Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности речевого развития у детей в норме и патологии

Саматова Лилия Ринадовна,
учитель-логопед
Многие родители беспокоятся: "Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем сверстник по площадке?". Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание обращенной речи) и активное развитие. В первый год жизни ребенок общается при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, и этот период называют довербальным. 1 этап развития речи: длится от рождения до 8 недель. Характеризуется рефлекторными звуками и рефлекторными криками, которые сопровождают соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Оценка крика имеет важное диагностическое значение. *У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. * У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые обычно ребенок произносит на вдохе. 2 этап: характеризуется качественным изменением крика и появлением гуления и смеха. *У здорового ребенка с 3-х месяцев развивается интонационная характеристика крика: крик видоизменяется от состояния ребенка: ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, мокрых пеленках и т.п. Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком. В гулении появляются согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе. Появляется первый смех, а к 16 неделям он становится продолжительным. *У детей с органическим поражением центральной нервной системы крик остается однообразным, без интонационной выразительности. В крике сохраняется назализация. У таких детей отсутствует или недостаточность гуления: оно редкое, тихое, сопровождаемое хаотическими движениями в конечностях. Отсутствует смех. На этих двух стадиях можно предупредить нарушения речевого развития: нормализовать процесс кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым создавать необходимые артикуляционные предпосылки для звуков. 3 этап: характеризуется появлением лепета. *К 5-6 месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных (П,Б,М) и язычных (Т,Д,Н,К,Г,Х,Л) согласных с гласными звуками (бааа, мааа, лааа, тааа). После 5 месяцев ребенок может лепетать слоговыми цепочками по 40 минут (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.). Лепет приобретает социализированный характер: ребенок лепечет при общении со взрослым, использует голосовые реакции для привлечения внимания, слушает речь других. *Дети с патологией развития не лепечут слоговыми цепочками, не используют лепет для общения. 4 этап: характеризуется интенсивным развитием понимания обращенной речи. Данная стадия рассматривается как наиболее благоприятный период для развития речи. *У здорового ребенка происходят качественные изменения в психическом развитии: интенсивно формируется память, узнавание знакомой ситуации. При виде незнакомого человека ребенок жмется к матери, отворачивается, но время от времени с любопытством поглядывает на новое лицо. Появляются первые «лепетные» слова. В одни и те же слова ребенок вкладывает разный смысл, заменяя им целые предложения. При слове "ладушки"- он начинает весело хлопать в ладошки, а скажешь "пока-пока"- он начинает махать ручкой. Возникает общение ребенка со взрослым с помощью игрушек, предметов, которыми ребенок активно манипулирует. * У детей с органическим поражением центральной нервной системы отмечаются стойкие реакции страха, протест на незнакомую обстановку, новых людей. Ребенок не использует игрушки, как средство общения, не манипулирует ими. Стойкость подобных реакций способствует отставанию в развитии речи. 5 этап: время появления первых слов. Время появления первых слов у детей в норме и в условиях патологии не имеет существенных различий, набор этих слов одинаков: мама, папа, бух, киса и т.д. Ребенок отбирает те слова, которые доступны его артикулированию. * У детей с органическим поражением центральной нервной системы первые слова могут уже сигнализировать о неблагополучном начале развития речи: "ма" вместо "мама". Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает длительное по времени отсутствие речевого подражания новым словам. Ребенок повторяет слова, приобретенные начально (их, как правило, не более 10), но упорно отказывается от новых слов. 6 этап: ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем и три слова. На этом этапе дети не способны к словоизменению. Предложения не имеют аналогов в речи: "Акой бибика", "Дай мяу". Многие слова подвергаются сокращению (мако-молоко, яба-яблоко) * У здорового ребенка этот период длится кратко по времени (не более 2-2,5 месяцев), что остается незамеченным. * У детей с нарушенным речевым развитием этот дефект длителен. По мере развития речи, он постепенно изживается, но всегда будет проявляться, как только ребенок сталкивается с новой для себя звуко-слоговой структурой слова. 7 этап: появляются первые случаи словоизменения (Это киса. Дай кису). Усваиваются предложные конструкции. * Дети с нормой речевого развития при появлении грамматической изменяемости слова, перестают использовать слова-звукоподражания. Общий лексикон невелик: существительных-около 100, глаголов- 50, прилагательных- не более 20. Усвоив окончания ребенок свободно вводит предлог в речь. *Дети с нарушенным речевым развитием длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Приставки, суффиксы, окончания представляют для них слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми. Дети используют в одном предложении от 3-х до 5-ти слов-корней. В норме такое явление не имеет места. Предлоги в речи опускаются длительно. Вместо предлогов часто произносят гласные: "Акамани"- в кармане, "Атуи"- на стуле. К 4 -м годам в норме речь ребенка приобретает связный характер. Предложения становятся более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. Словарный запас быстро увеличивается. Усвоение фонетики определяется готовностью артикуляционного аппарата. Выделяют 3 периода появления звуков в онтогенезе.: 1 период: звуки раннего онтогенеза: гласные А,О,У,И; согласные П,Б,М,Т,Д,Н,К,Г,ХЬ,СЬ. 2 период: звуки среднего онтогенеза: гласные Э,Ы; согласные Ф,В,С,З,ЛЬ,Й. 3 период: звуки позднего онтогенеза: от 4 до 5 лет: появляются шипящие Ш,Ж,Ч,Щ. от 5 до 6 лет: появляются сложные соноры Р,РЬ,Л. Не следует раньше времени заставлять ребенка произносить звуки, потому что другие дети из окружения уже их произносят. Звуки появятся, как только сформируется артикуляционная готовность. Если заставлять произносить раньше, то ребенок начинает по слуху подбирать ( например, в итоге имеем гортанное произношение «Р»). Ребенок оказывается на приеме у логопеда. Помните, что легче научить, чем переучить. Советы: -Тренируйте губы, язычок ребенка, чтобы помочь в появлении звуков. Давайте вылизывать ложки, снимать капельки с ложки кончиком языка. Перед зеркалом стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком. Дуйте на всевозможные предметы: на ватку, листики, в дудочку, на кораблики и т. д. -При покупке детской литературы будьте внимательны. Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Иллюстрации очень важны, они должны быть реалистичными. Читайте, когда вы в хорошем настроении, не торопитесь. Побуждайте ребенка к договариванию звука, слога, слова. Не препятствуйте использованию жестов, с их помощью малышу легче выразить свои мысли, переживания. -Речь хорошо развивается в деятельности: собирайте сборные игрушки, стройте вместе, рассказывайте о порядке действий. -Игрушек в окружении ребенка не должно быть много. Если вы ежедневно приносите ему игрушку, то не ждите, что он заинтересуется, привяжется к ней. Покупка игрушки- это все-таки праздник. -Общайтесь фразами не длинными, но информативными. Не подстраивайтесь под речь ребенка ( не сюсюкайтесь). Сами следите, чтобы ваша речь была достаточно громкой, разборчивой и грамотной. (Если вы или бабушка говорит: «Сколько разов?» , «Почему на место не ложишь?», то подобные обороты усвоит и ребенок). Если вы заметили, что развитие ребенка значительно отстает, обратитесь за помощью к специалистам. Задержка речи после 3-х лет пагубно воздействует не только на речевые способности, но и на психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться. Использованная литература 1.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. 2.Жукова Н.С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. 3.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»