Общество и аутизм
Старовойтова Мария Дмитриевна;
Яндовка Элина Станиславовна,
учителя класса ССД, ГБОУ школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
В специальной педагогике на данный момент используют множество современных подходов к организации процесса обучения детей с ОВЗ. На данном этапе одним из инновационных проектов является инклюзия в массовые школы детей с интеллектуальными нарушениями, с синдромом раннего детского аутизма. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [1] Но не все учреждения и социумы готовы к этому новшеству. Реализация этого проекта, подразумевает под собой, серьезную, объемную предварительную работу, такую как подготовка социума, общества, к общению, взаимодействию с такими детьми.Яндовка Элина Станиславовна,
учителя класса ССД, ГБОУ школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
Даже несмотря на то, что 2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме, большинство людей не знают, что обозначает этот термин. Когда родители узнают, что у ребенка аутизм, они не знают, как его преодолеть. Им нужна психологическая поддержка и помощь со стороны государства и общества в целом. Не только современное общество, но и родители детей с РДА не знают, как общаться с такими детьми, как понять их и помочь. Мало кто знает, что синдром раннего детского аутизма, синдром Лео Каннера[1] - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
Ребенок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребенок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Стереотипичность в поведении. Ребенку свойственна поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же объект становится объектом постоянных манипуляций, он его трясет, постукивает, вертит, крутит и т.д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребенок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребенка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом речь его носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задает вопросов и может не реагировать на вопросы, обращенные к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлеченно декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребенок называет себя на «ты», «она», «он».
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден ООН в 2008 году с целью распространения информации и повышения поведенческих особенностей. Еще не так давно не было ни диагноза, ни специального дня. Это сложный диагноз, как правило, сочетающий в себе несколько самостоятельных нарушений. Редко встретишь ребенка, у которого наблюдаются лишь отдельные симптомы раннего детского аутизма. Как правило, на практике встречаются дети, у которых наблюдаются сочетанные нарушения.
Однако, ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллектива школы, т.е. сложности в его поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с детьми без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения с окружающими ребенка людьми оказывается недостаточно эффективным. [2]
Для повышения качества жизни детей с таким не простым диагнозом, мы реализовали проект целью, которого является формирование толерантного отношения общества к детям с РДА.
Наш проект включил в себя ряд весомых задач, таких как: формирование у общества представлений о проблеме аутизма; интеграция и социализация аутичных детей; непосредственное включение общества в педагогический процесс, психолого-педагогическая поддержка родителей детей с РДА.
Проект «Понимаем. Принимаем. Поддерживаем.» был реализован на базе ГБОУ школы №17 Невского района Санкт-Петербурга в несколько этапов:
Подготовительный: набор волонтеров, сбор информации, запись видео-интервью с волонтерами на тему «что такое аутизм», опрос родителей с детей с РДА о волнующих проблемах (на основе волнующих проблем, были составлены мини-лекции, раскрывающие ответы на волнующие вопросы)
Этап активного взаимодействия: мастер-классы, выезды, с участием волонтеров, старшеклассников, родителей детей с РДА, с целью передачи опыта взаимодействия с детьми с РДА, а также психологической поддержки родителей детей с РДА
Итоговый этап: запись видео-интервью с волонтерами на тему «что такое аутизм» после совместных мастер классов, выездов.
Подведение итогов данного проекта состоялось на празднике посвященному людям с синдромом раннего детского аутизма, на котором мы продемонстрировали заключительные видео-интервью волонтеров и родителей, детки с синдромом РДА показали спектакль, завершился праздник запуском шариков в небо.
Завершая проект можно смело сказать то, что, не смотря на обширность благотворительных организаций, а также всевозможных роликов в СМИ, общественность не знает, что такое «аутизм», кто такие люди с РДА, чем они отличаются от нас, как с ними общаться. Подобные проекты позволят раздвинуть границы непонимания со стороны общественности и приблизить так сейчас модное «инклюзивное образование».
«Понимаем. Принимаем. Поддерживаем», на наш взгляд, проект прошел успешно. Рассматривая результаты, мы убедились в его актуальности, практической значимости и новизне. Мы достигли цели, которая заключалась в расширении представлений о людях РДА среди общественности и решили ряд задач, которые ставили перед собой в начале проекта. Обучающиеся с РДА легко и быстро вошли в контакт с волонтерами под присмотром специалистов, волонтеры в свою очередь активно участвовали в процессе мастер-классов, помогали обучающимся справиться с заданиями. Родители получили необходимые знания, которые помогут им в дальнейшем в общении с детьми с РДА, как в педагогической, так и в психологической области. Проект полностью подтвердил свое название «Понимаем. Принимаем. Поддерживаем».
Привлечение волонтеров, людей, абсолютно не связанных с психологией и дефектологией, позволило отметить, что для общения с людьми с РДА не надо специального образования, достаточно донести до них позитивность своих намерений. Родители, увидев, что с их детьми общаются люди, не связанные с педагогикой, смогли по-новому взглянуть на своих детей. Диагноз РДА не означает, что ребенок перестает быть ребенком, им также, как и всем другим необходима ласка, забота и внимание, которое только поможет адаптироваться в окружающем их социуме. Чем шире будут масштабы данного проекта, тем больше детей и родителей будут счастливы, тем больше людей поймут, что людям с РДА надо просто помочь адаптироваться в нашем обществе, или обществу адаптироваться к общению с ними.
Литература:
- http://inclusion.vzaimodeistvie.ru/inclusion/
- Основы коррекционной педагогики, под ред. В.А. Сластенина, Москва 2004г - 271
[1] Лео (Хаскл-Лейб) Каннер (13 июня 1894, Клекотов, Австро-Венгерская империя – 3 апреля 1981) – австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма и последующими работами в этой области, один из основателей детской психиатрии.