Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Песочная терапия в коррекционной воспитательной
работе со школьниками с нарушением интеллекта

Елена Николаевна Петухова,
воспитатель 3 «Д» класса, обучающихся по адаптированной
основной образовательной программе для ученико
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга

      Как известно, обучение школьников с нарушением интеллекта имеет ряд специфических особенностей. Поскольку нарушение интеллекта или ментальная недостаточность представляет глубокое, устойчивое поражение ЦНС и головного мозга на ранних этапах развития ребенка (врожденный дефект или ранее приобретённый) и как следствие влияет на развитие всех высших психических функций и личностное психофизическое развитие в целом, грубо и порой необратимо нарушая его.
       Основными чертами этой группы воспитанников является недоразвитие познавательных процессов (мышления, логики, памяти, внимания, воображения, представления, сенсорных анализаторов и перцепции), как правило, грубое недоразвитие речи или вообще ее отсутствие, нарушения эмоционально-волевой, поведенческой и двигательной сфер. В той или иной последовательности все перечисленные нарушения имеют индивидуальную степень выраженности и сложности дефекта. В воспитательной работе непременно нужно знать эти особенности нарушений и закономерности развития таких детей: что темпы их развития замедленны, скорость обработки информации запаздывает, поведение стереотипно, речь недо-осмысленна и не–доразвита, деятельность проваливается, задания часто не получаются, общение затруднено, эмоциональный дискомфорт и тревога нарастают от ситуации к действию (2).
      Работать с такими воспитанниками: сопровождать их, учить и воспитывать и тем более, ожидать какого-то прогнозируемого результата, действительно сложно. Здесь требуется огромное терпение и понимание этой категории воспитанников, взаимодействие со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса (родители, прежде всего), постоянное повышение опыта и личная эмпатия превыше всего. Главное научить не грамотному правописанию, а основным жизненным компетенциям: обучить относительной самостоятельности и общению, социализации, применять полученные знания на практике, в жизни. Самое важное - найти те струнки души, которые будут побуждать такого школьника к активности в речи и поведении.
      Ученики с нарушением интеллекта нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания им специальной помощи весьма актуальны, но, к сожалению, в настоящее время не хватает разработанных эффективных методик по преодолению сложных нарушений. Поэтому в коррекционной работе необходимы различные подходы, в том числе применение нетрадиционных методов, таких как песочная терапия.
      В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов, дефектологов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен.
      Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Концепция «терапии песком» использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд, отечественными педагогами и психологами: Л.Н. Нисневич, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко, Н.Сакович, Г.Эль и многими другими учеными.
     Что такое песочница или терапия песком? Как её организовать? Как ёё применять в работе воспитателя с особыми воспитанниками?
    Условно можно выделить три основных направления работы с песочницей: обучающая или педагогическая; игровая (с заданным сюжетом и без сюжета); психолого-аналитическая (покажи свои страхи, построй что нравится, наблюдение за игрой). Для песочницы нужен ящик с песком или манкой (в целях безопасной работы) и небольшой набор миниатюрных фигур из разных областей жизни, в зависимости от целей работы: обучающая (дидактический набор), разыгрывание сказки – сказочные персонажи. Психологическая и игровая песочница (также в работе логопеда и дефектолога) – широкий спектр фигур и бросового материала (камушки, цветные макароны, ракушки, кисточки, формочки, палочки, бумажные фигуры). Как в любом педагогическом подходе и дефектологическом – все три направления (взаимно) пересекаются и часто используются совместно в одном или нескольких занятиях.
      Кем становится школьник, играющий в песок с фигурами или без, с педагогом или самостоятельно. В чем заключается суть этой игры? – Эффективность и особенность этого метода?
    Песочница в спонтанной и естественной способности каждого человека ориентироваться в пространстве (работа правого и левого полушария) символизирует – проективное пространство жизненного мира в миниатюре. А выбор и игра с фигурами - непроизвольное самовыражение человека, проекция его внутреннего мира в готовых символах или сюжетах внешнего мира. Известно, что дети особенно любят стоить фигуры из мокрого песка (бесконечные крепости, города, путешествия) и также сидеть часами в песочнице на улице играя во что-то. Таким образом, они проигрывают взрослые роли, учатся ролевому поведению, перерабатывают жизненный опыт, развивая воображение и представления. Они проигрывают страхи, негативные события, фантазируют, через сюжетно-ролевую игру приобретают любой жизненный опыт. Методом или проектом такого собирания-осмысления внутреннего жизненного опыта является специально организованная песочница.
