Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках

Учитель: Матвеева Людмила Васильевна

 

Веками жизнь на земле менялась: люди стремились к познанию, через знания к прогрессу. Изменения происходили не так быстро и , возможно, не так заметно. Накапливались и сохранялись важные человеческие ценности, и на протяжении веков они оставались стабильными. Середина 19 века – время начала научно-технической революции. И это время быстро движется вперед. В результате быстрого развития прогресса к 21 веку компьютерный прогресс возрос настолько, что мы уже заговорили об инновационном мышлении, о нанотехнологиях. Старшее поколение сегодня часто вытесняется из потока информации следующим поколением, которое все меньше знает о своей истории, культуре, зато прекрасно разбирается в инновациях. Инновации становятся культом!! Нет, я не против компьютерных технологий, я даже за новые  технологии. Но, работая в школе не одно десятилетие, я вижу, как меняются предпочтения и в духовной сфере человека. Мы, учителя – словесники понимаем, что сегодня мы утрачиваем ценности, происходит страшнейшая духовная деградация.

Учеными доказано, что одного развития  интеллекта, ума, на который сегодня ориентированы подростки, далеко не достаточно для формирования  нравственно полноценной личности. Не секрет, что  интеллектуально развитые дети могут быть глубоко безнравственными, а дети с меньшим интеллектом всей душой будут переживать  боли других людей.

Как решать задачи духовно – нравственного образования школьника? Как формировать нравственные основы личности? Кроме семьи,  уроков литературы мы можем осуществлять наши планы и на занятиях курса ОРКСЭ, на духовно – нравственных беседах.

Сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с новым учебным курсом профессора   Русской  христианской   гуманитарной академии  , Института религиозной педагогики Ф.Н.Козырева и его коллег О.Е.Любимовой, В В. Кучурина.

 Почему именно я сегодня говорю об этом курсе? Моя школа № 53 Приморского района является опытно – экспериментальной площадкой  по разработке неконфессиональной модели духовно- нравственного образования на основе УМК

. Апробация учебного курса началась в нашей школе в 2010 учебном году . Уже третий год я и мои коллеги ведем занятия в 5,6,7 классах по УМК и рады, что у нас есть прекрасное подспорье в формировании нравственных основ личности . УМК прекрасно сопрягается с другими учебными курсами этой предметной области, тематически расширяет содержание гуманитарных дисциплин, может быть использован и во  внеурочной деятельности.

Наш город – город встречи культур и хранитель традиций толерантности и добрососедства, поэтому авторы предлагают преподавание предметов духовно-нравственного, религиозно-эстетического  и религиозно-культурологического содержания без разделения учащихся на группы на основе выбора ими одной из религиозных традиций.

Содержание учебного  курса «ДНБ» состоит из 3 близких по объему частей:

1.     Евангельские притчи(22 часа)

2.     Мудрость Востока (24 часа)

3.     Жемчужины добродетели (22 часа) (Слайды или рассказ о содержании пособий)

Учебный курс предлагается  к изучению в 5,6,7 классах. Оптимальный режим реализации – 1 час в неделю. Возможно и более интенсивное прохождение мат-ла .Предмет «ДНБ» может дополнять предмет «Основы религиозных культур и светской этики» или заменять его в качестве расширенного варианта учебного модуля «Мировые религии». Это не просто книга-учебник, это учебник-тетрадь, в котором не только представлены тексты, культурологический ма-л, но и предлагаются учащимся разнообразные задания.

