Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Хлеб

Михайлова Екатерина Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 116
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Структура логопедического  подгруппового занятия для дошкольников  старшего возраста с заиканием, основана на методике устойчивой нормализации речи  Арутюнян Л.З. Это способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
По мнению автора, обучаясь  этой методике,  рука не отвлекает от акта речи, а  упреждая произнесение каждого слога, ведет речь за собой. В предложенном способе, пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Движения пальцев диктуют речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Эта методика позволяет уже с начала занятий получить практически у всех заикающихся детей интонированную бессудорожную речь.
Важно включать в занятия также дыхательные  и речевые упражнения, работу над дыханием и просодическим компонентам речи.
Для устранения заикания необходимо обучать детей «формуле правильной речи» и уверенному поведению, снятию эмоциональной напряженности путем внушения. В данном примере, это игра «Волшебный сон» (авторы: И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская),  которая позволяет внушить состояние покоя и добиться мышечной релаксации ребенка с заиканием.
Так как основным видом  деятельности ребенка дошкольного возраста является – игра, поэтому  именно разнообразие  игровых приемов и ситуаций  помогут обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на продолжительном речевом выдохе, делая опору на ударные гласные , правильно пользоваться смысловыми паузами и логическими ударениями.
Включение в занятия самомассажа, массажа с помощью мячиков су-джок создает эмоционально положительный настрой между детьми и логопедом, способствует речевой активности, стимуляции функциональных возможностей кистей рук и развитию чувства ритма.
В течение года соблюдаются режимы ограничения речи  в детском саду (в группе)  и дома.
 
 Конспект подгруппового логопедического занятия
 для детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
 Лексическая тема: «Хлеб»
Режим сопряженной речи.
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, мука, зерно, сухарь, сушка, баранка, пирожок, булочка, печенье, каша, пряник, греча, рис, манка, овес, пшено, золото, соломинка,  колосок, тесто, калач, пряности, печет, растет,  душистый, пышный, мягкий, черный, белый, загорелый, вкусный, ароматный, пряный).
- совершенствование грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных.
- автоматизация правильного произношения звуков  в игровой деятельности [ Ж] [Ш] [Ч].
Коррекционно- развивающие цели:
-развитие речевого слуха, мышления, общих речевых навыков;
- развитие грудобрюшного дыхания;
- развитие речевого плавного  и длительного выдоха;
- развитие силы голоса;
- развитие артикуляторной моторики.
- развитие мелкой моторики с использованием предметов (мячики  су-ждок )
- развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма;
- развитие зрительного внимания;
- развитие речедвигательного навыка (синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки по методике Арутюнян Л.З).
- Коррекционно - воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- воспитание любви и бережного отношения к хлебу и природе.
Оборудование: мольберт, предметные картинки по лексической теме, маленький сноп ржаных, пшеничных  и овсяных колосьев, поднос с хлебобулочными изделиями, жестяная коробка с сюрпризом (посылка), массажные мячики су-джок, карточки для пальцев ведущей руки (по методике Л.З.Арутюнян), рисунок-схема, пальчиковые бассейны с различными наполнителями  (гречей, рисом, манкой, овсом, пшеном).
Предварительная работа:
- поход с родителями в хлебный магазин (или хлебный отдел);
-  формирование представлений о труде хлеборобов;
- разучивание загадок по теме: «Хлеб».
-  разучивание упражнения «Отличные пшеничные».
 
ХОД ЗАНЯТИЯ:
 
1 . Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет.
Логопед: Здравствуйте, дети! Давайте начнем  занятие с повторения нашего правила речи с рукой по карточкам.
Логопед раздает детям карточки. Дети  вместе с  логопедом (сопряженно) говорят  правило речи, используя методику  коррекции заикания на основе пальцев ведущей руки Л. З. Арутюнян)
Вни/ма/тель/но   слу/шай/
На  гу/бы   смот/ри/
И  вмес/те   со   взрос/лым/
С ру/кой,  пов/то/ри !/
 
Игровой сюрпризный момент.
Логопед: - Ой, я совсем забыла, вчера я заходила на почту и получила для вас посылку от Жужи.
-Вот она! (логопед показывает коробку). Но открыть ее она попросила меня только после нашего занятия.
2. Загадывание загадок по теме.
Логопед:  А сейчас ребята, я вам прочитаю загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый
А бывает загорелый. Что это?
Дети: Хлеб.
На мольберт помещаются картинки черного и белого хлеба.
Логопед:  Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Он самый - главный на каждом столе.
Логопед: Ребята, а у меня есть еще картинки-загадки (раздать картинки).
Логопед на мольберт помещает  рисунок-схему: «колосок – мешок с мукой – хлеб»
Логопед: А вы знаете, из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Логопед: А  муку?  
Дети (отвечают сопряженно с логопедом):   из зерна.
Логопед: Как много у нас разных изделий из муки. Давайте все вместе назовем их (с рукой) и поместим на мольберт.
Дети называют свою картинку и вывешивают по очереди  на мольберт (коврограф).
Логопед: Сухарь, сушка, баранка, пирожок, булочка, печенье. А как все  эти изделия можно назвать, одним словом?
Дети: Хлебобулочные.
Логопед:  А вы знаете, что не, только хлеб  растет в поле, но и каша?!  
Что, каша  тоже пришла к нам из поля. Потому что кашу тоже делают из зерна.
3. Дидактическая игра «Какая каша?» (сопряженно, с рукой)
Логопед выставляет на стол пальчиковые бассейны с различными наполнителями
(гречей, рисом, манкой, овсом, пшеном).
Логопед:  Давайте вспомним, как называется каша, сваренная из гречи?
Логопед вместе с детьми (сопряженно):  – гречневая.
Дети отвечают сопряженно с логопедом.
Логопед: а каша из  риса?  – …(рисовая)                                                             каша из манки – ………..(манная),                                                                       каша из овса – ……..(овсяная),                                                                             каша из пшена – …… (пшенная).
Логопед: Отлично! Вы правильно образовали слова.
А теперь мы немножко поиграем! Отгадайте еще одну загадку, слушайте!
Весь из золота отлит
На соломинке стоит!
Что это?
Дети:  колосок.
Логопед: Давайте представим, что как будто мы колоски, и стоим  в поле.
Логопед показывает и объясняет упражнение, дети повторяют.
4. Дыхательная гимнастика.  Пропевание гласных звуков с движениями. Упражнение «Колоски». Дети  стоят, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки вверху, кисти рук качаются (ветер качает колосок) на выдохе поют: «У-у-у» (тихо), длительно. Теперь ветер сильнее подул, громко поет ветер: «У-У-У».
Логопед: А теперь сядем на стульчики и  подготовим ваши ручки.
5. Самомассаж кистей рук. 
Дети выполняют движения по инструкции и  показу логопеда, имитируя движения по тексту.

