Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.
Игры и игровые упражнения  в развитии неречевых высших психических функций

(из опыта работы)
Струкова Мария Васильевна
Пояснительная записка
          Логопедические занятия в массовых школах посещают учащиеся с различными недостатками в речевом развитии. Нарушения речи затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.
      С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество учащихся с различными видами нарушений письменной речи. Их число превосходит норму наполняемости групп для логопедических занятий. Данная категория детей составляет большой процент неуспевающих или слабо успевающих учеников. Овладение процессами чтения и письма на уровне программных требований современной школы является основным направлением  учебной деятельности в начальных классах. В связи с этим, проблема выявления и преодоления специфических нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательных школ является одной из самых актуальных для школьного обучения.
     Письменная речь, по определению Ананьева Б.Г., является сложным зрительно слухомоторным образованием, т.е. по своим психофизиологическим механизмам этот процесс более сложным, чем устная речь. Понятие готовности к овладению письмом и чтением не исчерпываются только развитием всех сторон устной речи ребёнка, а предполагает необходимость сформированности всех психических функций человека: как речевых, так и неречевых. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы её складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
     У учащихся, посещающих логопедические занятия, часто наблюдается недостаточная сформированность тех или иных неречевых психических функций. В частности, трудности оптического, оптико-пространственного анализа и синтеза, недоразвитие пространственной  и временной ориентировки лежат в основе оптической дисграфии и дислексии, которые проявляются в трудностях усвоения графических образов букв, в их искажении на письме и при чтении.
Исходя из этого, работа с данными учащимися проводится по следующим направлениям:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания формы, цвета,  величины предмета (зрительного гнозиса);
  • развитие зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания.
          В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Часто недооцениваются трудности, которые испытывает ребёнок при восприятии нового объекта. Например, учащиеся начальных классов могут путать величину и количество. Когда младшему школьнику показывают четыре маленьких кружка и два больших и спрашивают, где больше, ребёнок указывает на два больших. (Подобные факты описаны П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым). Нужно учить ребёнка рассматривать объект и руководить восприятием. Для этого необходимо закрепить у ребёнка чёткие зрительные дифференциации предметов по их величине, форме, цвету.
         При устранении оптической дисграфии и дислексии необходимо уделять большое внимание развитию зрительной памяти. У младших школьников память приобретает ярко выраженный познавательный характер.
В это время идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных приёмов (повторение, внимательное длительное рассматривание материала) переходит к группировке, осмыслению связей разных частей представленного материала.                                                  
Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа  и синтеза.
         В процессе работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования этих психических функций в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние зрительного, пространственного восприятия и представлений у учащихся с дисграфией.
         Пространственные ориентировки включают в себя два вида, тесно связанных между собой:
  • ориентировку в собственном теле;
  • ориентировку в окружающем пространстве.
Ориентировка в собственном теле предполагает чёткую дифференциацию правого и левого, которая возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.                                                    
Дальнейшее дифференцирование правой и левой стороны тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.
         Ориентировка в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности.
Первоначально положение предметов ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями глаз и рук вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти реакции затормаживаются. Умение различать правые и левые стороны предмета, находящегося непосредственно перед ребёнком, развивается у детей позже. Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, сидящего напротив, так как ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
         При работе над развитием и устранением недостатков в пространственной ориентировке логопеду необходимо учитывать эти закономерности формирования данной функции в онтогенезе и проводить работу в следующей последовательности:
- дифференциация правой и левой частей тела;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- уточнение понимания и употребления предложных конструкций обозначающих пространственные отношения.
         Дифференциация правой и левой частей тела начинается с выделения правой руки. Логопед дает различные задания, которые дети выполняют данной   рукой,  и   закрепляет  её  речевое  обозначение.  Затем   проводится
аналогичная работа по выделению левой руки и закреплению её речевого обозначения.  После уточнения  речевых  обозначений  правой  и  левой  руки
можно приступать к дифференциации других правых и левых частей тела. В заключение работы предлагаются более сложные задания: показать правой рукой левый глаз, левое ухо и т.д.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Данная работа основывается на имеющихся у учащихся представлениях о правой и левой частях тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Предполагается следующая последовательность заданий:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе;
- определение пространственных соотношений между двумя или тремя предметами или изображениями;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
         Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Трудности, с которыми
на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания. Младший школьник часто еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и оказывается во власти внешних раздражителей. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, трудности в частой смене деятельности. У детей этого возраста необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание (в особенности таких отдельных его свойств, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость).
         Игры и игровые упражнения, включенные в занятия, способствуют более успешному решению коррекционно-развивающих и обучающих задач. Использование игровых методов обучения в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что повышает умственную работоспособность, вызывает положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.
         Для успешного использования игровых методов на занятиях необходимо помнить следующее:
  1. При выработке правил в игре необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Кроме того, не все учащиеся одновременно усваивают правила игры, поэтому логопед должен помогать им в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учащихся, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создалось впечатление равноценности их участия в игре.
  2. Игра, игровое упражнение не должны выпадать из общих целей урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи. Она может быть использована на различных этапах урока. Место и характер игры определяет логопед, исходя из
работоспособности группы, из сложности того материала, с которым будут работать учащиеся.
  1. Обязательно подводить результаты игры, иначе она потеряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя. Забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
     Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.
 