Цели учебного  курса:

- развитие способности учащегося к самостоятельному нравственному суждению и поступку и углубление его представлений о смысле человеческой жизни о духовности как главном признаке человечности

- знакомство с нравственными императивами, мудростью и красотой религиозных традиций и этических учений, также с примерами воплощения нравственных идеалов в жизни выдающихся людей

- дети знакомятся с религиозно-культурологическим мат-лом, при этом  не преследуется цель включать ребенка в ту или иную общину или воспитывать в той или иной вере

Работая с предложенным мат-лом, мы используем интерпретативный подход. Что это значит? Основным видом деятельности на уроке является интерпретация учащимися текстов, символов, феноменов. Это разновидность поисковой, исследовательской деятельности, диалоговые формы работы. Проектная деятельность. Этим определяется отбор учебного мат-ла: обучение строится на текстах или историях.  Каждая тема занятия представляет собой отдельный сюжет, требующий пояснений путем интерпретаций.

Можно выделить 3 основных этапа работы с текстом:

- чтение текста , желательно разными учащимися

- выполнение заданий, помогающих сформулировать понимание сути, обмен интерпретациями в диалоговом режиме

- обобщение, систематизация интерпретаций, ознакомление со вспомогательным мат-лом, который помогает расширить знания.Существует система дом. заданий и заданий для сам. работы.

При изучении священных  текстов разных религий мы обращаемся к богословским комментариям, религиозной дидактической литературе, которой в учебниках достаточное кол-во. Успех реализации учебного курса во многом достигается за счет создания условий для свободного самовыражения учащихся в классе в атмосфере доверия и уважения. При этом многое зависит от умения учителя следовать принципу свободы вероисповедания: В светской школе недопустимо навязывание любых религиозных убеждений.

В этом смысле полифония смыслов, продуцируемая в открытом диалоге, рассматривается как необходимый и желательный фактор. Реализация программы предполагает, что ученик не всегда соглашается с учителем, т.к. существует множество точек зрения на предмет разговора.

 

 

Практическая часть

Небольшой пример из практики

В 6 или 7 классе (по разным программам) дети изучают повести А.С.Пушкина «Повести Белкина». Ведя разговор о повести «Станционный смотритель», мы всегда обращались к Евангелие, к  библейским притчам. Времени всегда на уроке не хватает, поэтому заострить внимание на обсуждении картинок на стене в доме станционного смотрителя проблематично Да и современные дети с трудом воспринимают библейские притчи. Имея возможность читать текст притчи о блудном сыне, возможность обсуждать данный текст, устанавливать культурологические связи  вокруг притчи, ребенку легче понять и прочувствовать смысл истории, объяснить. Как картинки на стене в доме смотрителя связаны с содержанием повести.

На занятиях по УМК мы ведем обстоятельную беседу, читая текст притчи Разработана система вопросов , которые помогают ребенку уловить глубинный смысл происходящего. Как простить того, кто виноват? Где эта грань между прощением и невозможностью простить? Сегодня это очень актуальный разговор. Почему важно осознать свои поступки? Легко ли это ребенку? А еще сложнее сделать важные выводы, и выводы именно правильные, как хочется нам, учителям, взрослым, родителям.

В размышлениях помогает культурологический мат-л , зрительный видеоряд. К каждому уроку готова презентация, наполненная богатым культурологическим материалом. Подобный серьезный подход к изучению текстов Евангелие помогает не только воспитывать духовно –нравственного человека, но и расширять его кругозор в разных областях искусства, даже философии.

Слайды : сюжет предложенной притчи популярен всегда у художников. Обратите на большой видеоряд репродукций разных художников.  Это и Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Рембрант

 

Работа такого плана с глубоким погружением в религиозные тексты для нас, учителей, сегодня не проста. Мы прослушали курс лекций на кафедре РГХА, прочитали немало литературы, но и этих знаний не всегда хватает. На многие вопросы, задаваемые детьми, поставленные перед детьми, нет истинного ответа. Это было бы слишком хорошо  и просто. Нам очень помогает наш научный руководитель Федор Николаевич Козырев, создатель данной программы.