  •  «Моем» ручки, как следует.
  •   «Встряхиваем» водичку.
  •   Посмотрим на ручки, полюбуемся на них: «Ах! Какие чистые руки!»
  •  Теперь вытираем каждый пальчик, затем тыльную сторону, ладошку. А теперь другую руку.

Логопед:  Возьмем, наши «мячики-ежики» и сделаем массаж своих ладошек и пальчиков.
6. Развитие мелкой моторики с использованием  су-джок мячей. Упражнение «Каша».                                                                                         Каша в поле росла,                        прокатывают мяч  в ладонях.
К нам в тарелку пришла                 «открывают» ладони
Всех друзей угостим                     прокатывают мяч на большой  и указательный палец
По тарелке дадим.                        Средний и безымянный палец
Птичке - невеличке,                         Мизинец
Воробью, синичке    НА ДРУГОЙ РУКЕ: Начиная с большого, на  указательный
Зайцу и матрёшке-                        Средний и безымянный
Всем дадим по ложке                   Мизинец. И прокатывают между ладонями.
Логопед: Ребята, но вы, наверное, уже знаете, что  не только птицы любят зернышки, но и хомячки. Давайте покажем, какие толстые щечки у хомячка.
7. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для щёк. 
Упражнение «Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки).  Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)
Упражнение «Спрячем зёрнышки попеременно то за  левую, то за  правую щёчки». Надувать попеременно то левую, то правую щёки.
 
Динамическая пауза
8. Координация речи с движением. Упражнение  «Отличные пшеничные»Мы печём пшеничные   
Пироги отличные.   («Пекут пироги»)
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?    (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,   (Поочерёдно загибают
Пёс лохматый со двора.      пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,   («Месят тесто»)
Сахар не забыли мы,  («лодочка-ложечка» из пальцев)
Пироги пшеничные    («Пекут пироги»)
 В печку посадили мы.   (Приседают и разворачивают руки ладонями вверх)
 Печка весело горит,  (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь, о ладонь.)
 Наша мама говорит:  (Грозят указательным пальцем)
 – Крошки, что останутся, воробью достанутся.  («Посыпают крошки», «клювики» из пальцев)
Логопед: Как вы уже знаете, из зерен делают муку, а из муки пекут пирожки и калачи.
Логопед выносит поднос с хлебобулочными изделиями.
Давайте с рукой, расскажем   чистоговорку.  Проговариваем красиво все звуки!
 9. Автоматизация правильного произношения звуков [Ж] [Ш] [Ч] в чистоговорках. 
Жок-жок-жок - это пирожок. 
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. 
Шки-шки-шки - мы любим пирожки. 
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. 
Ач-ач-ач - вот калач. 
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи. 
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
10. Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.  Игра «Волшебный сон».
Логопед:   Дети, а теперь сядьте удобно на стуле  и примите позу покоя («поза кучера»). Сейчас, когда я буду читать стихи, а вы закроете глазки.  К нам приходит «Волшебный сон». Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Ваши руки и ноги расслаблены. Слушайте! Приходит «Волшебный сон» (включается релаксационная музыка)
Логопед спокойным негромким голосом читает текст.
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем ….
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…                                                                                         Ноги тоже отдыхают….
Отдыхают… засыпают….
Шея не напряжена. И рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Пауза:  - Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее: Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! И открыть глаза!
Логопед: Вот и закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились и расслабились.                                                                                              11.Окончание  занятия:                                                            Логопед: Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались? (дети отвечают с рукой,по методике коррекции заикания на основе пальцев ведущей руки Л. З. Арутюнян)Вы все очень хорошо сегодня занимались и заслужили подарки.
Давайте откроем нашу посылку и посмотрим, что же нам прислала Жужа?
Но сначала отгадайте еще одну загадку и тогда узнаете, что она вам приготовила.
Испечён он в печке жаркой
Из муки. Сам вкусный, сладкий
Мягкий, ароматный, пряный-
Потому зовётся  ….
Дети:  Пряник.
Логопед открывает коробку, в которой лежат пряники.
Логопед: Дети, а вы почувствовали, какой приятный запах у пряника? Пряник так назвали, потому что, в него добавляют различные пряности – корицу, ванильный сахар и другие.
Логопед: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Приятного аппетита! До свидания!
Логопед угощает детей пряниками.
 
 Литература:

  1. Арутюнян Л.З. « Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи». - М.: Эребус, 1993 .
  2. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. М.: В. Секачев, 1998.
  3. Т.Г. Визель. Коррекция заикания у детей – М.: АСТ: Астрель,2012.
  4. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.И. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1993.
  5. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»