Развитие зрительного гнозиса
 (узнавание формы, цвета, величины предмета)
 
1. Найди одинаковые фигуры
Цель: развивать зрительное восприятие, уточнить и закрепить представления о форме предмета,  развивать концентрацию зрительного  внимания.
Вариант а.
Оборудование: магнитная доска или наборное полотно, одинаковые по форме геометрические фигуры (могут отличаться цветом и величиной) и отличающиеся по форме геометрические фигуры.
Ход игры.
Логопед помещает на доску геометрические фигуры и просит учеников найти одинаковые по форме фигуры, назвать их форму, цвет.
Правильно указанные фигуры ученик забирает (или соединяет линиями).
Вариант б.
Оборудование: индивидуальные карточки (по количеству играющих) с изображением различных геометрических фигур.
Ход игры: логопед просит рассмотреть и назвать геометрические фигуры на карточках, а затем даёт задание соединить линиями одинаковые фигуры или раскрасить их одним цветом.
    
2. Подбери по форме
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительные представления, уточнить и закрепить представления о форме предмета.
Оборудование: карточки с различными геометрическими фигурами (овал, треугольник, круг и т.д.), предметные картинки.
Вариант а.
Логопед выставляет на доску или наборное полотно предметные картинки. Играющим раздаётся по одной карточке с геометрической фигурой. Учащиеся подбирают предметы, которые могут относится к их геометрической форме ( круг – луна, арбуз, апельсин, мяч; треугольник – крыша, морковь, пирамидка и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт все предметы правильно.
Вариант б.
Играющим раздаются предметные картинки и карточки с геометрическими фигурами. К каждой предметной картинке учащиеся подбирают карточку с геометрической фигурой. При проверке учащийся должен назвать предмет и соответствующую ему геометрическую форму. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее всех и правильно.
Вариант в
Играющим раздаются карточки, на которых нарисованы предметы и геометрические фигуры. Учащиеся должны соединить геометрические фигуры с предметами соответствующей формы.                                                         
     3. Найди все фигуры
Цель: развивать зрительное восприятие, закрепить представления о форме, развивать концентрацию внимания.
Оборудование: карточка с изображением геометрической фигуры, разделённой ещё на несколько фигур.
Ход игрового упражнения.
Логопед предъявляет карточку и предлагает сосчитать, сколько изображений данной фигуры на ней находится. Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно выполнит задание.
 
4. Сосчитай фигуры
Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, закрепить представления о форме.
Оборудование: карточки (общие или индивидуальные) с изображением геометрических фигур в осложнённых условиях: вписанных друг в друга, наложенных друг на друга и т.д.
Ход игры. Играющим демонстрируется полотно с изображёнными на нём геометрическими фигурами (в осложнённых условиях). Предлагается сосчитать количество какой-либо геометрической фигуры. За правильный ответ вручается фишка. Выигрывает тот, кто соберёт  больше фишек.
 
