Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением слуха
Иванова Л.И., Григорьева А.М.,
учителя начальных классов Республиканской специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-итернат
г. Якутска
Младший школьный возраст – это период жизни, особенно значимый для детей, имеющих нарушение слуха. Нарушение слуха связано с незрелостью эмоционально – волевой сферы и стойким нарушением всех психических форм: восприятия, внимания, памяти, мышления. Большинство из них в дошкольном периоде не посещают детские сады, имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. Недостаток развития слуха и речи, положительных эмоций, дефицит эмоциональных контактов с окружающими затрудняет их позитивное эмоциональное развитие. Для успешного преодоления отклонений в развитии детей особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. Одним из основных видов творческой деятельности мы считаем театрализованную деятельность. Она создает благоприятные условия для: возникновения мотива высказывания; активизации живой речи, развития эмоциональной сферы ( через знакомство с чувствами и настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения; и др.); речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, выразительности речи); самовыражения и самореализации.
Значимость этого направления нацелило нашу творческую группу (Сидорова М.С, Григорьева А.М,. Иванова Л.И, ПрядезниковаМ.А, Иванова М.В, Апросимова М.А) на выбор проектной деятельности «Использование театрализованных представлений как средство развития коммуникативных и творческих способностей детей с нарушением слуха».Проектную деятельность направили на тесное сотрудничество педагогов и учащихся, развитие личности детей, их творчества.
Началом работы над проектом стал праздник, посвященный приходу зимы «До свидания, осень! Здравствуй, зима!»
Был написан и утвержден сценарий, охватывающий максимальное количество детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Если дети подготовительного класса подготовили танцевальные номера, то дети других классов уже выступали с разными ролями. Это и Листья, Дождь, Осень, Туманы, Девочка с зонтиком.
Театральная постановка по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» была выбрана неслучайно. 2013 год в нашей Республике был посвящен году Арктики. Запланировали большую подготовительную работу. Это знакомство с текстом сказки, смотр мультфильма, драматизация сказки в классах, беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам. Подготовка декорации, костюмов, атрибутов, музыкального сопровождения.
Разрабатывая сценарий, опирались на оригинал сказки, но дополнили диалогами, стихами о родной природе, украсили северными танцами. Изюминкой проекта стала совместное выступление детей и учителей. Прозвучали из уст участников стихи на якутском и русском языках (Сидорова М.С. и Васильева О). Эмоциональное выступление главной героини кукушки (Григорьева А.М) незабываемо. Каждая ее реплика, мимика поддерживала главных героев (Архипов А., Свинобоев К., Бутенко В.).
Настоящим украшением постановки стали северные танцы в исполнении Уваровской М., Саввинова Э., Филиппова А.
Новый учебный год начали с театрализованного представления сказки «Мешок яблок» В. Сутеева. 87% детей приняло участие в этом проекте. Каждый участник готовился к представлению со всей ответственностью и серьёзностью. Сюжет сказки был сложным, но дети справились с ролями. Они старались передать характер и настроение своего героя, старались говорить внятно, выразительно. Зрители и сами участники остались довольны представлением.
По сравнению с предыдущими работами у детей наблюдались активность в общении; повышение сценической культуры; повышение уровня развития эмоциональной сферы. Помимо всего этого совместная работа старших учащихся с младшими имела много положительного: дети стали более организованными, дисциплинированными, ответственными за свою роль. Можно отметить, что участие ребёнка в представлении помогает ему преодолевать страхи, комплексы, способствует развитию мышления, потребности анализировать свои действия и действия других детей, расширяет кругозор, повышает самооценку ребёнка.
Огромную поддержку во всех наших выступлениях оказали наши родители. Красочные неповторимые костюмы героев, атрибуты, декорации – это работа их рук. Участие родителей в проекте позволило им лучше понять своего ребенка, труд учителей.
Опыт работы показал, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития и коррекции не только коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, но и коррекции их поведения.
Приложение
Сценарий
постановки сказки "Мешок яблок" по сказке В.Г. Сутеева.
На середине сцены стоит яблоня, вокруг него лежат яблоки . Слева от яблони стоят ёлка и пенёк. Справа - дом зайца. Выходит на сцену Заяц с пустым мешком на плече. Заяц: - Тра-ля-ля! Тра -ля-ля!
Заяц ищет грибы-ягоды, но ничего не попадается. Вдруг он видит дикую яблоню и кричит. Заяц: - Ураа, яблочки!
