Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением слуха

                                                                                                         Иванова Л.И., Григорьева А.М.,
учителя начальных классов Республиканской специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-итернат
г. Якутска

Младший школьный возраст – это период жизни, особенно значимый  для детей, имеющих нарушение слуха. Нарушение слуха  связано с незрелостью эмоционально – волевой сферы и стойким нарушением всех  психических форм:  восприятия, внимания, памяти, мышления. Большинство из них в дошкольном периоде не посещают детские сады, имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. Недостаток развития слуха и речи, положительных эмоций, дефицит эмоциональных контактов с окружающими затрудняет их позитивное эмоциональное развитие. Для успешного преодоления отклонений  в развитии детей особое внимание следует  уделять  использованию творческих видов деятельности. Одним из основных видов творческой деятельности мы считаем театрализованную деятельность.  Она создает благоприятные условия для: возникновения мотива высказывания; активизации живой речи, развития эмоциональной сферы ( через знакомство с чувствами и настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения;  и др.); речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, выразительности речи); самовыражения и самореализации.

       Значимость  этого направления  нацелило нашу творческую группу (Сидорова М.С, Григорьева А.М,. Иванова Л.И, ПрядезниковаМ.А, Иванова М.В, Апросимова М.А)  на выбор проектной деятельности  «Использование театрализованных представлений как средство развития коммуникативных  и творческих способностей детей с нарушением слуха».Проектную деятельность  направили  на тесное сотрудничество педагогов и учащихся, развитие личности детей, их творчества.

Началом работы над проектом стал праздник, посвященный приходу зимы «До свидания, осень! Здравствуй, зима!»

       Был  написан и утвержден сценарий, охватывающий максимальное количество детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Если дети подготовительного класса подготовили танцевальные номера, то дети других классов уже выступали  с разными ролями. Это и Листья, Дождь, Осень, Туманы, Девочка с зонтиком.                                            

     Театральная постановка по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» была выбрана неслучайно. 2013 год в нашей Республике был посвящен году Арктики. Запланировали большую подготовительную работу. Это знакомство с текстом сказки, смотр мультфильма, драматизация сказки в классах, беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам. Подготовка декорации, костюмов, атрибутов, музыкального сопровождения.

     Разрабатывая сценарий, опирались на оригинал сказки, но дополнили диалогами, стихами о родной природе, украсили северными танцами. Изюминкой проекта стала совместное выступление детей и учителей. Прозвучали из уст участников стихи на якутском и русском языках (Сидорова М.С. и Васильева О). Эмоциональное выступление  главной героини кукушки (Григорьева А.М) незабываемо. Каждая ее реплика, мимика поддерживала  главных героев (Архипов А., Свинобоев К., Бутенко В.).

       Настоящим украшением постановки стали северные танцы в исполнении Уваровской М., Саввинова Э., Филиппова А.                                             

     Новый учебный год начали с театрализованного представления сказки «Мешок яблок» В. Сутеева. 87% детей приняло участие в этом проекте. Каждый участник готовился к представлению со всей ответственностью и серьёзностью. Сюжет сказки был сложным, но дети справились с ролями.  Они старались передать характер и настроение своего героя, старались говорить внятно, выразительно.   Зрители и сами участники остались довольны представлением.                                                    

      По сравнению с предыдущими работами у детей наблюдались активность в общении; повышение  сценической культуры; повышение уровня развития эмоциональной сферы.  Помимо всего этого совместная  работа старших учащихся с младшими  имела  много положительного:  дети стали более организованными, дисциплинированными,  ответственными за свою роль. Можно отметить, что участие ребёнка  в представлении помогает ему преодолевать страхи, комплексы, способствует развитию мышления, потребности анализировать свои действия и действия других детей, расширяет кругозор, повышает самооценку ребёнка.

     Огромную поддержку  во всех наших выступлениях  оказали наши родители. Красочные неповторимые костюмы героев, атрибуты, декорации – это работа их рук.  Участие родителей в проекте позволило им лучше понять своего ребенка, труд учителей.

