Восприятие школьниками уроков ОРКС
Мещерякова Светлана Владимировна
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про¬ецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци¬альное окружение наполняются конкретным содержанием та¬кие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это общенациональная задача, решить которую возможно только при поддержке родителей учеников. Курс ОРКСЭ предполагает тесную связь семьи и школы. Это единственный предмет в школе, который даёт возможность родителям выбрать тот модуль, по которому будет обучаться их ребёнок.
Но, давая возможность выбора, мы должны помочь родителям разобраться в существе вопроса. Не все родители имели возможность проследить за полемикой по введению курса ОРКСЭ, поэтому перед первым родительским собранием мы раздали им памятки, в которых отражены основные цели и задачи ОРКСЭ, названия модулей, правовая основа изучения этого курса, а также даны ссылки на сайт «Просвещение», где родители могли бы получить дополнительную информацию. Также были подготовлены электронные папки с учебниками по всем модулям ОРКСЭ и книгой для родителей.
В апреле 2015 года было проведено межклассное родительское собрание для родителей учащихся четвёртых классов, по итогам которого родители написали заявления с указанием избранного модуля. На родительском собрании выяснилось, что многие родители путали понятия «этика» и «этикет» и стремились выбрать модуль «Светская этика», чтобы ребёнок научился правилам поведения в обществе.
Поэтому в ходе родительского собрания нам пришлось объяснить разницу между этими двумя понятиями, напомнив слова Патриарха Кирилла о том, что светская этика – это «обезбоженная нравственность». Мы постарались убедить родителей, что понимание детьми традиционных для России религиозных культур и, в первую очередь православной культуры как культурообразующей религии России, убережёт их от псевдорелигиозных течений, сект и откровенной ереси. Также уже в этом возрасте дети должны воспринимать российское религиозно-этническое разнообразие не как проблему, а как богатство.
В результате этого родительского собрания в двух классах родители выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур». Наше предложение создать межклассные группы по изучению различных модулей ОРКСЭ не нашло поддержки среди родителей из-за боязни, что ребёнок останется в меньшинстве, нежелания обучаться у другого учителя, а также из-за опасения возникновения межгрупповых конфликтов. Выбор модуля «Основы мировых религиозных культур» родители мотивировали тем, что детям будет дана возможность ознакомления с особенностями религиозных культур, традиционных для России.
В сентябре 2015 года было проведено второе межклассное родительское собрание, на котором родители более подробно были ознакомлены с особенностями курса ОРКСЭ, а также им были предложены идеи сотрудничества по следующим направлениям:
создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
На этом собрании родители были более подробно ознакомлены с содержанием модуля «Основы мировых религиозных культур», с особенностями методики преподавания ОРКСЭ. Каждый урок строится на основе обсуждения тех вопросов, которые родители предварительно обсудили с детьми. Эти вопросы носят нравственно-развивающий, творческий характер. При подготовке к уроку ученик обращается к опыту своих родителей, знакомится с традициями своей семьи, изучает краеведческий материал. Мы заранее предостерегли родителей от попытки отправить детей в интернет за поиском ответов на эти вопросы, ведь при изучении этого курса важна не информация, а живое человеческое общение. Именно курс ОРКСЭ даёт возможность расширить содержание речевого общения родителей и детей, поднимая это общение от бытового уровня к духовно - нравственному.
Протодьякон Андрей Кураев писал, что «в ходе преподавания курса ОРКСЭ учителя поймут с удивлением для самих себя, что они более русские и более православные, чем они сами о себе думали раньше. По ходу этого курса будут меняться не столько дети, сколько учителя». Мне кажется, что меняются не только учителя и ученики, но и их родители. Ведь родители сегодняшних четвероклассников – это люди, которые духовно сформировались в 90-е годы, когда школа устранилась от духовного воспитания. Многие из них, читая вопросы в учебнике, впервые задумались о нравственных категориях, ведь прежде чем объяснить что-то ребёнку, нужно самому иметь точку зрения по этим вопросам. Поэтому, помогая ребёнку в поиске иллюстративного материала к урокам, выполняя краеведческие задания, размышляя вместе с детьми о философских категориях, родители сами духовно растут.
О краеведческих заданиях мне хочется сказать подробнее. Именно в этом возрасте у детей формируется понятие «малая родина». Курс ОРКСЭ даёт возможность показать, что история нашего древнего города Карачева неотделима от православной культуры. Родители моего класса при изучении темы «Священные сооружения» подготовили иллюстративный материал о храмах города Карачева. Объединив найденные старинные и современные фотографии, мы подготовили презентацию «Тайны веков хранящие» об истории Карачева и его храмах.
И, наконец, по итогам I полугодия мы провели в двух четвёртых классах анонимную анкету для детей и родителей, в которой они поделились своим мнением о том, насколько оправдались их ожидания от введения курса ОРКСЭ. Скажу сразу, более позитивной оказалась реакция именно родителей. Из 43 родительских анкет в 31 было отмечено положительное отношение к введению курса ОРКСЭ, 8 человек ответили, что относятся скорее положительно и лишь четверо ответили, что скорее отрицательно. Отрадно отметить, что ответ «безразлично» не прозвучал ни в одной анкете. На вопрос, хотели бы они, чтобы курс продолжался дальше, 36 человек ответили «да», шесть человек затруднились с ответом и лишь один ответил «нет».
В детских анкетах наблюдается несколько иная картина. На вопрос «Было ли интересно на уроках по новому курсу?» 29 детей ответили «очень интересно», 12 – «не очень интересно» и два человека ответили, что на уроках не интересно.
Возможно, модуль «Основы мировых религиозных культур» перенасыщен информацией, сложной для восприятия ребёнка, так как при анализе анкет, где дети дали негативную оценку, чаще всего мы встретили ответ «непонятно, много незнакомых слов».
Отвечая на вопрос, как обычно проходят уроки по ОРКСЭ, чаще всего дети давали ответы, что они знакомятся с традициями, слушают и обсуждают рассказы учителя, встречаются с интересными людьми, посещают музеи и святые места.
В родительских анкетах как положительные характеристики курса были отмечены: расширение кругозора детей, формирование уважительного отношения к различным религиям, повышение нравственности детей, духовное и культурное развитие детей.
Таким образом, анализ анкет показал, что большинство детей и их родителей положительно относятся к введению курса ОРКСЭ, а также хотят, чтобы изучение данного курса продолжалось и далее. И отрадно видеть, что родители поняли свою особую роль как помощников при изучении ОРКСЭ и не только способствуют духовно-нравственному развитию детей, но и духовно растут сами.