Перспективы совершенствования учебного предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»
Евстафьева Карина Аркадьевна,
учитель истории и истории Санкт-Петербурга
высшей категории ГБОУ СОШ №156 Санкт-Петербурга
Постановка проблемы: отсутствие должного внимания к предмету история и культура Санкт-Петербурга
Содержательная часть:
Краеведение – предмет, введенный во всех образовательных федеральных программах нашей страны, в каждом регионе ученики изучают свой край. Но именно Петербург является культурной столицей России, на протяжении более 200 лет город являлся столицей империи. А, следовательно, преподаванию «Истории и культуры Санкт-Петербурга» должно быть отведено совершенно особое по значимости место. Эта, казалось бы, вспомогательная дисциплина, служит мощной базой для преподавания истории, ведь многие важнейшие политические и исторические процессы протекали именно в нашем городе.
Но, увы, на сегодняшний момент, перед нами возникает ряд проблем преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга» в современном информационном пространстве. Во-первых, мы имеем дело с детьми не читающими, мы не можем опираться на знания учащихся в межпредметном поле. У учеников, в большинстве своем, отсутствует общекультурная база, необходимая им для успешной самореализации не только в новом информационном, но и общекультурном пространствах.
Также огромной проблемой является и отсутствие должного качества учебников, недостаточное количество часов не только на краеведение, но и на изучение целого блока социальных предметов. Сталкиваемся мы и с проблемой планирования, с отсутствием качественного методического материала.
Наши ученики абсолютно не ориентированы в своем городе, как исторически, так и географически; и самое прискорбное, выходит, что живя в Петербурге, мы, учителя, не имеем возможности показать им город, потому что все упирается в вопрос финансовый. Мы понимаем, что традиционные методы преподавания недостаточно результативны, а в связи с этим рождается еще одна проблема - снижение интереса учащихся к содержанию образования в связи с устареванием методов и форм обучения. В конечном итоге рождается неудовлетворенность качеством конечного продукта: не обучения, а образования.
При анализе вышеперечисленных проблем напрашивается вывод: при отсутствии государственной идеологии и порабощении личности ребенка виртуальным пространством на социальные дисциплины в современной школе ложится особая роль духовно-нравственного воспитания ребенка. На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в этой связи выпадает особая смысловая нагрузка – формирование духовных, нравственных, патриотических ценностей в сознании учащегося через восприятие Петербурга, как Большой и малой Родины. А отсюда и восприятие самого предмета учащимися как некой базы для познавания других предметов учебной программы.
Я вижу несколько путей решения существующих проблем:
- Во-первых, сохранить региональный компонент через интеграцию с другими предметами учебного плана.
- Во-вторых, необходимо изменить содержание и организацию образовательного процесса в связи с новыми требованиями к освоению новых стандартов на основе принципов конвергенции.
- В-третьих, важно сформировать у учащихся целостную систему восприятия мира, через создание единой вертикали в образовательном пути посредством интеграции учебных предметов.
Еще один выход из сложившейся ситуации - использование предмета «История и культура Санкт-Петербурга» как базового предмета, на основе материалов которого, путем интеграции в различные дисциплины учебного плана, будет формироваться индивидуальное культурное и социальное пространство учащегося, устойчивое понимание им значимости культурного, научного, политического и других значений роли Петербурга, восприятие учебной и научной информации через «призму Петербурга».
Новизна моей методической идеи состоит не в предложении отдельных разовых интегрированных уроков по различным предмета и не в формировании единого бинарного учебного плана, а в создании конечного продукта совместной деятельности учителя и учащихся в виде различных проектов и презентации, которые учителя предметники могли бы использовать для работы на своих уроках, согласно своему учебному плану.
Такая деятельность поможет ученику:
• Воспользоваться своей собственной работой в другом учебном предмете
• Сформировать общеучебную вертикаль, которая и станет индивидуальной основой всего процесса обучения
• Создаст возможность практического применения знаний, умений и навыков, полученных при изучении одного предмета в другой предметной и межпредметной областях
• Позволит самостоятельно (при помощи учителя) сформировать универсальные методы общеучебной деятельности, которые будут востребованы в различных социумах
Почему идея является актуальной?
• Скорость изменений в современном информационном пространстве, как в содержании, так и в технологиях настолько высока, что современный человек не имеет временной возможности на переведение теоретических знаний в область их практического применения. То есть знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, «умения жить здесь и сейчас»
• Реально существующий социальный заказ, сформулированный в ФГОС нового поколения, ориентирует образовательный процесс на формирование компетенций учащихся, определяемой как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы
• Постоянно растет уровень запроса родительской общественности по отношению к системе образования, связанный не только с конкретным объемом знаний учащегося, но и с созданием условий его успешной самостоятельной деятельности по приобретению этих знаний и их умелому и качественному применению.
• Учащиеся не понимают необходимость приобретения большого объема теоретических знаний в процессе обучения при отсутствии конкретной перспективы практического применения этих знаний или методов и умений, которые формируются в процессе обучения.
• Снижается общекультурный уровень современной молодежи и это угрожает стать тенденцией
• Растет необходимость создания условий для реализации личностного потенциала участника образовательного процесса
В основе идеи лежит метод проектной деятельности, который предполагает движение субъекта от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: Позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование.
В итоге можно сделать вывод о том, возможность приобрести технологические компетенции и применить их в культурном поле Петербурга укрепит осознание личности ученика как Петербуржца и россиянина, что является основной воспитательной задачей предмета. Только так мы сможем взрастить не «Иванов, родства не помнящих», а высоконравственное и духовно ориентированное поколение, что и является нашей основной задачей.