Опыт работы показал, что театрализованная деятельность  является эффективным средством развития и коррекции не только  коммуникативных способностей у детей младшего школьного  возраста, но и коррекции их поведения.

 

                                                                                           

                                              Приложение

                                               Сценарий

      постановки сказки  "Мешок яблок"  по сказке В.Г. Сутеева.

 

      На середине сцены стоит яблоня, вокруг него лежат яблоки .       Слева от яблони стоят ёлка и пенёк.  Справа -  дом зайца.

   Выходит на сцену Заяц с пустым мешком на плече.

Заяц:    -  Тра-ля-ля! Тра -ля-ля!

 

      Заяц  ищет грибы-ягоды, но ничего не попадается. Вдруг он видит дикую яблоню  и   кричит.

Заяц:   -  Ураа,  яблочки!

 

       Заяц  бежит к яблоне,  раскрывает мешок и начинает собирать  яблоки  с песенкой.

Заяц:   -  Ах,  яблочки хороши! Будут  рады  малыши:  Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок - четыре сыночка  и лапочка- дочка.

 

   Заяц   собирает яблоки вокруг яблони. Выходит из-за яблони с полным мешком яблок, и дальше собирает.

 

                Прилетает Ворона,  видит зайца  и  каркает.

Ворона:  -  Карр! Карр! Ты что делаешь? Всякий приходит набирает себе! Ни стыда, ни  совести не знает!

 

Заяц:  -  Напрасно  каркаешь! Это  дикая яблоня, яблок много, всем хватит. А  у меня  дома зайчата  голодные  сидят.  Четыре  сыночка и лапочка-дочка папу ждут.

 

Ворона:  -  И чего ты носишься со своими Зайчатками! Зайчатки! Папу ждут! Вот  придёт охотник "пиф-паф" и нет зайчат!   Или волк "ам" и всё... .

 

Заяц:    -  Не говори так! Не говори!

               Рассердившись,  заяц  кидает Ворону яблоками.

             Ворона,  каркая,  отпрыгивает подальше от зайца.

               Заяц  хочет поднять мешок, но мешок тяжёлый.

 

Ворона:  -Ишь ты! Сколько набрал! Не поднять!

                     Ворона делает круг и прячется за яблоню.

           Заяц с трудом тащит мешок  за собой (делает круг). 

 

                                      На сцену  выходит Медведь.

                                      Заяц наткнулся  на него.

 

Заяц:    -  Ой, что такое?

           Заяц оборачивается и видит -  перед ним  Медведь.

                          Испугавшись, Заяц прячется за ёлку.                                                              

                                       Медведь смеётся.

Медведь:  -Ха-ха-ха! Что у тебя в мешке, косой?

 

Заяц:  - Во - во -  вот яблоки...

            Достаёт из мешка одно яблоко и  даёт Медведю.

Заяц:   -  Угощайтесь, дядя Миша.

 

                             Медведь ест яблоко.

Медведь:  - Ничего яблочки! Освежают!

 

Заяц:  -  Берите  сколько хотите, у меня их много.

 

                     Заяц даёт Медведю яблоки..

Медведь:  - Спасибо, Косой!

 

Заяц:  - Будьте здоровы, дядя Миша!

                                   Медведь  уходит.

                          Заяц собирается уходить.

                   На  сцену появляются Бельчата.

   Бельчата:- Дяденька, Заяц! Дяденька, Заяц! Дайте нам яблочек, пожалуйста!

 

Заяц:  - Кушайте на здоровье, Бельчатки-ребятки! У меня их много.

                 Заяц угощает бельчат  яблоками.

Бельчата:  - Спасибо, дяденька  Заяц!

        

               Заяц опять собирается уходить, но в это время

            появляется Ёж ( с корзиной, с палкой). Он ищет грибы.

Заяц:  -  Куда идёшь, Колючая Голова?

 

Ёж:   - Да вот, за  грибами собрался, а грибов нигде не видно.   Хожу с пустой корзинкой.