Поскольку этот курс 3 года опробировался в нашей школе и школе Красногвардейского района, мы с детьми становились непосредственными участниками доработки материала, многие детские высказывания, предложения  федор Николаевич учитывает при создании переиздаваемой версии книги – учебника. Это очень мотивирует ребят, они понимают , что это не просто разговор о добре и зле для детей, это важно взрослым, они тоже пытаются ответить на те же вопросы, которые задает нам жизнь. Таким образом, роль сына, дочери, нравственного гражданина, грамотного ученика объединяются вместе и , надеюсь, дадут свои положительные плоды.

Желаю , чтобы и Вы, уважаемые коллеги, нашли для себя тот курс, который поможет Вам в работе. Всем Вам благ.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

м

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках

Веками жизнь на земле менялась: люди стремились к познанию, через знания к прогрессу. Изменения происходили не так быстро и , возможно, не так заметно. Накапливались и сохранялись важные человеческие ценности, и на протяжении веков они оставались стабильными. Середина 19 века – время начала научно-технической революции. И это время быстро движется вперед. В результате быстрого развития прогресса к 21 веку компьютерный прогресс возрос настолько, что мы уже заговорили об инновационном мышлении, о нанотехнологиях. Старшее поколение сегодня часто вытесняется из потока информации следующим поколением, которое все меньше знает о своей истории, культуре, зато прекрасно разбирается в инновациях. Инновации становятся культом!! Нет, я не против компьютерных технологий, я даже за новые  технологии. Но, работая в школе не одно десятилетие, я вижу, как меняются предпочтения и в духовной сфере человека. Мы, учителя – словесники понимаем, что сегодня мы утрачиваем ценности, происходит страшнейшая духовная деградация.

Учеными доказано, что одного развития  интеллекта, ума, на который сегодня ориентированы подростки, далеко не достаточно для формирования  нравственно полноценной личности. Не секрет, что  интеллектуально развитые дети могут быть глубоко безнравственными, а дети с меньшим интеллектом всей душой будут переживать  боли других людей.

Как решать задачи духовно – нравственного образования школьника? Как формировать нравственные основы личности? Кроме семьи,  уроков литературы мы можем осуществлять наши планы и на занятиях курса ОРКСЭ, на духовно – нравственных беседах.

Сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с новым учебным курсом профессора   Русской  христианской   гуманитарной академии  , Института религиозной педагогики Ф.Н.Козырева и его коллег О.Е.Любимовой, В В. Кучурина.

 Почему именно я сегодня говорю об этом курсе? Моя школа № 53 Приморского района является опытно – экспериментальной площадкой  по разработке неконфессиональной модели духовно- нравственного образования на основе УМК

. Апробация учебного курса началась в нашей школе в 2010 учебном году . Уже третий год я и мои коллеги ведем занятия в 5,6,7 классах по УМК и рады, что у нас есть прекрасное подспорье в формировании нравственных основ личности . УМК прекрасно сопрягается с другими учебными курсами этой предметной области, тематически расширяет содержание гуманитарных дисциплин, может быть использован и во  внеурочной деятельности.

Наш город – город встречи культур и хранитель традиций толерантности и добрососедства, поэтому авторы предлагают преподавание предметов духовно-нравственного, религиозно-эстетического  и религиозно-культурологического содержания без разделения учащихся на группы на основе выбора ими одной из религиозных традиций.

Содержание учебного  курса «ДНБ» состоит из 3 близких по объему частей:

1.     Евангельские притчи(22 часа)

2.     Мудрость Востока (24 часа)

3.     Жемчужины добродетели (22 часа) (Слайды или рассказ о содержании пособий)

Учебный курс предлагается  к изучению в 5,6,7 классах. Оптимальный режим реализации – 1 час в неделю. Возможно и более интенсивное прохождение мат-ла .Предмет «ДНБ» может дополнять предмет «Основы религиозных культур и светской этики» или заменять его в качестве расширенного варианта учебного модуля «Мировые религии». Это не просто книга-учебник, это учебник-тетрадь, в котором не только представлены тексты, культурологический ма-л, но и предлагаются учащимся разнообразные задания.