Заяц бежит к яблоне, раскрывает мешок и начинает собирать яблоки с песенкой. Заяц: - Ах, яблочки хороши! Будут рады малыши: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок - четыре сыночка и лапочка- дочка.
Заяц собирает яблоки вокруг яблони. Выходит из-за яблони с полным мешком яблок, и дальше собирает.
Прилетает Ворона, видит зайца и каркает. Ворона: - Карр! Карр! Ты что делаешь? Всякий приходит набирает себе! Ни стыда, ни совести не знает!
Заяц: - Напрасно каркаешь! Это дикая яблоня, яблок много, всем хватит. А у меня дома зайчата голодные сидят. Четыре сыночка и лапочка-дочка папу ждут.
Ворона: - И чего ты носишься со своими Зайчатками! Зайчатки! Папу ждут! Вот придёт охотник "пиф-паф" и нет зайчат! Или волк "ам" и всё... .
Заяц: - Не говори так! Не говори! Рассердившись, заяц кидает Ворону яблоками. Ворона, каркая, отпрыгивает подальше от зайца. Заяц хочет поднять мешок, но мешок тяжёлый.
Ворона: -Ишь ты! Сколько набрал! Не поднять! Ворона делает круг и прячется за яблоню. Заяц с трудом тащит мешок за собой (делает круг).
На сцену выходит Медведь. Заяц наткнулся на него.
Заяц: - Ой, что такое? Заяц оборачивается и видит - перед ним Медведь. Испугавшись, Заяц прячется за ёлку. Медведь смеётся. Медведь: -Ха-ха-ха! Что у тебя в мешке, косой?
Заяц: - Во - во - вот яблоки... Достаёт из мешка одно яблоко и даёт Медведю. Заяц: - Угощайтесь, дядя Миша.
Медведь ест яблоко. Медведь: - Ничего яблочки! Освежают!
Заяц: - Берите сколько хотите, у меня их много.
Заяц даёт Медведю яблоки.. Медведь: - Спасибо, Косой!
Заяц: - Будьте здоровы, дядя Миша! Медведь уходит. Заяц собирается уходить. На сцену появляются Бельчата. Бельчата:- Дяденька, Заяц! Дяденька, Заяц! Дайте нам яблочек, пожалуйста!
Заяц: - Кушайте на здоровье, Бельчатки-ребятки! У меня их много. Заяц угощает бельчат яблоками. Бельчата: - Спасибо, дяденька Заяц!
Заяц опять собирается уходить, но в это время появляется Ёж ( с корзиной, с палкой). Он ищет грибы. Заяц: - Куда идёшь, Колючая Голова?
Ёж: - Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
Заяц: - Плохо дело. Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, у меня их много! Заяц кладёт в корзину яблоки. Ёж: - Спасибо, дружок! Выручил!
Заяц: - На здоровье, Колючая Голова! Ёж уходит. Заяц берёт мешок и продолжает путь. Делает круг по сцене. На сцене гуляетКозас козлятами.
Заяц: - Здравствуйте, тетя Коза!
Коза: - Здравс-твуй-те.
Заяц: - Возьмите яблоки своим деткам. У меня их много. Заяц даёт козе яблоки.
Коза: - Спа-си-бо, За-яц!
Заяц: - Кушайте на здоровье! Коза с козлятами выходит. Заяц дальше идёт. Он устаёт и садится на пенёк. Бежит Крот. Крот: - Кто это?
Заяц: - Это я, Заяц.
Крот: - Здорово, Косой! Давно мы с тобой не виделись! Крот принюхивается. Крот: - А чем это пахнет? Заяц берёт яблоко и приближает Кроту понюхать. Крот: - Постой! Яблоками пахнет.
Заяц: - Угадал приятель. На, угощайся. У меня их много. Заяц даёт кроту яблоки. Крот: - Спасибо, друг! Скоро увидимся. Крот уходит. Заяц продолжает путь. На сцене появляется Ворона.Идёт за Зайцем и вытаскивает яблоки из мешка через дырку. Заяц оборачивается, а там никого нет. Ворона прячется за дерево. Заяц выходит. Ворона идет следом за ним, продолжая вытаскивать яблоки из мешка.
На сцену выходит Зайчиха с Зайчатами. Все садятся. Зайчиха читает сказку. Зайчонок: -А папа скоро придёт?
Зайчиха: - Скоро, зайчик, скоро.
Зайчонок: - Я есть хочу. Появляются Бельчата с корзиной. В корзине орехи. Стук в двери. "Тук-тук-тук". Зайчата: - Папа, папа пришёл!
