Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы с безречевыми детьми
в группах компенсирующей направленности в ДОУ

 
Жолобова Ирина Анатольевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ д/с № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
            От рождения, генетически человек обладает возможностью овладеть языком. Эта возможность реализуется, прежде всего, благодаря общению ребенка с матерью, и далее – через его включенность в общение с постепенно расширяющимся кругом других людей.
Язык и речь, играя основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, являются основой социального взаимодействия, организатором обучения, регулятором поведения. Через язык происходит опосредование процессов познания, переживания, воображения и памяти.
Процесс овладения родным языком — это закономерный процесс развития человека. Главным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве является понимание особенностей становления и взаимосвязи всех языковых уровней - фонетического (произнесение звуков речи, дикция, интонация), лексического (словарный запас), грамматического (владение морфологией, словообразованием, синтаксисом) в тесной связи с развитием метаязыковой способности (осознанием явлений языка и речи). Именно на этой основе происходит развитие связной монологической речи, а также формируются коммуникативные способности ребёнка.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Безречевые (неговорящие) – это группа  детей разного возраста с многоплановыми и многовариантными нарушениями разной степени выраженности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. No 273-ФЗгарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях.
С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. 
Психологические особенности безречевых детей
Определенный процент детей рождается с такими психофизическими нарушениями, которые лишают ребенка нормальной возможности овладения речью.
В эту группу детей попадают дети со следующими нарушениями развития:
·        Глухие от рождения и рано оглохшие дети
·        Слабовидящие и слабослышащие дети
·        Дети с охранным физиологическим слухом и зрением, но с органическим поражением головного мозга, затрудняющим естественный для здоровых детей процесс формирования речи, а значит и интеллекта (сенсорная и моторная алалия, ЗПР, умственная отсталость)
·        Дети с РАС – дети с врожденным нарушением потребности в коммуникации
·        Дети с тяжелыми двигательными нарушениями (ДЦП, генетические заболевания)
·        Дети с хромосомными аберрациями (синдром Дауна)
·        Дети с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы
Такие дети очень часто малообщительны, не владеют навыками подражательной деятельности, самостоятельной деятельности. Они отличаются нарушение памяти всех видов, неустойчивостью внимания, повышенной психической истощаемостью, утомляемостью. Дети не могут самостоятельно использовать даже имеющиеся у них знания и умения. Поведение детей может иметь разные формы: у одних преобладает бодрое, спокойное настроение, у других – неустойчивое, с резкими колебаниями, отмечается эмоциональная лабильность. Дети могут быть пассивны, инертны, безразличны, безучастны. Иногда дети капризны, упрямы, что связано с нарушением ЦНС или с условиями воспитания. Некоторым детям присущи гиперчувствительность, тревожность, реакции страха, вызванные новой обстановкой, мнимой разлукой с матерью, появлением новых лиц. Познавательное развитие безречевых детей также характеризуется значительной недостаточностью: наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, нарушения сенсорного развития, малый объем сведений об окружающем. Отмечается недоразвитие предметно-практической, в том числе игровой и бытовой деятельности.
До недавних пор дети, нарушение интеллекта которых сочеталось с нарушениями зрения, слуха, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра, считались необучаемыми, т.к. они не могли освоить общеобразовательные программы, воспитанием зачастую занимались родители, не обладающие знаниями в области специальной педагогики и психологии. Очень часто таким детям в будущем была уготована жизнь в изоляции от общества в психоневрологических интернатах. Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения.
Если по отношению ко всем подобным детям не предпринимать меры, позволяющие обеспечить им доступ к овладению речью или иной знаковой системой, так или иначе, функционально замещающей речь, то эти дети будут лишены перспективы сколько-нибудь адекватного интеллектуального развития. Кроме того, само общение ребенка с окружающими его людьми является главным видом деятельности человека и непременным условием для развития навыков общения и взаимодействия с социальным окружением.
Поэтому возникла необходимость для контакта с «неговорящим» ребенком искать особую знаковую систему, выполняющую функции, сходные с функциями речи, языка.
Выбор средств общения зависит только от возможностей "неговорящего" ребенка
Виды коммуникации
Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).
Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т. п.).
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация. 
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Цели использования альтернативной коммуникации:
·        создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
·        построение функционирующей системы коммуникации;
·        развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
·        развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Невербальные средства альтернативной коммуникации можно разделить на несколько групп:
Ø естественные экспрессивные (мимика, жесты, пантомима, вокализация). Они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз
Ø искусственные экспрессивные (африканский язык барабанов, язык танца, язык музыки). Такие средства передают информацию лишь в обобщенном виде
Ø профессиональные (азбука Морзе, семафорная азбука, языки программирования и пр.)
Ø специальные или альтернативные.
Специальные или альтернативные средства коммуникации
         К специальным или альтернативным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:
·        дактилирование
·        жесты языка глухих
·        язык слепоглухих
·        азбука Брайля
·        Блисс – язык
·        Коммуникативные доски
·        Леб – система
·        Пиктограммы
·        PECS

Детям с поражением ЦНС и ГМ (ДЦП, ЗПР, УО, СМА и др.), генетическими заболеваниями наиболее подходящей для освоения коммуникативных навыков подходит система пиктограмм, Леб - система, коммуникативные доски и система PECS, получившая большое распространение в последние годы в России.
Коммуникативные или лингвистические доски разрабатываются индивидуально, с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с ДЦП.
Леб – система охватывает более шестидесяти символов (черно - белых) пиктограмм и с напечатанным под рисунком значением. Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания
Пиктограммы, как черно-белые, так и цветные разработаны в нашей стране профессором Л.Б. Баряевой. В систему включены слова, обозначающие различные предметы, часто встречающиеся в окружении природы, слова-действия (человека). С помощью этих пиктограмм ребенок также может выразить свои желания, составить предложения или словосочетания по заданной теме, вступить в невербальный контакт с другими детьми или взрослыми.
PECS или визуальное расписание – система альтернативной коммуникации, расшифровывается как система коммуникации через обмен картинками. Это система коммуникации, в которой с собеседником обмениваются карточками, для того чтобы попросить о чем-то. Используются любые картинки-заместители доступные для понимания и использования ребенком. Эта система позволяет быстро приобрести базисные навыки коммуникации.
К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью.
Благодаря использованию различных систем альтернативной коммуникации у безречевых детей становится возможным включать данную группу детей в повседневную жизнь, научить проявлять инициативу, спонтанно произносить слова. Кроме того, использование данных систем стимулирует развитие у ребенка психических процессов, таких как память, внимание и мышление, значительно расширяет пассивный словарный запас, способствует освоению глобального чтения.

​Список литературы
1.     Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015.
2.     Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск. - 2012 г.
3.     Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра», М.: «Теревинф». — 2014.
4.     Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания). -  2010 г.
5.     Фрост Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. М.: «Теревинф». – 2012 г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»