Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок №13

Альтруизм и эгоизм

Захарова Ирина Анатольевна,
преподаватель ОРКСЭ ГБОУ гимназия №406
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Цель:

Формирование понятий   «альтруизм» и  «эгоизм»через выявление положительных и отрицательных сторон этих понятий

Художественно-педагогическая и нравственная идея урока:

Жизнь дана на добрые дела

Задачи:

Личностные:

формирование у младших школьников нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм».

Метапредметные:

учить

-  овладевать логическими действиями анализа , синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь собственную

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся

Предметные:

- познакомить с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»

- дать понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Планируемые результаты:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Оборудование:

-тетради

-учебник по ОСЭ

-художественные тексты

- задания для работы в группах

-презентация

- видеоролик с песней С. Копыловой «Окно»

План урока: (I- IX)

1-3   Ввод в тему: текст, слова-магниты 7мин

4  Смысл слов, словарь  7мин

7,8  Работа с текстами  «Дедушкин подарок», «Благодетельница»  10мин

9  Песня  «Окно»  5мин

10  Работа в группах  10мин

12  Итог урока  3мин

 

Большую часть времени работаем всем классом, некоторые задания будем выполнять в  группах.

В первой группе будут ребята на первых партах ,капитан

Во 2 группе – ребята у окна, капитан-…,

в 3 –на средней колонке,

в 4 –на колонке у двери.  …

Собираться для обсуждения 1 группа – у средней парты,…

Ход урока:

  1. I. Орг. момент.

К нам в гости заглянул герой мультфильма. (фрагмент м/ф)

Почему «опять»? Почему от Мышонка все отворачиваются? Поговорим об этом на уроке.

II. Подготовительный этап.

1.Представьте ситуацию: замок,2 зала, в каждом - горячий  котел с пищей, много людей- бедных и богатых, молодых и пожилых .У каждого- ложка, которой можно достать угощение.

В 1 зале люди измученные, голодные, раздраженные

Во 2 зале – спокойные, сытые, довольные

В чем причина отличия?   Объясните ситуацию (в тетрадь).

1 подсказка. Ложка была величиной с человека, лишь на самом конце имелась деревянная ручка. Остальная часть ручки была железной и от супа нестерпимо горячей.

Что же происходило в каждом зале?

2 подсказка. Как можно помочь друг другу?

В 1 зале голодные люди с жадностью тыкали ложки в котел, с трудом их вытаскивали, но не могли отправить в рот. Слишком нетерпеливые обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. Ссорилось, не уступали.

Во 2 зале к котлу люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если же ложка кому-либо оказывалась тяжелой, сразу другая пара помогала своими ложками. Когда насыщался один, его место сразу же занимал другой.

2. Какие качества души  помогли людям во 2 зале преодолеть трудности? Подберите и запишите нужные слова.

(Сначала самостоятельно, потом в группах.)

Отвечаем  по очереди, по группам, не повторяемся.

(Умение уступать, забота о другом, терпение, желание, чтобы другому было хорошо, сострадание и жалость  к другому, желание помочь другому, милосердие, человеколюбие, доброта ,сочувствие, долг, добродушие, терпимость, сопереживание, отзывчивость, понимание, милосердие, самопожертвование.

Презентация, кадр

Допишите и обведите то, что вам  в себе нужно  преумножить.

Такие свойства души  часто называют альтруизмом.

Почему люди в 1  зале были несчастны?

(Думали лишь о себе)

Какие качества души мешали?

(Сначала самостоятельно, потом в группах.)

Отвечаем  по очереди, по группам, не повторяемся.

(Забота лишь о себе, жадность, зависть, злость, безжалостность, себялюбие, равнодушие, высокомерие, черствость, бездушие, злость, жестокость, осуждение, гнев)

Презентация, кадр

Допишите и обведите то, что вам мешает в общении с людьми, от чего хотите избавиться.

Как такие люди называются?

(Эгоисты)

***1 Группы получают по баллу.

  1. Оказывается, внутреннее душевное устроение человека сильно влияет на его благополучие. Итак,

III. Тема нашего урока: «Альтруизм и эгоизм»

а) Беседа

-Понятны ли вам слова альтруизм и эгоизм?

-Каких людей вы называете альтруистами, а каких  эгоистами?

б) Понятийная  работа.

Слово АЛЬТРУИСТ имеет 2 значения:

През.

Alter – другой, т.е. слово обозначает бескорыстную любовь к другому, заботу о благе другого человека или общества.

Alter- высокий, говорит о самом высоком проявлении души человека.

Альтруист- человек, который дарит –любовь, силы, свое время, талант… От этого и сам человек становится счастливее, и люди  в ответ платят тем же.

*Посмотрим ,что об этом говорит учебник,стр30

А вот человека, который умеет только брать и жить только для себя, называют эгоистом. (Эго – значит Я) Он во всем ищет выгоды, хочет любовь только брать, а не отдавать.

*Прочитаем об этом в учебнике, стр31

Любовь к нему скоро истощается, эгоистов никто не любит. Потому эгоизм называют  «испорченная любовь».    Эгоизм влияет на ум, человек считает, что он самый умный, самый красивый, лучше всех. Значит, все остальные хуже его.

