Воспитательная работа в 5 классе
с использованием произведений В.П.Астафьева
Борышнева Мария Борисовна,
учитель ГБОУ СОШ №551
Санкт-Петербурга
Точками отсчета для данной работы явились, с одной стороны, новый ФГОС, который возвращает в школу принципы государственного воспитания, а с другой стороны, старая аксиома «книга учит». Современный учитель нередко сталкивается с недостаточностью, а иногда и с отсутствием сформированности духовно-нравственных понятий у учеников. А если речь идет о формировании качеств личности или навыков социального поведения, то иногда оказывается, что этим вопросом не занимаются даже родители школьников. Произведения Астафьева обладают огромным нравственным потенциалом, а при использовании на уроках и во внеурочной деятельности могут стать прекрасным подспорьем в воспитании.
На уроках литературы в 5 классе изучается рассказ «Васюткино озеро». Для выстраивания системы воспитательной работы к нему были добавлены произведения из автобиографической книги «Последний поклон» и рассказы, знакомые пятиклассникам по программе начальной школы: «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня», «Земляника» и др. Сразу оговорюсь, что у данной статьи есть вторая часть, посвященная системе работы в 6 классе, поэтому рассказ «Конь с розовой гривой» (он входит в программу литературного образования в 6 классе) и другие замечательные произведения Астафьева здесь не упоминаются.
Предлагаемая система воспитательной работы в 5-6 классах включает
1. Воспитательный момент на уроке при изучении программного произведения.
2. Уроки внеклассного чтения, главная задача которых – нравственное воспитание. Идеи этих уроков можно использовать и для проведения классных часов.
3. Внеклассные мероприятия, при подготовке и проведении которых делается акцент на эстетическом воспитании. Здесь же воспитываются навыки социализации школьников.
4. Темы бесед на родительских собраниях.
Учтем, что по новому ФГОС программы воспитания и социализации пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность ОУ. Схематично направления и формы работы и воспитательные задачи на 5 класс можно представить следующим образом:
5 класс
|
|||
|
Произведение |
Форма работы |
Воспитательные задачи |
Урок |
«Васюткино озеро» |
Урок анализа литературного произведения |
Личностное воспитание. Воспитание волевых качества |
Внеклассное чтение (классный час) |
«Монах в новых штанах» |
Работа в группах, ролевая инсценировка |
Социальное воспитание. Обучение поведению в конфликтных ситуациях |
Внеурочная деятельность |
Произведения начальной школы («Стрижонок Скрип» и др.) |
Подготовка и проведение литературной игры для учащихся начальной школы |
Эстетическое и экологическое воспитание Воспитание бережного отношения к природе
|
Родительское собрание |
«Ангел-хранитель» |
Беседа |
Создание представления об образе мудрого наставника в семье |
При изучении рассказа «Васюткино озеро» на уроках литературы с целью воспитания важно остановиться на эпизоде, где описывается паника главного героя, понимающего, что он заблудился в тайге. Здесь можно вспомнить уроки ОБЖ и сделать акцент на том, что «каждый человек испытывает страх перед опасностью, но побороть его может только тот, кто научился его в себе оценивать, распознавать его причины и кто освоил приемы управления собой». Далее ученикам предлагается найти в тексте рассказа эпизоды, где показано, как Васютка сумел справиться с ситуацией. Какие качества ему потребовались? Умение контролировать свои эмоции и быть спокойным в экстремальной ситуации, умение думать и анализировать, умение рассчитать свои силы, самостоятельность в принятии решений, настойчивость и оптимизм. Все эти качества присущи взрослому человеку, но сами по себе они не формируются. Надо развивать волю и учиться нести ответственность за свою жизнь – к такому выводу приходим мы с детьми. Безусловно, урок не единственный повод для подобной беседы. Любой классный руководитель может завести этот разговор с пятиклассниками в рамках классного часа, похода или мероприятий по защите детей.