 

Заяц:  - Плохо дело. Ты лучше у меня яблок возьми. Бери,  у меня их много!

                    Заяц кладёт в корзину яблоки.

Ёж:  - Спасибо,  дружок! Выручил!

 

Заяц:  - На здоровье, Колючая Голова!                                                                     

                                                Ёж уходит.  

       Заяц  берёт мешок и продолжает путь.  Делает круг по сцене.

                                 На сцене гуляетКозас козлятами.

 

Заяц:  - Здравствуйте,  тетя Коза!

 

Коза:  - Здравс-твуй-те.

 

Заяц:  - Возьмите яблоки  своим  деткам. У меня их много.

                                  Заяц даёт козе яблоки.

 

Коза:  - Спа-си-бо, За-яц!

 

Заяц:  - Кушайте на здоровье!

                                  Коза с козлятами выходит.

              Заяц дальше идёт. Он  устаёт и садится на пенёк.

                                              Бежит Крот.

Крот:  - Кто это?

 

Заяц:  - Это я, Заяц.

 

Крот:  - Здорово, Косой! Давно  мы с тобой  не  виделись!

                               Крот принюхивается.

Крот:   - А  чем это пахнет?

             Заяц берёт яблоко и приближает  Кроту  понюхать. 

Крот:  - Постой! Яблоками пахнет.

 

Заяц:  - Угадал приятель. На, угощайся. У меня их много.

                     Заяц даёт кроту яблоки.

Крот:   - Спасибо, друг! Скоро увидимся.

                                 Крот уходит.

                          Заяц продолжает путь.

       На сцене появляется Ворона.Идёт за Зайцем и вытаскивает яблоки из   мешка через дырку.

                   Заяц оборачивается, а там никого нет.

                                   Ворона прячется  за дерево.

                                                Заяц  выходит.

 Ворона идет следом  за ним,  продолжая вытаскивать яблоки из       мешка.

 

               На сцену выходит Зайчиха с Зайчатами. Все садятся.

                                          Зайчиха читает сказку.

Зайчонок:  -А папа скоро  придёт?

 

Зайчиха:  - Скоро, зайчик, скоро.

 

Зайчонок:  - Я есть хочу.

                         Появляются Бельчата с корзиной. В корзине орехи.      

                          Стук в двери. "Тук-тук-тук".

Зайчата:   - Папа, папа пришёл!

 

Зайчиха:  - Кто там?

                            

Бельчата:  -Это мы, Бельчата!

                                         Зайчиха открывает дверь.

Бельчата:  - Вот орехи. Это вам. Мама просила передать гостинцы.

Зайчиха:  - Какие гостинцы?  Чудеса ... .

                                       Бельчата уходят.

Зайчата:  -  Ура!  Орехи принесли.

                      Зайчата от радости хлопают в ладоши.

                                 Зайчиха раздаёт детям орехи.

                                    Появляется Ёж с корзиной.

                                  "Тук-тук-тук"  стук в двери.

Зайчиха:  - Войдите!

                     

Ёж:  - Хозяин дома?

 

Зайчиха:  - Нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

 

Ёж:  - Это вам от меня.

 

Зайчиха:   - Спасибо большое.

                                Приходит Козас капустами.

Коза:  - Бе-е-е! Это ва-ши -им  де-ет-ка-ам.

                                         Коза уходит.

Зайчиха:  - Спасибо! Чудеса . . .

                                 Приходит Крот с овощами.         

Крот:  - Это дом Зайца?

 

Зайчиха:  - Да, мы тут живём.

 

Крот:  - Значит, я правильно пришёл.  Возьмите. Привет Зайцу!

                                                Крот уходит.

                          На сцену появляется Заяц с пустым мешком.

                                      Навстречу к нему Ворона.             

 

Ворона:  - Карр! Карр! Всем яблоки раздал, а меня хоть бы одним яблочком угостил.

 

 

Заяц:  - Ну, прости. Забыл как-то.

                   Заяц вытряхнул  из мешка  последнее яблоко.