Цели учебного  курса:

- развитие способности учащегося к самостоятельному нравственному суждению и поступку и углубление его представлений о смысле человеческой жизни о духовности как главном признаке человечности

- знакомство с нравственными императивами, мудростью и красотой религиозных традиций и этических учений, также с примерами воплощения нравственных идеалов в жизни выдающихся людей

- дети знакомятся с религиозно-культурологическим мат-лом, при этом  не преследуется цель включать ребенка в ту или иную общину или воспитывать в той или иной вере

Работая с предложенным мат-лом, мы используем интерпретативный подход. Что это значит? Основным видом деятельности на уроке является интерпретация учащимися текстов, символов, феноменов. Это разновидность поисковой, исследовательской деятельности, диалоговые формы работы. Проектная деятельность. Этим определяется отбор учебного мат-ла: обучение строится на текстах или историях.  Каждая тема занятия представляет собой отдельный сюжет, требующий пояснений путем интерпретаций.

Можно выделить 3 основных этапа работы с текстом:

- чтение текста , желательно разными учащимися

- выполнение заданий, помогающих сформулировать понимание сути, обмен интерпретациями в диалоговом режиме

- обобщение, систематизация интерпретаций, ознакомление со вспомогательным мат-лом, который помогает расширить знания.Существует система дом. заданий и заданий для сам. работы.

При изучении священных  текстов разных религий мы обращаемся к богословским комментариям, религиозной дидактической литературе, которой в учебниках достаточное кол-во. Успех реализации учебного курса во многом достигается за счет создания условий для свободного самовыражения учащихся в классе в атмосфере доверия и уважения. При этом многое зависит от умения учителя следовать принципу свободы вероисповедания: В светской школе недопустимо навязывание любых религиозных убеждений.

В этом смысле полифония смыслов, продуцируемая в открытом диалоге, рассматривается как необходимый и желательный фактор. Реализация программы предполагает, что ученик не всегда соглашается с учителем, т.к. существует множество точек зрения на предмет разговора.

 

 

Практическая часть

Небольшой пример из практики

В 6 или 7 классе (по разным программам) дети изучают повести А.С.Пушкина «Повести Белкина». Ведя разговор о повести «Станционный смотритель», мы всегда обращались к Евангелие, к  библейским притчам. Времени всегда на уроке не хватает, поэтому заострить внимание на обсуждении картинок на стене в доме станционного смотрителя проблематично Да и современные дети с трудом воспринимают библейские притчи. Имея возможность читать текст притчи о блудном сыне, возможность обсуждать данный текст, устанавливать культурологические связи  вокруг притчи, ребенку легче понять и прочувствовать смысл истории, объяснить. Как картинки на стене в доме смотрителя связаны с содержанием повести.

На занятиях по УМК мы ведем обстоятельную беседу, читая текст притчи Разработана система вопросов , которые помогают ребенку уловить глубинный смысл происходящего. Как простить того, кто виноват? Где эта грань между прощением и невозможностью простить? Сегодня это очень актуальный разговор. Почему важно осознать свои поступки? Легко ли это ребенку? А еще сложнее сделать важные выводы, и выводы именно правильные, как хочется нам, учителям, взрослым, родителям.

В размышлениях помогает культурологический мат-л , зрительный видеоряд. К каждому уроку готова презентация, наполненная богатым культурологическим материалом. Подобный серьезный подход к изучению текстов Евангелие помогает не только воспитывать духовно –нравственного человека, но и расширять его кругозор в разных областях искусства, даже философии.

Слайды : сюжет предложенной притчи популярен всегда у художников. Обратите на большой видеоряд репродукций разных художников.  Это и Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Рембрант

 

Работа такого плана с глубоким погружением в религиозные тексты для нас, учителей, сегодня не проста. Мы прослушали курс лекций на кафедре РГХА, прочитали немало литературы, но и этих знаний не всегда хватает. На многие вопросы, задаваемые детьми, поставленные перед детьми, нет истинного ответа. Это было бы слишком хорошо  и просто. Нам очень помогает наш научный руководитель Федор Николаевич Козырев, создатель данной программы.

