Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние культуры нравственного воспитания в семье на формирование личности ребенка

Каюкова Юлия Викторовна
Педагоги и психологи единодушны и уверены в том, что задача нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Нравственное воспитание представляет собой процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания при этом заключается в том, чтобы активно помогать ребенку при освоении им системы человеческих ценностей и идеалов и способствовать формированию на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на поддержку развития чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка (во взаимоотношениях его с другими людьми и с миром). Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие, – в первую очередь, духовная культура семьи. Социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации – 30%; школы – 20%; улицы – 10%12). Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Еще в 1928 г. В.В. Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...». Духовно-нравственные ценности и установки в человеке всегда связаны с гуманистическими идеями, центром которых является отношение человека не только к себе, но и к другим людям с чувством уважения к их достоинству. В структуре духовно-нравственных ценностей важное место занимают мораль и нравственные нормы. Они играют особую роль, так как не фиксируются в законах, т.е. в отличие от политики и права не институциализируются. Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят свое выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Нравственные нормы – неписанные законы, существующие как невидимая сеть в общественных отношениях. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм выступает одобрение или осуждение. Главная функция морали заключается в регуляции поведения человека посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности его различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности. В развитии духовной жизни, в исторически изменяющихся формах нравственного сознания обнаруживается преемственность, в которой проявляются основные нормы духовности и морали, общие для всех эпох и культур. Эта устойчивая совокупность духовности и норм нравственности выступает в качестве общечеловеческих ценностей в мировом социальном сообществе в разные периоды развития. Эти нормы нравственности передаются от поколения к поколению посредством воспитания, и, прежде всего, семейного воспитания. Однако не вызывает сомнения подтвержденный современными отечественными социологическими исследованиями факт: на сегодняшний день семья в силу объективных причин не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Практические психологи, в частности, А.Н. Елизаров, выделяют следующие причины такой несостоятельности:
•утрата традиционного для русской культуры понимания семейного воспитания как любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;
•отсутствие у родителей знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека; •неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
•современное секуляризированное социокультурное окружение;
•скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания; •недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;
•ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;
•отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;
•отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды образовательного учреждения и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;
•духовная немощь сегодняшних детей, родителей и педагогов. О.М. Потаповская особо отмечает, что «…современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»