Заяц:- Вот . . .  самое лучшее!  Ешь на здоровье.

                    

                    Заяц даёт яблоко Вороне, а она говорит.

 Ворона:  - Очень мне нужно твоё яблоко . Я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным , голодным зайчатам пустой мешок несёт!

 

Заяц:  - А я ... . А я  обратно в лес пойду и ещё яблоки наберу.

 

Ворона:  - Куда ты пойдёшь, глупый?  Смотри, какая туча собирается!

                     Заяц берёт мешок и  бежит к яблоне.

Заяц:  - Я тебе тоже наберу!
                         На сцене у яблони ложится волк.

                 Заяц прибежал к яблоне и начал собирать яблоки.

                         Волк замечает Зайца и садится.  

Волк:  - Тебе что здесь нужно?

 

Заяц:  - Я . . .  Яблочки собираю зайчатам. У меня дома дети голодные сидят. Четыре сыночка и лапочка-девочка.

 

                        Волк встаёт приближается к Зайцу.

                                 А заяц трясётся от испуга.               

Волк:  - Значит, ты яблочки любишь?

 

 Заяц:  - Лю . . . Люблю . . .

 

Волк:  - А я зайцев  очень люблю! Ррр!

                 Волк бросается к Зайцу, а Заяц убегает.

                               Волк гонится за Зайцем.

                 И тут Заяц бросает мешок  прямо в Волка.

                 Волк останавливается и отстаёт от Зайца.

 

                               Дом Зайца. Зайчата все спят.

                                     Зайчиха сидит и плачет.

                                      На сцену прибегает Заяц.

                                                Входит в дом.

Заяц:  - Скорее запри дверь!

                                               .

Зайчонок: - Ура! Папа пришёл!

Зайчиха:  - Зайчик мой бедный!

 

Заяц: - Я ничего . . .  совсем ничего не  принёс . . .   .

                          "Тук-тук-тук". Громко стучат.

Заяц:  - Это он! Волк!  Прячьтесь все!

                              Появляется Медведь с мёдом.

                                                 Все прячутся.

 

Медведь:  - Заяц,  ты где?

 

Заяц:  - Я тут, дядя Миша!

 

Медведь:  - Вот! Держи от меня подарок! Мёд настоящий!

 

Заяц:  - Спасибо, дядя Миша!

     

        Вся заячья семья веселится. На столе овощи, мед, грибы.

Заяц:  - Ешьте, ешьте, малыши! Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок. Четыре сыночка и лапочка-дочка.

                          На сцене появляется ворона.

Ворона:  - Никак ума не приложу: как из пустого мешка столько добра появился?

                                        Ворона выходит.

         Заячья семья радуется, веселится и выходит .

 

 

 

 

 

 

 

                  

                      

   

 

 

Музыкально сопровождение:

весёлая музыка: выход Зайца на сцену

   (громко)

 

 

 

 

 

 

     (тихо)

 

 

 

 

   звуки: карканье вороны

            

 

___________

 

звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

(громко)

            

 

 

 

 

 

 

 

 

выход Медведя на сцену

(громко)

  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________

 

выход Медведя

со сцены

 

весёлая мелодия: танец

Бельчат

 

 

 

 

выход Бельчат

_____________

появление Ежа на сцене

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ёж уходит под музыку

 

выход на сцену Козы с Козлятами

(громко)

 

 

 

 

 

 

выход Козлят со сцены

____________

бежит Крот

            

____________

 

 

 

 

 

 

 

 

выход Крота со сцены

__________

(весело, громко)

 идёт Заяц

_________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________

выход Бельчат

на сцену

 

 

 

 

 

 

 

 

уходят под музыку

 

 

бежит Ёж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

идёт Коза

 

 

 

идёт Крот

(медленно)

 

 

 

 

 

 

 

 

   звуки: карканье вороны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заяц бежит

(быстрая муз)

 

 

 

появление Волка

(громко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(громко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выход Медведя на сцену

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

весёлая музыка

              

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»