Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учебно-воспитательная работа в ОДП ЦСПСиД
с ориентировкой на главные нравственные
ценности общества

 

Поплевченкова Инна Валентиновна, воспитатель Центра социальной помощи семье и детям Калининского района города Санкт-Петербурга

 

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко.

 

Нравственные ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко. Люди, которые ими обладают, пользуются уважением окружающих. Ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях, лишенных необходимой в этом периоде их жизни и развития родительской поддержки. Внимание родителей либо очень слабое, либо совершенно отсутствует в силу сложившихся семейных обстоятельств, имеющих негативный социальный опыт (асоциальный образ жизни родителей или одного из них, антисоциальное либо диссоциальное поведение родителей). Дети, растущие в таких семьях, отличаются от сверстников ослаблением физического, психического здоровья и нравственной устойчивостью. Характерным результатом таких негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей, их низкий потенциал жизненной самореализации и особое отношение к обществу.

Учитывая эти проблемы, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей и досуговой деятельности по формированию у воспитанников ОДП (далее - отделения дневного пребывания) социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, что и является основной целью работы нашего отделения.

Прежде всего, нужно включать в систему учебно-воспитательного процесса ОДП воспитательные задачи, направленные на формирование ценностных ориентаций воспитанников, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, людям и к самим себе. И здесь существенное значение имеют беседы-диалоги, о самых важных вопросах человеческого бытия и его жизнеобразующих смыслах, коллективные развивающие игры, общение с интересными для ребят людьми, психолого-педагогические тренинги, познавательные и спортивные мероприятия, разнообразный досуг. Отношение к жизни и человеку, как наивысшей ценности, должно стать необходимой частью работы, закладывающей основу этической культуры в подрастающем поколении.

На занятиях и в беседах-диалогах педагоги ОДП решают следующие важные задачи, направленные на:

- углубление и разнообразие сферы применения правил этикета в повседневной жизни;

- совершенствование на практике этического поведения детей в отношениях со значимыми взрослыми, природой и окружающей действительностью;

- расширение и углубление понятия коллективизма, совершенствование знаний воспитанников в области коллективных отношений, создание и сохранение условий для применения этих знаний.

Когда стоит вопрос о комплексном развитии воспитанников нашего отделения, становится очевидным глобальность возможных направлений и весьма узкие временные и физические возможности. Продолжительность пребывания несовершеннолетних в ОДП соответствует времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами социальной реабилитации и, длится до 4 месяцев. В отдельных случаях, при наличии оснований, ребенок может быть принят в ОДП на повторную реабилитацию. И тогда, исходя из опыта работы, необходимо сделать выбор в пользу ограниченных путей, в рамках которых может быть реализована развивающая функция. И здесь возможен единственный путь – быть гибким. Это достаточно сложно, но при нижеописанном подходе наиболее уникальным и эффективным в нашей работе стал принцип гибкости. Когда в ОДП возникает потребность что-либо узнать, обсудить, прочувствовать, она находит свой отклик в совместных действиях педагогов. Это позволяет сохранять важнейшую вещь – понимание и принятие актуальных особенностей детей. Если бы речь шла о родителях наших воспитанников, мы бы с гордостью сказали, что они слышат и понимают своих детей! Подобный подход позволяет вовремя откликаться на запрос ребенка, не пропускать сигналов беды, оказывать поддержку и вести чаще профилактическую работу, а не коррекционную. В данном случае у педагогов – воспитателей появляется возможность реализовывать личностноцентрированный подход к воспитанию и развитию каждого ребенка. Подобная организация педагогической деятельности отражает использование педагогами ОДП принципа гуманизма и ответственности.

Если работу педагогов рассмотреть в долгосрочной перспективе, то становится ясно, что возможность быть услышанным, принятым, возможность получать отклик на свои просьбы, максимально работает на снижение уровня детской тревожности и налаживание конструктивных способов взаимодействия. Степень открытости воспитанников и педагогов ОДП также на высоком уровне. В итоге, у воспитанников появляется стабильное ощущение принятия себя, своих особенностей, вопросов и проблем. Через подобное «отражение» дети начинают лучше разбираться в себе, полнее анализировать свою жизнь и поступки, растет уровень самосознания. В конечном счете, дети перенимают гибкую, отзывчивую манеру взаимодействия педагогов, которая является наиболее адаптивной в современном мире. Оттачивая свое умение быть гибким в других сферах своей жизни (учебе, дружеских отношениях), воспитанники повышают свой уровень социальной компетентности. Другими словами, их адаптированность значительно улучшается, позволяет быть успешными и открытыми новому опыту.