Зайчиха: - Кто там?
Бельчата: -Это мы, Бельчата! Зайчиха открывает дверь. Бельчата: - Вот орехи. Это вам. Мама просила передать гостинцы. Зайчиха: - Какие гостинцы? Чудеса ... . Бельчата уходят. Зайчата: - Ура! Орехи принесли. Зайчата от радости хлопают в ладоши. Зайчиха раздаёт детям орехи. Появляется Ёж с корзиной. "Тук-тук-тук" стук в двери. Зайчиха: - Войдите!
Ёж: - Хозяин дома?
Зайчиха: - Нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
Ёж: - Это вам от меня.
Зайчиха: - Спасибо большое. Приходит Козас капустами. Коза: - Бе-е-е! Это ва-ши -им де-ет-ка-ам. Коза уходит. Зайчиха: - Спасибо! Чудеса . . . Приходит Крот с овощами. Крот: - Это дом Зайца?
Зайчиха: - Да, мы тут живём.
Крот: - Значит, я правильно пришёл. Возьмите. Привет Зайцу! Крот уходит. На сцену появляется Заяц с пустым мешком. Навстречу к нему Ворона.
Ворона: - Карр! Карр! Всем яблоки раздал, а меня хоть бы одним яблочком угостил.
Заяц: - Ну, прости. Забыл как-то. Заяц вытряхнул из мешка последнее яблоко. Заяц:- Вот . . . самое лучшее! Ешь на здоровье.
Заяц даёт яблоко Вороне, а она говорит. Ворона: - Очень мне нужно твоё яблоко . Я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным , голодным зайчатам пустой мешок несёт!
Заяц: - А я ... . А я обратно в лес пойду и ещё яблоки наберу.
Ворона: - Куда ты пойдёшь, глупый? Смотри, какая туча собирается! Заяц берёт мешок и бежит к яблоне.
Заяц: - Я тебе тоже наберу! Заяц прибежал к яблоне и начал собирать яблоки. Волк замечает Зайца и садится. Волк: - Тебе что здесь нужно?
Заяц: - Я . . . Яблочки собираю зайчатам. У меня дома дети голодные сидят. Четыре сыночка и лапочка-девочка.
Волк встаёт приближается к Зайцу. А заяц трясётся от испуга. Волк: - Значит, ты яблочки любишь?
Заяц: - Лю . . . Люблю . . .
Волк: - А я зайцев очень люблю! Ррр! Волк бросается к Зайцу, а Заяц убегает. Волк гонится за Зайцем. И тут Заяц бросает мешок прямо в Волка. Волк останавливается и отстаёт от Зайца.
Дом Зайца. Зайчата все спят. Зайчиха сидит и плачет. На сцену прибегает Заяц. Входит в дом. Заяц: - Скорее запри дверь! . Зайчонок: - Ура! Папа пришёл! Зайчиха: - Зайчик мой бедный!
Заяц: - Я ничего . . . совсем ничего не принёс . . . . "Тук-тук-тук". Громко стучат. Заяц: - Это он! Волк! Прячьтесь все! Появляется Медведь с мёдом. Все прячутся.
Медведь: - Заяц, ты где?
Заяц: - Я тут, дядя Миша!
Медведь: - Вот! Держи от меня подарок! Мёд настоящий!
Заяц: - Спасибо, дядя Миша!
Вся заячья семья веселится. На столе овощи, мед, грибы. Заяц: - Ешьте, ешьте, малыши! Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок. Четыре сыночка и лапочка-дочка. На сцене появляется ворона. Ворона: - Никак ума не приложу: как из пустого мешка столько добра появился? Ворона выходит. Заячья семья радуется, веселится и выходит .
|
Музыкально сопровождение: весёлая музыка: выход Зайца на сцену (громко)
|
(тихо)
|
|
звуки: карканье вороны
___________
звуки
___________ (громко)
выход Медведя на сцену (громко) ___________
_____________
выход Медведя со сцены
весёлая мелодия: танец Бельчат
выход Бельчат _____________ появление Ежа на сцене
ёж уходит под музыку
выход на сцену Козы с Козлятами (громко)
выход Козлят со сцены ____________ бежит Крот
____________
выход Крота со сцены __________ (весело, громко) идёт Заяц _________
______________ выход Бельчат на сцену
уходят под музыку
бежит Ёж
идёт Коза
идёт Крот (медленно)
звуки: карканье вороны
Заяц бежит (быстрая муз)
появление Волка (громко)
(громко)
выход Медведя на сцену
весёлая музыка
|