Проблемы включения детей с ограниченными
возможностями в учебный процесс
современной школы
Акимова Светлана Сергеевна
Одной из важнейших задач социальной политики любого государства является преодоление неравенства и несправедливости в вопросах жизнеобеспечения тех групп населения, которые находятся в наименее благоприятном социальном положении. Одной из таких групп населения являются лица с ограниченными возможностями здоровья, при чем существенную часть данного контингента составляют дети.Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагога предоставлять таким детям равные возможности для получения образования. Но одному учителю не под силу выполнить такую работу. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос по созданию структуры для медико-психолого-педагогической реабилитационной помощи детям с нарушениями в развитии.
Дети с нарушениями в развитии в общеобразовательном учреждении находится в проблемной ситуации, связанной, прежде всего, с их недостаточной адаптированностью в социально-психологическом плане, с отверженностью социумом и с возникающими на этой почве чувствами тревожности, незащищенности и др.
Основной источник этих проблем - социальная недостаточность, обусловливаемая трудностями контроля за поведением, ограничением способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с другими людьми и т.д. Все эти обстоятельства в их совокупности и определяют особую остроту вопроса комплексной реабилитационной помощи детям с нарушением в развитии.
В последние годы в Санкт-Петербурге осуществлены определенные меры по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей с проблемами в развитии. Один из важных шагов был в этом направлении - создание в каждом районе города Центров социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.
Однако, как свидетельствует и практика, и научные публикации к настоящему времени еще не сформирована целостная и достаточно эффективная система комплексной реабилитационной помощи данной категории детей. Целый ряд проблем – социальных, педагогических, психологических, медицинских - пока не получил своего решения, что затрудняет включение этих детей в различные формы внеобразовательной социокультурной практики, их социально-средовую и социально-бытовую адаптацию, эффективную подготовку к труду и самостоятельной жизнедеятельности, расширение их социальных связей посредством включения в деятельность общественных организаций, учебно-воспитательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 г. выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении комплексной реабилитации:
- повреждение (impaiment - англ.) - любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций;
- нарушение жизнедеятельности (disability - англ.) - возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества;
- социальные ограничения (handicap - англ.) - возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.
В последние годы в реабилитационный контекст включено понятие «качество жизни, связанное со здоровьем» (healthrelated quality of life - англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни и инвалидности имеет принципиальное значение для понимания сути комплексной реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность инвалида таким образом, чтобы исключить влияние на нее существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или она может отрицательно влиять на состояние здоровья, необходимо переключение человека на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Общие показания к реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983). К ним относятся:
- значительное снижение функциональных способностей;
- снижение способности к обучению;
- особая подверженность воздействиям внешней среды;
- нарушения социальных отношений;
- нарушения трудовых отношений.
- Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
- Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее аспектов (комплексность).
- Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
- Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
Главное для детей с ограниченными возможностями – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.