Раннее начало нравственного воспитания – залог формирования полноценного гражданина своей страны
Быватова М.О., заведующий;
Викторова В.В. , старший воспитатель;
ГБДОУ детский сад №39 компенсирующего вида
Санкт-Петербурга
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие «гражданство» и «патриотизм»:
Гражданство– принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.
Патриотизм – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.
К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.
Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.
В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. Это привело к идеям космополитизма (я – дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас – там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.
Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации «Наши», других общественных институтов). Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.
Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных.
Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, – очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.
Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.
В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:
- Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).
- Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, эмпатия, толерантность, сотрудничество).
- Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).
- Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
- Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).
- Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).
Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – полноценного гражданина своей страны.
Формирование нравственных ценностных ориентаций.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации. Термин этот понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций.Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта.
Ведущие психологи XIX-XXстолетий различных научных школ особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства.
Исходя из того, что высшая человеческая ценность – личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, семью, труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Решать эту воспитательную проблему следует соответственно с представленными выше ценностями при создании ряда педагогических условий:
1. Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно ориентированной модели его организации.
2. Предлагаемое содержание должно заключать в себе достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий.
3. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной.
4. Руководя деятельностью детей, педагог использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к сверстникам. Положительная оценка радует, побуждает к продолжению деятельности.
5. Организация коллективной деятельности – здесь присутствует общая цель, распределение обязанностей, общий результат.
6. В различных видах детской деятельности педагог ориентирует воспитанников на базовые ценности (сюжеты игр, поступки героев книг и мультфильмов).
7. Подключение родителей – выработка согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия, раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций.
Все эти условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога, оттого, что воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям. Важно, чтобы педагог был способен:
· признать и принять собственное нравственное несовершенство
· раскаиваться в своих поступках
· быть требовательным и строгим к себе, контролировать свои мысли, не забывать о совести
· открывать сердце для добродетели
· не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность
· наполнять свое сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы о людях, чья жизнь вдохновляет на добрые дела
· находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало, верить, что они могут стать порядочными.
Непременное условие успешностиформирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них.
В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».
Работа с детьмипо формированию основ толерантности.
Ранний возраст – детский фольклор: песенки, потешки, заклички, колыбельные; игры с куклой.
Младший возраст– общение с детьми и взрослыми, «Семья» (члены семьи, забота друг о друге), «Детский сад»; формирование доброжелательности; сказки о доброте; приобщение к русской праздничной культуре.
Средний возраст– взаимоотношения со сверстниками, развитие образа «Я»; родственные отношения членов семьи, профессии, взаимоотношения в семье; игры-путешествия в прошлое предметов; профессии в детском саду; представления о городе: улицы, дома, достопримечательности; приобщение к русской праздничной культуре.
Старший возраст– представления о родной стране: флаг, герб, гимн, о государственных праздниках; «Семья»: родословная, хозяйство семьи, труд в семье; «Детский сад»: общественная значимость; понятия дружба, взаимовыручка, доброжелательные отношения к другим детям; сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествия», «Спасатели».
Подготовительная группа– расширение представлений о России; уважительное отношение к другим людям; «Наша планета», «Земля – наш общий дом»; представления о других национальностях ближнего и дальнего зарубежья, народы Севера, Африка, Азия, Япония; образ «Я».