Работа педагогов базируется на актуальных потребностях наших детей. В ответ на каждую потребность ребят нами создается отклик, в дальнейшем называемый «направлением работы». Прежде всего, в работе ОДП реализовался принцип личностного подхода к воспитанникам. Мы сталкивались и сталкиваемся с тем, что дети, пришедшие из неблагоприятных семей, не имеют положительного примера в жизни и поэтому работа педагогов направлена в первую очередь на создание условий для содержательной, познавательной и полезной жизни детей. Воспитатели старательно ведут работу по развитию интересов воспитанников на основе коллективной творческой деятельности и способствуют расширению пространства обитания и формированию связи детей с социальной средой посредством участия несовершеннолетних в массовых мероприятиях, экскурсиях, развивающих и познавательных играх с волонтерами, встречах с интересными, известными людьми.

Реализация цели деятельности ОДП достигается в процессе выполнения следующих задач на воспитательных занятиях:

- воспитание нравственных качеств путем ознакомления детей с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;

- развитие творческих качеств путем ознакомления воспитанников с творчеством народов, проживающих на территории нашей страны, а также осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;

- проведение работы, направленной на развитие и усиление «Я» подростка и формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме;

- совершенствование знаний детей о строении своего тела, о физиологии репродуктивной системы человека, о важности и значимости заботы о своем здоровье, а также оказание помощи в избавлении от «комплекса общения» по вопросам, касающимся человеческого организма;

- ознакомление воспитанников с государственными законами и правилами поведения в школе и обществе, информирование о том, что законы и правила служат обеспечению личной безопасности, что знания об ответственности за совершенное помогут подросткам не принимать вредных привычек, помогут привить чувство самосохранения, дадут возможность вести здоровый образ жизни во имя благополучного будущего;

- усвоение понятия «культурного многообразия», воспитание национального самосознания и толерантного отношения к людям иной национальности;

- формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и нахождение их оптимальных решений;

- ознакомление со способами разрешения конфликтов без насилия и обучение умению контролировать свое эмоциональное состояние при проявлениях гнева и агрессии;

- ознакомление с правилами жизнедеятельности в обычных и экстремальных ситуациях;

- обогащение жизненного опыта воспитанников через проведение общественных мероприятий, в том числе вне Центра;

- воспитание ответственной позиции по отношению к природе, способствующей развитию познавательного интереса к жизни природных обитателей и проявлению заботливого отношения к ним.

Работа педагогов включает в себя основные вопросы по всем направлениям жизнедеятельности и объединяется следующими направлениями:

- Жизнь группы;

- Здоровый образ жизни;

- Охрана здоровья;

- Репродуктивное здоровье;

- Мы выбираем жизнь;

- О вреде курения;

- Наш город;

- Мы – патриоты России;

- Закон и мы;

- Транспорт и пешеходы;

- Толерантность;

- Природа и экология.

ОДП для наших воспитанников остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает активная позиция педагогов и проводимая ими работа.

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у ребят способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей и ценностей.

Важно понимание того, что является для воспитанников ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия. Важна согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Важно, чтобы деятельность вызывала интерес, была посильной, способствовала раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой общения, умением выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение воспитанников к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.

Как и в любой семье, дети – это отражение родителей. В воспитанниках мы находим очень многое от их родителей, подчас с этим многообразием трудно конкурировать. Во всяком случае, традиционные методы воздействия редко работают, у детей к ним уже развился своеобразный иммунитет. Тогда на помощь может прийти только изобретательность, гибкость и открытость педагога. Потому что именно это отличает его, его работу, его результаты. В данном подходе нет ничего лишнего, и нет ничего бесполезного. Когда воспитывает личность, а не социальный субъект, у воспитанника тоже появляется шанс стать личностью - полноценной и здоровой.

 

 

 

Литература:

 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

2. Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками – Москва, 2007.

3. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания – Москва, 2006.

4. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе - Москва, 2000.

5. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.

6. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва, 2008.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»