Поскольку этот курс 3 года опробировался в нашей школе и школе Красногвардейского района, мы с детьми становились непосредственными участниками доработки материала, многие детские высказывания, предложения  федор Николаевич учитывает при создании переиздаваемой версии книги – учебника. Это очень мотивирует ребят, они понимают , что это не просто разговор о добре и зле для детей, это важно взрослым, они тоже пытаются ответить на те же вопросы, которые задает нам жизнь. Таким образом, роль сына, дочери, нравственного гражданина, грамотного ученика объединяются вместе и , надеюсь, дадут свои положительные плоды.

Желаю , чтобы и Вы, уважаемые коллеги, нашли для себя тот курс, который поможет Вам в работе. Всем Вам благ.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках

Веками жизнь на земле менялась: люди стремились к познанию, через знания к прогрессу. Изменения происходили не так быстро и , возможно, не так заметно. Накапливались и сохранялись важные человеческие ценности, и на протяжении веков они оставались стабильными. Середина 19 века – время начала научно-технической революции. И это время быстро движется вперед. В результате быстрого развития прогресса к 21 веку компьютерный прогресс возрос настолько, что мы уже заговорили об инновационном мышлении, о нанотехнологиях. Старшее поколение сегодня часто вытесняется из потока информации следующим поколением, которое все меньше знает о своей истории, культуре, зато прекрасно разбирается в инновациях. Инновации становятся культом!! Нет, я не против компьютерных технологий, я даже за новые  технологии. Но, работая в школе не одно десятилетие, я вижу, как меняются предпочтения и в духовной сфере человека. Мы, учителя – словесники понимаем, что сегодня мы утрачиваем ценности, происходит страшнейшая духовная деградация.

Учеными доказано, что одного развития  интеллекта, ума, на который сегодня ориентированы подростки, далеко не достаточно для формирования  нравственно полноценной личности. Не секрет, что  интеллектуально развитые дети могут быть глубоко безнравственными, а дети с меньшим интеллектом всей душой будут переживать  боли других людей.

Как решать задачи духовно – нравственного образования школьника? Как формировать нравственные основы личности? Кроме семьи,  уроков литературы мы можем осуществлять наши планы и на занятиях курса ОРКСЭ, на духовно – нравственных беседах.

Сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с новым учебным курсом профессора   Русской  христианской   гуманитарной академии  , Института религиозной педагогики Ф.Н.Козырева и его коллег О.Е.Любимовой, В В. Кучурина.

 Почему именно я сегодня говорю об этом курсе? Моя школа № 53 Приморского района является опытно – экспериментальной площадкой  по разработке неконфессиональной модели духовно- нравственного образования на основе УМК

. Апробация учебного курса началась в нашей школе в 2010 учебном году . Уже третий год я и мои коллеги ведем занятия в 5,6,7 классах по УМК и рады, что у нас есть прекрасное подспорье в формировании нравственных основ личности . УМК прекрасно сопрягается с другими учебными курсами этой предметной области, тематически расширяет содержание гуманитарных дисциплин, может быть использован и во  внеурочной деятельности.

Наш город – город встречи культур и хранитель традиций толерантности и добрососедства, поэтому авторы предлагают преподавание предметов духовно-нравственного, религиозно-эстетического  и религиозно-культурологического содержания без разделения учащихся на группы на основе выбора ими одной из религиозных традиций.

Содержание учебного  курса «ДНБ» состоит из 3 близких по объему частей:

1.     Евангельские притчи(22 часа)

2.     Мудрость Востока (24 часа)

3.     Жемчужины добродетели (22 часа) (Слайды или рассказ о содержании пособий)

Учебный курс предлагается  к изучению в 5,6,7 классах. Оптимальный режим реализации – 1 час в неделю. Возможно и более интенсивное прохождение мат-ла .Предмет «ДНБ» может дополнять предмет «Основы религиозных культур и светской этики» или заменять его в качестве расширенного варианта учебного модуля «Мировые религии». Это не просто книга-учебник, это учебник-тетрадь, в котором не только представлены тексты, культурологический ма-л, но и предлагаются учащимся разнообразные задания.

