Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование социально-бытовой компетентности через уроки СБО

Лучкина Любовь Владимировна,
учитель первой категории 6 класса
«Особый ребенок» ГБОУ школы-интерната №16
Пушкинского района Санкт-Петербурга

2016-2017 уч. год.

На протяжении ряда лет предметом многочисленных исследований в области специальной психологии и педагогики были вопросы развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к тому, что задачи целенаправленного социального развития детей с нарушением интеллекта были отнесены на второй план.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи со сменой приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида, где на первое место выходит задача социальной адаптации школьника с ТМН, возникла необходимость переосмыслить роль и место личностного, социального развития ребёнка с дефектами в развитии.

Решающая роль обучения в социально- бытовой сфере признаётся учёными и педагогами- практиками как в области дефектологии (И.М. Бгажнокова, Н. П. Павлова, А.Р. Маллер, А.В. Усвайская и др.), так и в области общей педагогики (Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. Петрова и др.). Исследования в области изучения социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта, проведенные Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной, Т.К. Королевской, Е.А. Стебелевой, А.В. Закрепиной, подтверждают, что такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Часто выпускники коррекционных школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.

Вопросы социализации весьма актуальны и значимы для обучающихся, воспитанников коррекционной школы-интерната 8 вида. Школьники, имеющие медицинский диагноз «олигофрения», должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях, не имея никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении.

Проблема социализации обучающихся, воспитанников с ТМНР является в настоящее время наиболее сложной и весьма актуальной. Именно поэтому целью работы школы-интерната 8 вида является- создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации с неполноценно развитой интеллектуальной сферой школьников, являются социально-трудовая адаптация и социально-бытовая ориентировка.

Социальная адаптация учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план школы 8 вида, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.

Социально - бытовая ориентировка(СБО) - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Первоочередная цель СБО — формирование знаний, уме​ний, навыков, направленных на повышение уровня общего развития учащихся и их всесто​ронняя подготовка к самостоятельной жизнедея​тельности.

Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:

- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных каче​ств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Многолетний опыт работы свидетельствует, что для успешной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо выполнение следующих условий:

1. Целенаправленная педагогическая система работы, направленная на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально- бытовых знаний и умений;

2. Достижение каждым ребёнком максимально возможного уровня социально- бытовой подготовленности;

3. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам;

4. Достижение ситуации успеха.

Такие действия детей как- умение пользоваться ножницами, пришивание пуговицы, приготовление простых блюд, уборка помещения и многое другое крайне необходимо в их повседневной жизни.

Особые требования предъявляются к компетентности педагога - его умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка. Необходимо комплексно планировать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные цели каждого урока, применяя наиболее рациональные методы, средства обучения и воспитания, способствующие социальной адаптации и реабилитации учащихся. Для формирования социально - бытовых знаний и методов, используемых для решения проблем социальной адаптации, в ходе уроков учителю СБО необходимо предусмотреть использование разнообразных приёмов подачи новой информации. Система методов и приёмов должна определяться характером познавательного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и социально- бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями.

Разнообразие применения способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых, направленных на решение задач образования, воспитания и развития - рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Основными формами и методами являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Эффективна и демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, которые формируют реальные образы и представления.

 

Такой подход позволяет реализовать учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тем самым способствует максимальному их включению в активное учебное поведение.

Введение в процесс образования на уроках СБО метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения​ми, в которые им придется обращаться по различным воп​росам, начав самостоятельную жизнь- это магазины, поликлиники, мастерские по ремонту обуви и т.д. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи​вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают мораль​но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви​вается художественный вкус.

Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения (ролевые игры). Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.

Успешность социальной адаптации учащихся определяется и способностью адекватно применять знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приёмы проблемного обучения-создание проблемных ситуаций. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.

Очень важно учитывать реализацию обучения разного уровня на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" в решении учебных проблем.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке. Дети с удовольствием выполняют трудовые поручения по уходу за растениями, уборке класса, дежурство по школе и т.д.

Очень важно интегрировать коррекционный компонент в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста.

Взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников, воспитателя, социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду, медицинских работников помогает совместно выявить проблемы, возникающие у учащегося, прогнозировать развитие личности, организовать работу по социализации школьников.

Анализ опыта работы позволяет сделать вывод, что коррекционно-педагогическое воздействие с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни имеет целостный характер; подготовка к жизни есть одна из важнейших задач коррекционной школы.

 

В результате выпускник может научиться: правильно ухаживать за одеждой и обувью; узнавать и называть продукты питания; знать свой адрес места жительства; называть членов своей семьи и их имена; вежливому обращению к членам семьи; переходить улицу по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора; называть или показывать на пиктограмме, картинке магазины, в которых продают продукты.

Уроки СБО, как составляющая часть пути формирования готовности к самостоятельной жизни, реализует процесс социально-бытовой подготовки воспитанников, создаёт базу для социализации личности умственно-отсталого ребёнка; обеспечивает включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»