5. Найди такую же фигуру (предмет)
Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания.
Оборудование: карточки с рядами различных фигур (предметов). Впереди ряда изображение той фигуры (предметного изображения), которую надо найти в ряду.
Ход игрового задания.
Учащимся раздаются карточки с изображениями фигур. Впереди ряда изображается фигура, которую надо найти и подчеркнуть. Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстрее остальных.
 
6. Найди чужую фигуру
Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, закрепить представления о форме.
Оборудование: карточки (общие или индивидуальные) с изображениями, которые составлены из геометрических фигур (5, 6 изображений). Одно из них отличается от других.
Ход игры.
Учащимся предоставляется карточка с фигурами. Ведущий предлагает найти и указать фигуру, которая отличается от других. Выигрывает тот, кто даст ответ быстрее всех и верно.
     Если учащиеся работают с индивидуальными карточками, то они могут выписывать в тетрадь номер отличающейся фигуры.
 
7. Сравни по величине
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, операций мышления, уточнить и закрепить навык определения величины предмета.
Оборудование: карточки с изображением предметов разной величины.
Ход игрового упражнения.
Учащимся раздаются карточки с изображениями одного предмета, но разной величины. Рядом с изображениями предмета предлагается расставить цифры в порядке увеличения размера.
 
8. Вырастим цветы
 
Вариант а.
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез,
уточнить и закрепить навык определения цвета и его названия.
Оборудование: карточки, на которых наклеены разноцветные «стебельки» цветов, головки цветов соответствующие по цвету «стебелькам».
Ход игры.
     Учащимся раздаются карточки, на которых наклеены «стебельки» и отдельно «головки» цветов. Они должны назвать цвета своих «стебельков» и подобрать к каждому «стебельку» «головку» такого же цвета.
Задание можно усложнять за счёт цветовой гаммы близких оттенков.
Можно это задание давать на время. Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстрее всех.
 
Вариант б.
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез,
уточнить и закрепить навык определения цвета, его оттенков и их названий.
Оборудование: карточки, на которых наклеен «стебелёк» цветка ( у всех детей разные) «головки» цветов разных оттенков
Ход игры.
Учащимся раздаются карточки с наклеенным стебельком (по одной карточке) и «головки» цветов. Играющие должны выбрать к своему стебельку «головки» всех оттенков данного цвета и назвать их.
Например: красный – алый, бордовый, розовый.
Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно выполнит задание и назовёт оттенки цвета.
 
9. Что получилось?
Цель: развивать зрительное восприятие, закрепить представления о цвете,
развивать мелкую моторику.
Оборудование: индивидуальные карточки с предметными изображениями, которые «зашифрованы» в геометрических фигурах, цветные карандаши.
Ход задания: рассматриваются карточки и называются геометрические фигуры. Логопед оговаривает с учащимися цвета, которыми будут закрашиваться геометрические фигуры. Если ребёнок закрасит все фигуры верно, то появится изображение предмета. Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и аккуратно.
                                                   
10. Угадай и раскрась
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительные представления,       закрепить и уточнить представления о цвете.
Оборудование: карточки с нарисованными контурами предметов (например - овощей), карточки с загадками, цветные карандаши.
Ход игры.
Вариант а
Перед учащимися карточки с контурами предметов (овощей), логопед читает загадку. Учащиеся должны отгадать её, найти карточку с  контуром предмета, назвать его цвет и раскрасить.
Вариант б
Учащимся раздаются карточки с контурами предметов и карточки с загадками. Каждый ученик читает свою загадку и раскрашивает контур отгаданного предмета. После этого проверяется правильность выполнения задания.
             
11.  Найди свой предмет
      Цель: развивать зрительное восприятие, совершенствовать зрительно-пространственные ориентировки, развивать концентрацию зрительного внимания.
Оборудование: цветные картинки с изображением различных предметов и карточки с изображением части их контуров.
Ход игры.
     Вариант а
     На наборное полотно логопед выставляет и называет картинки с изображением предметов. Далее демонстрируется карточка с частью контура какого-либо предмета. Учащийся, который угадал к какому предмету подходит контур, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.
                                
