Логоритмическое занятие
Путешествие на Север
Сироткина Татьяна Александровна,
учитель логопед ГБОУ школа №7
Красносельского района, Санкт-Петербург
Образовательные задачи:
Закрепить полученные знания о животных Севера через музыкально-двигательные и двигательно- речевые средства.
Коррекционные задачи:
-формировать понимание обращенной речи;
-обогащать словарь по лексической теме «Дикие животные Севера» и использовать знания о животных Севера в создании игрового образа;
- формировать умение вслушиваться в инструкцию, активизировать речевые реакции;
- работать над развитием диафрагмального дыхания, артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики.
- формировать чувство музыкального темпа, размера и восприятия ритмического рисунка.
развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность красслаблению (релаксации).
- работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой и речью.
Воспитательные задачи:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
-воспитывать общее и речевое поведение;
-воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
1.Вводное упражнение.
-Ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправимся в путешествие.
Есть земля, где снег и холод
И кругом сверкают льдины
Там есть белые медведи
И веселые пингвины.
Там олени ищут ягель
Как зовется этот край?
Белоснежный и холодный…
Поскорее отвечай!
-Куда мы отправляемся? (На Север)
Динамические упражнения.
Ну-ка летчики-пилоты,
Приготовились к полету?
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет,
Загудел наш самолет. (Дети маршируют по залу и становятся в круг)
2.Фонопедическое упражнение «Самолеты»
Дети изображают самолеты: они разогревают моторы. Стоя на месте, дети с силой вращают руками в плечевом суставе и произносят «Тр- р-…» -в среднем регистре. Мотор заработал «Р-р…»-в низком регистре. Самолет полетел, дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут друг за другом, произнося звук Л-Л-Л. С окончанием музыки полет заканчивается, дети останавливаются и вновь начинают вращать руками-пропеллерами под звук Р-Р-Р. По команде педагога: «Выключить моторы» дети прекращают вращение и замолкают.
3. Упражнение на развитие силы голоса.
Дети на одном вдохе долго тянут звук «у», меняя силу. Если самолет летит далеко, разводят руки в стороны и делают звук тихим. Когда самолет близко, приближают ладони друг к другу и усиливают звучание.
-Самолет летит далеко, мотор работает тихо.
-Самолет подлетает близко, мотор работает громко.
4.Упражнение на развитие координации движений и речи.
Я мороза не боюсь. (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (Присели)
Тронет руку, тронет нос. (Показали руку, нос)
Значит надо не зевать (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
5.Упражнения на развитие чувства музыкального размера с использованием фитболгимнастики.
Море! я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне!
(Дети под музыку подбегают к мячам и садятся на них)
-Ну что, все готовы? Поплыли.
Дети, сидя на мяче, наклоняются вперед с одновременным разведением рук в стороны (плавание брасом). Сидя на мяче, руки разведены в стороны, подняв ноги, держим равновесие, качаясь на мяче в разные стороны.
- Смотрите, мимо нас проплывает самое большое животное, обитающее в море!
- Кто это, ребята? (Кит)
6.Упражнение на мелкую моторику.
Тит-Тит-Тит! (Дверь - руки согнуты в локтях, напряжены)
Это кит стучит (Выпрямленные ладони обращены друг к другу)
Это кит, кит, кит (Кулаком правой руки постучать о ладошку левой руки)
Это кит стучит (Кулаком левой руки постучать о ладошку правой руки)
Это кит-китенок (Рыбка-левой рукой сделать волнообразные движения)
Маленький ребенок (Рыбка-правой рукой сделать волнообразные движения)
7.Упражнение на дыхание.
-Дети, а вы знаете как дышит кит в воде. (Ответы детей)
Разрезая носом волны,
Это зверь плывет огромный,
Дышит грозно великан,
А над ним воды фонтан.
- Покажите, как кит дышит, пуская фонтан.
8. Логопедическая гимнастика.
- А вы слышите, кто-то плачет,
-Да, это же медвежонок, он потерял свою маму (ответ хором). Он маленький, любопытный, наверное, хотел побольше узнать, вот и оторвался на льдине. Давайте поможем медвежонку найти маму.
- Сейчас медвежонок послушает «Колыбельную» и успокоится.
Выполнение артикуляторного комплекса под музыку.
9. Упражнение на коррекцию зрения.
Под музыку дети глазами следят за движущимся предметом (снежинкой)
-Услышав колыбельную, медведица обрадовалась и поспешила к своему детенышу.
- А вы знаете как зовут детеныша у моржихи?
- У пингвинихи?
- У оленихи? (Ответы детей)
10.Заключительное упражнение.
- Хорошее у нас получилось путешествие! Но пора возвращаться.
- Отгадайте на чем мы поедем?
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
Кто это, ребята? (Олень)
-Который поможет нам добраться до дома.
Дети уходят под фонограмму песни «Тундра»