Цели учебного  курса:

- развитие способности учащегося к самостоятельному нравственному суждению и поступку и углубление его представлений о смысле человеческой жизни о духовности как главном признаке человечности

- знакомство с нравственными императивами, мудростью и красотой религиозных традиций и этических учений, также с примерами воплощения нравственных идеалов в жизни выдающихся людей

- дети знакомятся с религиозно-культурологическим мат-лом, при этом  не преследуется цель включать ребенка в ту или иную общину или воспитывать в той или иной вере

Работая с предложенным мат-лом, мы используем интерпретативный подход. Что это значит? Основным видом деятельности на уроке является интерпретация учащимися текстов, символов, феноменов. Это разновидность поисковой, исследовательской деятельности, диалоговые формы работы. Проектная деятельность. Этим определяется отбор учебного мат-ла: обучение строится на текстах или историях.  Каждая тема занятия представляет собой отдельный сюжет, требующий пояснений путем интерпретаций.

Можно выделить 3 основных этапа работы с текстом:

- чтение текста , желательно разными учащимися

- выполнение заданий, помогающих сформулировать понимание сути, обмен интерпретациями в диалоговом режиме

- обобщение, систематизация интерпретаций, ознакомление со вспомогательным мат-лом, который помогает расширить знания.Существует система дом. заданий и заданий для сам. работы.

При изучении священных  текстов разных религий мы обращаемся к богословским комментариям, религиозной дидактической литературе, которой в учебниках достаточное кол-во. Успех реализации учебного курса во многом достигается за счет создания условий для свободного самовыражения учащихся в классе в атмосфере доверия и уважения. При этом многое зависит от умения учителя следовать принципу свободы вероисповедания: В светской школе недопустимо навязывание любых религиозных убеждений.

В этом смысле полифония смыслов, продуцируемая в открытом диалоге, рассматривается как необходимый и желательный фактор. Реализация программы предполагает, что ученик не всегда соглашается с учителем, т.к. существует множество точек зрения на предмет разговора.

 

 

Практическая часть

Небольшой пример из практики

В 6 или 7 классе (по разным программам) дети изучают повести А.С.Пушкина «Повести Белкина». Ведя разговор о повести «Станционный смотритель», мы всегда обращались к Евангелие, к  библейским притчам. Времени всегда на уроке не хватает, поэтому заострить внимание на обсуждении картинок на стене в доме станционного смотрителя проблематично Да и современные дети с трудом воспринимают библейские притчи. Имея возможность читать текст притчи о блудном сыне, возможность обсуждать данный текст, устанавливать культурологические связи  вокруг притчи, ребенку легче понять и прочувствовать смысл истории, объяснить. Как картинки на стене в доме смотрителя связаны с содержанием повести.

На занятиях по УМК мы ведем обстоятельную беседу, читая текст притчи Разработана система вопросов , которые помогают ребенку уловить глубинный смысл происходящего. Как простить того, кто виноват? Где эта грань между прощением и невозможностью простить? Сегодня это очень актуальный разговор. Почему важно осознать свои поступки? Легко ли это ребенку? А еще сложнее сделать важные выводы, и выводы именно правильные, как хочется нам, учителям, взрослым, родителям.

В размышлениях помогает культурологический мат-л , зрительный видеоряд. К каждому уроку готова презентация, наполненная богатым культурологическим материалом. Подобный серьезный подход к изучению текстов Евангелие помогает не только воспитывать духовно –нравственного человека, но и расширять его кругозор в разных областях искусства, даже философии.

