Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Перспективы совершенствования учебного предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»

Евстафьева Карина Аркадьевна,
учитель истории и истории Санкт-Петербурга
высшей категории ГБОУ СОШ №156 Санкт-Петербурга

Постановка проблемы: отсутствие должного внимания к предмету история и культура Санкт-Петербурга

Содержательная часть:

Краеведение – предмет, введенный во всех образовательных федеральных программах нашей страны, в каждом регионе ученики изучают свой край. Но именно Петербург является культурной столицей России, на протяжении более 200 лет город являлся столицей империи. А, следовательно, преподаванию «Истории и культуры Санкт-Петербурга» должно быть отведено совершенно особое по значимости место. Эта, казалось бы, вспомогательная дисциплина, служит мощной базой для преподавания истории, ведь многие важнейшие политические и исторические процессы протекали именно в нашем городе.

Но, увы, на сегодняшний момент, перед нами возникает ряд проблем преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга» в современном информационном пространстве. Во-первых, мы имеем дело с детьми не читающими, мы не можем опираться на знания учащихся в межпредметном поле.  У учеников, в большинстве своем, отсутствует общекультурная база, необходимая им для успешной самореализации не только в новом информационном, но и общекультурном пространствах.

Также огромной проблемой является и отсутствие должного качества учебников, недостаточное количество часов не только на краеведение, но и на изучение целого блока социальных предметов. Сталкиваемся мы и с проблемой планирования, с отсутствием качественного методического материала.

Наши ученики абсолютно не ориентированы в своем городе, как исторически, так и географически; и самое прискорбное, выходит, что живя в Петербурге, мы, учителя, не имеем возможности показать им город, потому что все упирается в вопрос финансовый. Мы понимаем, что традиционные методы преподавания недостаточно результативны, а в связи с этим рождается еще одна проблема - снижение интереса учащихся к содержанию образования в связи с устареванием методов и форм обучения. В конечном итоге рождается неудовлетворенность качеством конечного продукта: не обучения, а образования.

При анализе вышеперечисленных проблем напрашивается вывод: при отсутствии государственной идеологии и порабощении личности ребенка виртуальным пространством на социальные дисциплины в современной школе ложится особая роль духовно-нравственного воспитания ребенка. На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в этой связи выпадает особая смысловая нагрузка – формирование духовных, нравственных, патриотических ценностей в сознании учащегося через восприятие Петербурга, как Большой и малой Родины. А отсюда и восприятие самого предмета учащимися как некой базы для познавания других предметов учебной программы.

Я вижу несколько путей решения существующих проблем:

  • Во-первых, сохранить региональный компонент через интеграцию с другими предметами учебного плана.
  • Во-вторых, необходимо изменить содержание и организацию образовательного процесса в связи с новыми требованиями к освоению новых стандартов на основе принципов конвергенции.
  • В-третьих, важно сформировать у учащихся целостную систему восприятия мира, через создание единой вертикали в образовательном пути посредством интеграции учебных предметов.

Еще один выход из сложившейся ситуации - использование предмета «История и культура Санкт-Петербурга» как базового предмета, на основе материалов которого, путем интеграции в различные дисциплины учебного плана, будет формироваться индивидуальное культурное и социальное пространство учащегося, устойчивое понимание им значимости культурного, научного, политического и других значений роли Петербурга, восприятие учебной и научной информации через «призму Петербурга».

Новизна моей методической идеи состоит не в предложении отдельных разовых интегрированных уроков по различным предмета и не в формировании единого бинарного учебного плана, а в создании конечного продукта совместной деятельности учителя и учащихся в виде различных проектов и презентации, которые учителя предметники могли бы использовать для работы на своих уроках, согласно своему учебному плану.

Такая деятельность поможет ученику:

• Воспользоваться своей собственной работой в другом учебном предмете

• Сформировать общеучебную вертикаль, которая и станет индивидуальной основой всего процесса обучения

• Создаст возможность практического применения знаний, умений и навыков, полученных при изучении одного предмета в другой предметной и межпредметной областях

• Позволит самостоятельно (при помощи учителя) сформировать универсальные методы общеучебной деятельности, которые будут востребованы в различных социумах

Почему идея является актуальной?

• Скорость изменений в современном информационном пространстве, как в содержании, так и в технологиях настолько высока, что современный человек не имеет временной возможности на переведение теоретических знаний в область их практического применения. То есть знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, «умения жить здесь и сейчас»

• Реально существующий социальный заказ, сформулированный в ФГОС нового поколения, ориентирует образовательный процесс на формирование компетенций учащихся, определяемой как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы

• Постоянно растет уровень запроса родительской общественности по отношению к системе образования, связанный не только с конкретным объемом знаний учащегося, но и с созданием условий его успешной самостоятельной деятельности по приобретению этих знаний и их умелому и качественному применению.

• Учащиеся не понимают необходимость приобретения большого объема теоретических знаний в процессе обучения при отсутствии конкретной перспективы практического применения этих знаний или методов и умений, которые формируются в процессе обучения.

• Снижается общекультурный уровень современной молодежи и это угрожает стать тенденцией

• Растет необходимость создания условий для реализации личностного потенциала участника образовательного процесса

В основе идеи лежит метод проектной деятельности, который предполагает движение субъекта от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: Позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование.

В итоге можно сделать вывод о том, возможность приобрести технологические компетенции и применить их в культурном поле Петербурга укрепит осознание личности ученика как Петербуржца и россиянина, что является основной воспитательной задачей предмета. Только так мы сможем взрастить не «Иванов, родства не помнящих», а высоконравственное и духовно ориентированное поколение, что и является нашей основной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»