Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование информационно-коммуникационных технологий
на урокахв школах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Пушкарь Сергей Михайлович
Аннотация статьи
Современный урок в школах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) невозможно провести без привлечения средств наглядности. Возникают проблемы - где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли информационно-коммуникационные технологии
Постановка проблемы и ее актуальность
Передо мной, как учителем, стоит задача - обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно               в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Содержательная часть
Использование информационно-коммуникационных технологий в школах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы               с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией        с помощью современных технических средств.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует навык, способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс , повысить мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала,               а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно-коммуникационные технологии оправдывает себя во всех отношениях:
  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения.
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков чтения включаю аудио средства, предлагаются записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы,          с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём информационно-коммуникационные. дают возможность            с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У учащихся в школах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи информационно-коммуникационные технологии мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Заключение
Я считаю, если учителя в своей работе используют информационно-коммуникационные технологии, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности. Также применение новых информационных технологий в коррекционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Используемая литература
 Алексанина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4. – С. 119-124.
Елизарова Л.Е. Инновационная культура личности и общества: сущность         и условия формирования // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 74-83.
Каплан С.Л. Становление и развитие инновационных процессов                         в российском образовании: автореферат дис. докт. пед. наук – М., 2004 – 32 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»