Из рассказа «Монах в новых штанах» нужно выделить эпизод, когда Санька вынуждает залезть в грязь главного героя, которому бабушка только что сшила новые штаны. Здесь ученики сталкиваются с ситуацией, которую в современной психологии называют манипуляцией. На занятии по внеклассному чтению (или на классном часе) пятиклассникам предлагается в группах проанализировать диалог, обозначить «роли» мальчиков в конфликте. Затем надо придумать достойные ответы на провокационные слова и инсценировать этот диалог с другим финалом.
Обращаясь к произведениям В.П.Астафьева во внеурочной деятельности, предлагаю ученикам подготовить и провести в начальной школе внеклассное мероприятие по рассказам «для маленьких». Как правило, это небольшие истории с интересным сюжетом о жизни животных. Вариантами мероприятия может стать викторина (каждая из групп пятиклассников готовит вопросы и задания по одному конкретному произведению) или игра (каждая группа готовит 1 этап игры по нескольким произведениям). Роль учителя сведется к организации групп и контролю процесса их работы. А ученикам 5 класса придется, во-первых, перечитать рассказы и по-новому осмыслить идеи бережного отношения к природе, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы. Во-вторых, подумать, каким образом интересно и доходчиво рассказать об этом в 3-4 классе.
Собственно вопрос, как научить одного человека воспитывать другого – сложнейшая проблема. И решать эту проблему классному руководителю приходится, общаясь с родителями пятиклассников. «Любовь, огромное внимание, сострадание к детям и подросткам, так часто обделенным заботой, участием, лаской, буквально пронизывает астафьевскую прозу», по словам А.Туркова. Такая книга может стать поводом для вовлечения родителей в процесс активного обсуждения педагогических проблем, в совместный поиск решений.
В беседе по рассказу «Ангел-хранитель» вспомним, что в семье ребенка воспитывают словом и делом. Приведем примеры, как Катерина Петровна, бабушка главного героя сборника «Последний поклон», воспитывает внука. Познакомиться с содержанием рассказа родители могут заранее. Но в любом случае, следует обращаться к тексту во время обсуждения (требуются распечатанные эпизоды, аудиозапись и т.п.). Учитель может предложить на родительском собрании следующие вопросы:
- О каких педагогических ситуациях идет речь в рассказе? (семья оказалась в беде, бабушка ошиблась, ребенок считает себя обузой семьи, щенок в семье) Какие из них актуальны?
- Как поступает бабушка в этих ситуациях? (Что остается в памяти ребенка?)
- Какие слова бабушки постоянно вспоминает Витька?
- Какие личностные качества героини рассказа помогают ей в воспитании внука?
- Что сказать и как поступить в аналогичной ситуации в наше время?
Итогом беседы с родителями не обязательно должны стать четко сформулированные ответы на вопросы. Огромным плюсом станет сама возможность высказаться по проблемам воспитания. Позднее родители смогут с детьми перечитать и обсудить того же «Монаха в новых штанах» или «Коня с розовой гривой», а в пользе семейного чтения никто не сомневается.
Воспитание – это процесс взаимодействия личностей, и основным средством воспитания становится личный пример. В.П.Астафьев – колоссальная личность, «писатель редкостного умения вглядываться в жизнь человека», «из первых, кто чутко отозвался на нравственную порчу нашей жизни», - писал А.Солженицын. Герои книг Астафьева – примеры нравственно чистых, совестливых людей. Опираясь на эти примеры, возможно закладывать духовно-нравственные основы в подрастающем поколении.
Использованная литература
Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа, 2007.
Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах / Вступ.ст. А.М.Туркова. – М.: Дет.лит., 2003.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов; под ред. В.Н.Латчука. – М.: Дрофа, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Режим доступа: http://imc-kirov.spb.ru/index.php/deyatelnost/docs/--147/-65/--149/718---140/file