Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль дидактической игры в процессе обучения детей с ОВЗ

Куренкова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания обучащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку детей, имеющих нарушение интеллекта следующие:
-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-выработать элементарные навыки грамотного письма.
Успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду ряда психофизических причин, неполноценности психического развития данной категории обучающихся. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность,  ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. В исследованиях Л.В.Занкова, Н.Г.Морозовой и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость и малая глубина. Вместе с тем, методисты и психологи убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у обучающихся с ОВЗ (8 вид) в значительной степени повышает прочность их знаний, содействует коррекции внимания, мышления и других процессов.
            Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к изучению русского языка у детей с ОВЗ (8 вид) является дидактическая игра. Она способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Однако, как показывает опыт, необходимо придерживаться следующих общих правил:
            -Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
             - Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
             -Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
             -Легкие и трудные игры должны чередоваться.
             -Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
             -Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
             -После игры обязательно должны быть подведены итоги.
На уроках русского языка речь, язык становится предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребенка, не его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».
            Использование игры на уроках помогает мне в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебному предмету.
            Смещение дидактической игры и упражнения возникает с общностью задач, которые решают эти методы обучения. Дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигает основной цели обучения. Так в игре «Где спрятался звук?» игровой задачей будет постановка фишки на соответствующий квадрат, а в игре «Цепочка»-умение ее порвать. Учебной задачей в этих играх является формирование фонематического слуха в различных его проявлениях.
            Мыслительные операции, которые осуществляются обучающимися с ОВЗ, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, я ограничиваю их 2-3 условиями.
            На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно выполнение их действий совместно с учителем. Роль учителя остается значительной на протяжении всей игры.
            Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как урок игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет  права быть  только развлекательным элементом урока.
            Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ученики. Если какое-то задание требует от обучающихся большого интеллектуального напряжения,  я стараюсь отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели  игру, которая повысит эмоциональный тонус обучающихся,  внесет определенную разрядку в общий ход урока. В случае вялости, заторможенности класса, дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
            Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки. Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. 
Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.
Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках русского языка трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках русского языка воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках русского языка, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.
Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели:
игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства детей. Целенаправленные игры — это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. В них много дидактизма, но дети принимают их и играют с педагогами, воспитателями на уроке, во внеурочное время. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей с нарушением интеллекта рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Совершенствование и активизация мыслительных операций будут достигнуты  в ходе подготовительных упражнений, систематической тренировки в перенесении игровой ситуации в сознание   ребенка.
Сформированность игровой деятельности позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся. Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу в ходе учебного процесса.
Знания обучающихся, получаемые ими в том числе и в ходе дидактических игр, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»