      Вариант б
     На наборное полотно логопед выставляет карточки с частями контуров предметов. Далее демонстрируется предметная картинка. Играющие называют к какой части контура подходит данная картинка. Отгадавший получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.
      Вариант в
     У ведущего находятся карточки с изображением частей контуров предметов, которые изображены на картинках. Играющим раздаётся равное количество предметных картинок.  Ведущий демонстрирует карточку с частью контура и спрашивает: «Чья?» Учащиеся должны угадать предмет по части его контура и найти среди своих картинок.
Составляется пара «часть предмета – весь предмет». За каждую правильно составленную пару играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.
 
12. Чей силуэт?
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительные представления, уточнять представления о форме предмета.
  • Прежде чем приступить к выполнению этой игры, необходимо объяснить учащимся лексическое значение слова «силуэт» (одноцветное, чаще чёрное изображение чего-либо на фоне другого цвета).
Оборудование: набор серий предметных картинок, имеющих общие характеристики в изображении, например: - веревка, змея, лента
 
Вариант а.
         Логопедом выставляется определённая серия предметных картинок и карточка с силуэтом предмета, который изображён на одной из них. Учащиеся определяют, к какому изображению относится данный силуэт.
За правильный ответ играющий получает фишку.
     Вариант б.
         Выбирается ведущий (ведущим может быть логопед или кто-то из учащихся). У ведущего находятся все цветные предметные картинки, у остальных играющих – карточки с силуэтами. Ведущий наугад берет предметную картинку и предъявляет её играющим с вопросом: «У кого силуэт?». Играющий, у которого находится силуэт к данной картинке, предъявляет его и забирает картинку. Если ответ правильный, то составляется пара «предмет-силуэт», которая оценивается одной фишкой. За неверно составленную пару «предмет-силуэт» играющий лишается одной фишки.  
     Вариант в.
         У ведущего находятся предметные картинки, а у играющих - карточки с силуэтами. Но цель игры не только в том, чтобы составить пару «предмет-силуэт», но и собрать всю серию предметных картинок, которые похожи на этот силуэт.
Пример: угадана и составлена пара «предмет – силуэт», например предметная картинка свёклы и карточка с её силуэтом. Далее необходимо угадать и добрать остальные предметные картинки данной серии: репы, редиса.
                                                                                                      
 
13. Путаница
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.
Оборудование: карточки с наложенными друг на друга контурами предметов, предметные картинки, наборное полотно.
Ход игры.
Вариант а.
     Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки и предъявляет карточку с наложенными друг на друга контурами предметов. Учащиеся должны определить, какие предметные картинки соответствуют предъявленным на карточке контурам.
 Вариант б
     Играющим раздаются карточки с наложенными друг на друга контурами. Ведущий поочерёдно предъявляет предметные картинки. Играющие определяют, какие предметные картинки относятся к их карточке с контурами.
 
14. Послушные фигуры
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, концентрацию внимания, закрепить названия геометрических фигур.
Оборудование: карточка с размещёнными на ней геометрическими фигурами, отдельные геометрические фигуры на каждого играющего.
Ход игрового задания. Учащимся раздаются наборы геометрических фигур, уточняются их названия. Ведущий демонстрирует карточку с геометрическими фигурами, расположенными в определённом порядке. Учащиеся должны расположить свои геометрические фигуры также, как на предъявленной карточке.
Задание можно усложнять, если использовать геометрические фигуры разного цвета.
 
15. Послушные палочки.
Цель: развивать зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, концентрацию внимания, мелкую моторику.
Оборудование: образец фигуры составленный из цветных палочек, цветные палочки на каждого учащегося.
Ход игрового задания: логопед представляет учащимся карточку с образцом фигуры. Предлагает рассмотреть её и построить из своих палочек такую же фигуру. Выигрывает тот, кто быстро и точно составит фигуру по образцу.
Задание необходимо варьировать от более простого к более сложному. Например: сначала предлагается учащимся одна фигура, выполненная из палочек одного цвета, затем количество фигур можно увеличить. После усвоения этого этапа предлагается фигура, выполненная из палочек разных цветов.
  
     Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
 
Чего не стало?Цель: развивать зрительную память, концентрацию зрительного внимания.
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно.
Ход игры.
     На наборное полотно выставляется 5 – 6 предметов или предметных картинок (можно использовать карточки с геометрическими фигурами или цифрами). Играющим предлагается их запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Учащиеся должны определить что убрали.
  1. Что изменилось?
Цель: расширять объём зрительной памяти, развивать объём зрительного внимания.
Оборудование: наборное полотно, предметные картинки (предметы, геометрические фигуры, цифры).
Ход игры.
     Ведущий предъявляет 4 – 6 предметных картинок, последовательность которых учащиеся запоминают. Затем, ведущий незаметно меняет их расположение. Ученики должны назвать, что изменилось.
 
     2. Жмурки
Цель: развивать зрительную память, зрительное внимание.
Ход игры.
Вариант а.
     Выбирается ведущий. Остальные играющие встают перед ним. Ведущему предлагается запомнить порядок расположения играющих (несколько секунд). После этого он отворачивается и называет порядок, в котором стоят играющие.
Вариант б.
   Выбирается ведущий. Остальные играющие встают перед ним. Ведущему предлагается запомнить порядок расположения играющих (несколько секунд). После этого он отворачивается. Двое участников игры меняются местами. Ведущий поворачивается и отгадывает, кто из участников игры поменялся местами.
Вариант в.
      Выбирается ведущий. Остальные играющие встают перед ним. Ведущему предлагается запомнить порядок расположения играющих. После того, как ведущий отвернулся, играющие расходятся. Ведущий поворачивается и расставляет играющих по своим местам.
                                                   
4. Запомни и найди
Цель: Развивать зрительную память, зрительное восприятие.
Оборудование: набор предметных картинок (цифр, геометрических фигур)
Ход игрового упражнения.
Вариант а.
     Играющим предлагается запомнить 4 – 6 картинок (предметов, цифр, геометрических фигур). Затем они закрывают глаза, и ведущий увеличивает количество предметных картинок до 8 – 10. Учащиеся открывают глаза и отбирают первоначальные картинки среди других.
Вариант б.
Оборудование: карточка, состоящие из клеток, в которых нарисованы различные фигуры (6, 9, 12, 16, в зависимости от подготовленности группы). Отдельные карточки, на которых изображены некоторые фигуры, нарисованные в первой карточке (4-6)
Ход игрового упражнения.
     Перед играющими выставляется несколько карточек с отдельными фигурами и предлагается их запомнить. Играющие закрывают глаза, а логопед убирает отдельные карточки и выставляет большую карточку, состоящую из клеток с фигурами. Учащиеся должны вспомнить и указать
в карточке ранее представленные им фигуры.
                                                   
3. Запомни и назови
Цель: расширять объём зрительной памяти, развивать зрительный гнозис, концентрацию внимания.
Оборудование: картинка, на которой изображены различные предметы.
Ход игры. Играющим предъявляется картинка (на 10 секунд). Логопед просит запомнить расположение предметов, их форму, детали. Затем, картинка закрывается и учащимся задаются вопросы. Например: «С какой стороны дома растёт ёлка? Сколько карандашей на картинке?» и т.д.
 
4. Найди отличия.
Цель: расширять объём зрительной памяти, развивать зрительный гнозис, концентрацию внимания.
Оборудование: сюжетные картинки, которые имеют один сюжет, но некоторые  различия.
Ход игры.
     Учащимся предъявляется сюжетная картинка (на несколько секунд). Предлагается её рассмотреть и запомнить, что и как на ней изображено.
Затем картинка убирается и предъявляется другая. Играющие должны назвать отличия. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. Выигрывает тот, кто правильно назовёт самое большое количество различий.
 
6. Потренируй  память
Цель: расширять объём зрительной памяти, зрительное восприятие, концентрацию и объём зрительного внимания.
Оборудование: карточки с точками (фигурами), пустые карточки на каждого играющего.
Ход игры.
Вариант а.
     Играющим раздаются пустые карточки, затем предъявляется 3 или 4 карточки (в зависимости от подготовленности группы) с точками (фигурами). В каждой карточке их разное количество. Карточки демонстрируются 8-10 секунд. Логопед даёт задание: «Запомните количество точек в каждой карточке». Через несколько секунд карточки убираются. Учащиеся восстанавливают количество точек в каждой карточке.
Вариант б.                                                     
     Играющим раздаются пустые карточки (3 или 4), затем предъявляются 3 или 4 карточки (в зависимости от подготовленности группы) с цифрами. В каждой карточке разное количество и разный набор цифр. Карточки демонстрируются 10 секунд. Логопед даёт задание: «Запомните цифры в каждой карточке». Через несколько секунд карточки убираются. Учащиеся восстанавливают набор цифр в каждой карточке.
* Задания могут усложняться, если в карточках будут содержаться сразу и цифры и фигуры.
                                         