Но ведь все мы разные, каждый прекрасен по своему. Слова ЛУЧШЕ или ХУЖЕ можно применять лишь к самому себе. Хочешь быть лучше – трудись.

IY. Чтение и анализ текста.

5. Прочитаем текст   «Дедушкин подарок»

-Обдумайте и вставьте в текст слова, которыми Маша уговорила тетю взять у нее деньги.

(Сначала самостоятельно, потом в группах.)

***2 Группы получают по баллу.

Какие чувства испытывала  Маша ?      Какие чувства испытывала  ее тетя?

-  Чему учит рассказ?  (Если нужно помочь , и ты это можешь  – помоги)

А вот вы сейчас в свои 10-11 лет  кому-то  можете помочь ?

6. Физминутка

Подарим тепло души друг другу: поворот влево, вправо;   встали  на цыпочки, руки вверх, поймали солнечный лучик улыбнулись, полюбовались на его  и послали его людям.

7. Посмотрим, что было в следующей истории.

Представим ситуацию.    В семье умер кормилец- отец. Мать и маленькие дети оказались в нищете. Две девочки, чем могли, поддержали семью. Одна- ко воспитательница об одной просто сказала: «Это хорошо», а о другой: «Ее поступок достоин всякого подражания».

Почему разная оценка схожих поступков?   (в тетрадь)

(Сначала самостоятельно, потом в группах.)

***3   Группы получают по баллу.

Прочитаем текст «Благодетельница» и найдем в нем разъяснение ситуации .

(  1)Маша считала свой поступок естественным, обычным, а Люси - достойным  восхищения, гордилась собой.    2)Маша делилась самым необходимым, а Люси – от избытка. )

А гордыня – хорошее чувство?

Вывод: нужно быть внимательным к своим мыслям, они - начало поступков. С хорошими мыслями надо дружить, а плохие - выгонять, как только они появятся.

Что заметили схожего у Мышонка  и у Люси?

8. В какой ситуации труднее быть благородным?  (Когда самому тяжело)

Y. Закрепление основных понятий.

Послушаем песню-притчу С . Копыловой «Окно».

- Как она связана с темой нашего урока?

- Кто из двух героев был счастливее? (Слепец)

Почему?( Был щедр душой.)

Кто оказался слабее? Почему?

YI. Работа в группах.

1 группа

Составь пословицы и определи, к какому тексту, притче они подходят  (Дедушкин подарок)

Жизнь дана

а  злое дом разрушит

Рубашка износится

на добрые дела

Доброе слово дом построит

нельзя прожить

Без любви, как без солнышка

а доброе дело не забудется

 

Жизнь дана

на добрые дела

Рубашка износится

а доброе дело не забудется

Доброе слово дом построит

а  злое дом разрушит

Без любви, как без солнышка

нельзя прожить

 

2 группа

Составь пословицы и определи, к какому тексту, притче они подходят  (Благодетельница)

Кто полон милосердия,

-споткнешься и упадешь

Помнящий добро

-тот с горы свалится

Кто хвалится

- непременно обладает мужеством

Высоко голову несешь

никогда не сотворит зла.

 

Кто полон милосердия,

- непременно обладает мужеством

Помнящий добро

никогда не сотворит зла.

Кто хвалится

-тот с горы свалится

Высоко голову несешь

– споткнешься и упадешь

 

3 группа

Составь пословицы и определи, к какому тексту, притче они подходят (Окно)

Беден не тот, у кого мало,

сон  не приходит

В  чужих руках

и твоя не так давить будет

К  завистливому

а  тот, кому мало.

Помоги, раздели беду -

ломоть велик

 

Беден не тот, у кого мало,

а  тот, кому мало.

В  чужих руках

ломоть велик

К  завистливому

сон  не приходит

Помоги, раздели беду -

и твоя не так давить будет

 

4 группа

Составь пословицы и раздели их на 2 группы по смыслу

После  меня

уважаешь  себя

Терпенье – цветок,  который

добра  не  делает никому

Уважая  человека,,

хоть трава не расти.

Худо  тому, кто

растет не в  каждом сердце

 

После  меня

хоть трава не расти.

Терпенье – цветок,  который

растет не в  каждом сердце

Уважая  человека,,

уважаешь  себя

Худо  тому, кто

добра  не  делает никому

(Сначала самостоятельно, потом в группах.)

***4  Группы получают по баллу

YII. Анализ учащимися стихотворения.

Прочитаем стихотворение.

Проблемный вопрос: В  чем ошибка героя стихотворения?

О человечестве

А.Барто

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

YIII. Итог урока.

Вот и завершается наша работа.

Трудились все хорошо, но две группы проявили усердия побольше. Им – по дополнительному баллу.

Вы сегодня  не просто работали, а усвоили одно очень важное правило. Если все ваши баллы объединить воедино, то  мы сможем его составить и  прочитать. Для этого мне нужны помощники, по одному от группы.  (Освободив буквы ,составляются слова)

СПЕШИТЕ  ДЕЛАТЬ  ДОБРО

Что же произошло с нашим героем? (фрагмент м/ф)

IX. Рефлексия

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»