предлагая выбирать разные звуки (первые, вторые, последние)
- услышать слово и сказать его;
- найти ударный слог, произнести по слогам слово;
- в полном слове 1-й звук, назвать его и дать характеристику;
- обозначить выделенный звук каким-нибудь значком;
- протянуть 2-й звук в целом слове, назвать его и охарактеризовать;
- обозначить этот звук значком;
- проверить – какое слово получилось.
Таким образом, основная задача звукового анализа – это формирование речевого слуха учащихся, развитие умений различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове. А впоследствии, развивается способность перекодировать звуковую схему слова в буквенную запись.