Формирование пространственных представлений,
 зрительного анализа и синтеза
 
  1. Угадай и покажи
Цель: развивать ориентировку в собственном теле, закрепить знание правой и левой руки, зрительное восприятие.
Оборудование: предметы или предметные картинки на каждого ученика.
Ход игрового упражнения.
     Вариант а.
     Около ребёнка выкладываются предметы (карандаши, ручки, фишки и т.д.) или предметные картинки. Предметы выкладываются со стороны правой и левой руки. Предметы с разных сторон не должны быть одинаковыми. Перед игрой уточняются все названия предметов (картинок). Логопед спрашивает: «У какой руки лежит красная ручка? Покажи её». Далее уточняется, какой рукой ребёнок показал предмет и т.д.
За правильный ответ учащийся получает фишку. Выигрывает тот, кто получит  больше фишек.
      Вариант б.
     Перед ребёнком логопед выкладывает предметные картинки или небольшие предметы. Картинки (предметы) кладутся то справа, то слева от ребёнка. Учащийся должен назвать с какой стороны от него положили картинку или предмет.
 
2. Угадай, как показать?
Цель: развивать ориентировку в собственном теле, закрепить знание правой и левой руки, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: предметы или предметные картинки на каждого ученика.
Ход игрового упражнения.
      Перед каждым учеником выкладываются предметы или предметные картинки. Названия предметов или картинок уточняются. Далее логопед просит показать тот или иной предмет правой или левой рукой.
 
3. Куда переместилась фигура?
Цель: развивать зрительно-пространственную ориентировку, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
Оборудование: карточки на каждого играющего, на которых изображены предметы и запутанные «дорожки», отходящие от них.
Ход игры: играющим предлагается проследить глазами «дорожку», отходящую от предмета и нарисовать предмет на новом месте.
 
4.  Что раскрасить?
Цель: развивать пространственную ориентировку, закрепить навык определения правой и левой стороны в пространстве относительно ребёнка, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: карточки, разделённые чертой на две половины. Справа и слева от черты нарисованы предметные изображения или геометрические фигуры, цветные карандаши.
Ход игры.
Логопед уточняет с учащимися названия предметов или геометрических фигур, которые нарисованы на карточке. Далее логопед даёт задания: «Закрась треугольник справа от черты – красным цветом, закрась треугольник слева от черты – зелёным цветом» и т.д.
                                                   
5. Перенеси фигуры
Цель: развивать пространственную ориентировку, закрепить навык определения правого и левого, развивать операции мышления (аналитико-синтетической деятельности, сравнения), мелкую моторику.
Оборудование: карточки, разделённые на 6 квадратов. В трёх верхних квадратах нарисованы предметы (например: цветок, флажок, ёлочка). Три нижних квадрата пустые, карандаши.
Ход игры.
Учащимся даётся задание, например: «В нижнем ряду нарисуй предметы так, чтобы ёлочка была слева от цветка, но справа от флажка». Если играющий выполняет задание верно, то получает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фише
 
6. Аквариум
Цель. Развивать ориентировку в окружающем пространстве, закрепить навык определения правого и левого, закрепить навык понимания и употребления предлогов направления.
Оборудование.
Фланелеграф, обтянутый тканью синего цвета, или магнитная доска (аквариум), набор разноцветных рыбок из цветной бумаги.
Ход игры.
     На фланелеграф прикрепляются разноцветные рыбки, которые «плывут» в разные стороны. Из них несколько рыбок должны быть одного цвета. Играющим даются задания:  «Поймай красную рыбку, которая плывёт слева направо. Поймай зелёную рыбку, которая плывёт справа налево и т.д.». Выигрывает тот, кто «выловит» рыбок правильно. 
* Игру можно усложнить, если задания для остальных играющих будут задавать сами учащиеся.      &

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»