Речевая готовность ребенка к школе
Лебедева Елена Николаевна
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:хорошее физическое развитие ребенка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование ЦНС;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире;
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
познавательная активность, желание учится, интерес к знаниям;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов.
Готовность к звуко – буквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и тд. Дети должны знать термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звук гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, умение образовывать слова в нужной форме.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонетическом и лексико – грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.