    Особенностью песочной терапии является то, что все разыгрываемые песочные сюжеты – предполагают свой индивидуальный контекст значений, представляют, по сути, самопрезентацию и такую же самотерапию. Воспитатель и педагог есть сторонний наблюдатель, проводник, сопровождающий, предлагающий, направляющий, помощник в игре. Именно тот, кто помогает осмыслить выстроенный сюжет игры, наводящими или уточняющими вопросами, совместным участием, заданиями; перекинуть мост между учеником и содержанием его песочного построения(1). По словам, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, все картины на песке – проективны (не имеют однозначных или сугубо фиксированных значений), приобретают то значение, которым наделяет его участник построения (1). К примеру, в песочной терапии по Юнгу – архетипические символы, это всегда надстройка над индивидуальным проектом, в грамотной и тщательной работе терапевта по их распознанию.
      Итак, песочница – как творческое и внутренне самовыражение личности школьника предполагает большой и широкий спектр для творчества педагога. Что можно вынести из неё для работы с особыми детьми?
      В первую очередь, здесь основополагающим дидактическим материалом выступает наглядность (приближенная реалистичность) выбираемых фигур и организующее, собирающее, разрозненные представления, пространство самой песочницы. Например, через построенную картину, рисунок можно рассказать о себе, научиться чему-то, интересно поиграть, получить эмоциональную разрядку. И безусловно, тактильно-мануальный эффект от работы с самим песком.
    Для работы со школьниками с нарушениями интеллекта методически важными являются три момента – опора на наглядность, интересно организованные занятия (интрига, сюрпризные моменты, заданная проблема), доступный их пониманию материал (наглядные образы намного или немного проще абстрактных представлений). А именно – это рассказ через показ, свободное песочное рисование, моделирование проблемы, разыгрывание сказки со знакомыми и любимыми фигурами-персонажами, ритмичный танец руками, собственным телом и многое другое, на что хватит фантазии педагога. Как кажется, все эти коррекционные задачи выполняет песочница.
     Со школьниками с легкой степенью умственной отсталости всё гораздо стабильнее – здесь есть и развиваемый диалог, и почти всегда обратная связь, и "выкапывание" проблем, и активное наблюдение за игрой. Можно сказать, в этом направлении полностью реализует себя аналитическая песочница. Например, школьнику предлагается выбрать понравившуюся игрушку-фигуру. Он выбирает – дом, на него сажает волка, в дом собаку, много деревьев вокруг. Завязывается диалог. Что это за дом, почему на нём сидит волк, что делает собака, зачем тебе так много деревьев вокруг. Примерные ответы: в доме живут родители, волк это Я (плохо себя веду, я злой), собака – это друг, мои друзья в школе, деревья – они красивые, я люблю гулять на природе и рисовать деревья. Это описание реального случая, который и задаёт доминанту работы с аутентичным миром ученика, в который ты просто так, привычными педагогическими вопросами, методами не заглянешь.
   С умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости почти всё сложнее и гораздо неопределённее. Многие ученики – просто не говорят, не владеют связной речью, ассоциативным мышлением, совсем не умеют играть, общаться, быстро утомляются и, как правило, не мотивированы особо деятельностью. И песочница здесь может стать хорошим подспорьём установления – эмоционального и невербального контакта (вербальный уровень воздействия уходит на второй план). Можно наблюдать за простой, спонтанной или сконструированной воспитателем игрой, так ненавязчиво встраивая свои задания, вопросы. *Например, разрисуем пальцы – это учёные кроты – и найдем ими спрятанных героев сказки Теремок. Разыграем по возможности свою сказку. Напишем свое имя на песке. Назовём по-другому героев этой сказки.
   В том и другом случае, работа с песочницей служит установлению эмоционально-личностного (тактильного), игрового контакта с учеником, снятию эмоционального напряжения, активизации потенциальных творческих способностей, связной речи, высвечиваю личностных проблем через сюжет песочной картины (оценивается энергетика картины, какие чувства вызывает картина, выбор фигур, как играет, как располагает фигуры).
    В воспитательном русле через песочные построения, выстраивая и фантазируя, моделируя любую ситуацию, проблему, можно учить отличать добро от зла, учить прекрасному, созидательному, патриотическим чувствам, нравственному поведению. Стоит помнить о том, что игра в песочнице под успокаивающую музыку или без неё – это прекрасный релаксант.
    В песочницу можно играть на переменах, для разрядки конфликтных ситуаций, включать в любые (оздоровительное направление, нравственно-эстетическое, патриотическое, экологическое направление) занятия воспитателя.
    В общем итоге, и песочная терапия позволяет: • стабилизировать психоэмоциональное состояние; • совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; •стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; • развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; • разнообразить способы сотрудничества. - способствует снятию страхов, тревог, напряжения - установлению эмоционально-доверительного контакта - обучению игровой деятельности.
    Чем больше сохранных функций у ученика, потенциальных способностей, тем легче и естественнее он включается в работу на песочнице, в песочную терапию.
                                                          Список литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии \\ СПб.: Речь, 2010
2. Исаев Д.И. Умственная отсталость у детей и подростков \\ СПб.: Речь, 2003

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»