Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы духовно-нравственного развития учащихся в современной школе

Чернова Ирина Николаевна,
директор ГБОУ школы №494
Выборгского района Санкт-Петербурга

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [1] формулируется каким должно быть общее образование и каков должен быть его результат, чтобы обеспечить выполнение планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации – «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития».

В настоящее время трудно переоценить влияние медиа на духовно-нравственное развитие детей и подростков, профилактику правонарушений, насилия и т.п. среди подростков, являющихся основными потребителями аудиовизуальной медиапродукции.

С одной стороны, становление информационного общества требует обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий; с другой, в современной школе отсутствует подготовка к жизни в глобальном информационном обществе, новым вызовам, например, медиаобразование, которое обеспечивает человеку знание того, как:

1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование (media literacy) означает изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (в том числе прессы, телевидения и радиовещания, рекламы, кинематографаИнтернета со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и того, что необходимо человеку и обществу для освоения инфокоммуникационных технологий, что выражается в "медиаграмотности", или "медиакомпетентности" (то есть в умении квалифицированно использовать электронные средства коммуникации), как развитой способности освоения так называемых медиатекстов, предполагающей понимание гуманитарного, антропологического, социального, культурного и политического контекста функционирования средств коммуникации и используемых ими способов представления действительности. "Медиаобразование" включает в себя и кинообразование.

Медиаобразование признано ЮНЕСКО частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии.

Сегодня есть все основания говорить о необходимости формирования новой информационной культуры, которая станет элементом общей культуры человека. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще не является показателем общей культуры, но уже становится важным фактором развития и самореализации каждой личности, нашла своё отражение в образовательных стандартах второго поколения.

Среди основных задач современной школы можно выделить содействие интеграции ребенка в общество, создание условий для его опережающего развития и  профессионального самоопределения. Их решение нам представляется невозможным без учёта складывающихся реалий информационного общества и активно развивающихся средств информационного воздействия и манипулирования сознанием человека.

Медиа оказывает очень сильное прямое, в основном негативное воздействие на аудиторию. К примеру, дети "внедряют" в жизнь приемы насилия, увиденные на экране. Аудитория состоит из массы пассивных потребителей, которые, как правило, не могут понять сути медиатекста. 
Главная цель медиаобразования: смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа детской и молодежной аудиторией.
Основное содержание медиаобразования: помочь детям понять разницу между реальностью и медиатекстом. Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа (к примеру, телевидения) на конкретных примерах, доступных для понимания учащихся.

Одним из способов решения этой задачи может стать школьная медиаобразовательная программа, основанная на «защитной» (("Inoculatory Approach", "Protectionist Approach", "Hypodermic Needle Approach", "Civil Defense Approach", etc.)  теории.

В качестве основы такой медиаобразовательной программы дополнительного образования может выступать модель медиаобразования, предложенная Британским институтом кино: медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре

Ключевые аспекты и концепции этой модели:

 

Тема занятия

Изучаемые проблемы

 

Агенты СМИ: кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему?

Кто производит текст, роли в процессе производства, институты СМИ. Экономика и идеология, намерения и результаты

Категории СМИ: каковы типы содержания СМИ?

Различные СМИ (Интернет, ТВ, радио, кино и т.д.), формы (документальные=информационные, рекламные), жанры (научная фантастика, мыльная опера), другие способы классификации текстов, как классификация текстов соотносится с их пониманием.

Технологии СМИ: как производятся СМИ?

Какие технологии и кому доступны, как их использовать, различия, которые возникают между СМИ в производственном процессе и на стадии конечного результата.

Язык СМИ: как мы узнаем, что означает содержание СМИ?

Как СМИ производят значения, коды и условности, текстовые структуры

Аудитории СМИ: кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого?

Как аудитории определяются, конструируются, как к ним адресоваться и достигать их, как аудитории находят, отбирают, потребляют и отвечают на содержание СМИ

Репрезентация действительности в СМИ: как СМИ представляют свои субъекты?

Отношения между содержанием СМИ и реальными событиями, людьми, идеями, стереотипизация и ее последствия

 

Центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ – как старых, так и новых. Однако перечисленные ключевые аспекты – не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных  условиях может принимать специфические формы.

В заключение можно привести мнение авторитетного специалиста в области медиаобразования В.Монастырского– «Стихийное приобщение к медиа чревато деформациями в социокультурном развитии личности (деформация ценностной иерархии, снижение уровня культурных запросов, оскудение духовной жизни, рост насилия и правонарушений)» [3]

 

Литература

1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 04 февраля 2010 г.; Пр-271)

2. Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.: ил.

3.Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 c.

4.Федоров А. В. Медиаобразование. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 136 c.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»