Слайды : сюжет предложенной притчи популярен всегда у художников. Обратите на большой видеоряд репродукций разных художников.  Это и Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Рембрант

 

Работа такого плана с глубоким погружением в религиозные тексты для нас, учителей, сегодня не проста. Мы прослушали курс лекций на кафедре РГХА, прочитали немало литературы, но и этих знаний не всегда хватает. На многие вопросы, задаваемые детьми, поставленные перед детьми, нет истинного ответа. Это было бы слишком хорошо  и просто. Нам очень помогает наш научный руководитель Федор Николаевич Козырев, создатель данной программы.

Поскольку этот курс 3 года опробировался в нашей школе и школе Красногвардейского района, мы с детьми становились непосредственными участниками доработки материала, многие детские высказывания, предложения  федор Николаевич учитывает при создании переиздаваемой версии книги – учебника. Это очень мотивирует ребят, они понимают , что это не просто разговор о добре и зле для детей, это важно взрослым, они тоже пытаются ответить на те же вопросы, которые задает нам жизнь. Таким образом, роль сына, дочери, нравственного гражданина, грамотного ученика объединяются вместе и , надеюсь, дадут свои положительные плоды.

Желаю , чтобы и Вы, уважаемые коллеги, нашли для себя тот курс, который поможет Вам в работе. Всем Вам благ.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках

Веками жизнь на земле менялась: люди стремились к познанию, через знания к прогрессу. Изменения происходили не так быстро и , возможно, не так заметно. Накапливались и сохранялись важные человеческие ценности, и на протяжении веков они оставались стабильными. Середина 19 века – время начала научно-технической революции. И это время быстро движется вперед. В результате быстрого развития прогресса к 21 веку компьютерный прогресс возрос настолько, что мы уже заговорили об инновационном мышлении, о нанотехнологиях. Старшее поколение сегодня часто вытесняется из потока информации следующим поколением, которое все меньше знает о своей истории, культуре, зато прекрасно разбирается в инновациях. Инновации становятся культом!! Нет, я не против компьютерных технологий, я даже за новые  технологии. Но, работая в школе не одно десятилетие, я вижу, как меняются предпочтения и в духовной сфере человека. Мы, учителя – словесники понимаем, что сегодня мы утрачиваем ценности, происходит страшнейшая духовная деградация.

Учеными доказано, что одного развития  интеллекта, ума, на который сегодня ориентированы подростки, далеко не достаточно для формирования  нравственно полноценной личности. Не секрет, что  интеллектуально развитые дети могут быть глубоко безнравственными, а дети с меньшим интеллектом всей душой будут переживать  боли других людей.

Как решать задачи духовно – нравственного образования школьника? Как формировать нравственные основы личности? Кроме семьи,  уроков литературы мы можем осуществлять наши планы и на занятиях курса ОРКСЭ, на духовно – нравственных беседах.

Сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с новым учебным курсом профессора   Русской  христианской   гуманитарной академии  , Института религиозной педагогики Ф.Н.Козырева и его коллег О.Е.Любимовой, В В. Кучурина.

 Почему именно я сегодня говорю об этом курсе? Моя школа № 53 Приморского района является опытно – экспериментальной площадкой  по разработке неконфессиональной модели духовно- нравственного образования на основе УМК

. Апробация учебного курса началась в нашей школе в 2010 учебном году . Уже третий год я и мои коллеги ведем занятия в 5,6,7 классах по УМК и рады, что у нас есть прекрасное подспорье в формировании нравственных основ личности . УМК прекрасно сопрягается с другими учебными курсами этой предметной области, тематически расширяет содержание гуманитарных дисциплин, может быть использован и во  внеурочной деятельности.

Наш город – город встречи культур и хранитель традиций толерантности и добрососедства, поэтому авторы предлагают преподавание предметов духовно-нравственного, религиозно-эстетического  и религиозно-культурологического содержания без разделения учащихся на группы на основе выбора ими одной из религиозных традиций.

Содержание учебного  курса «ДНБ» состоит из 3 близких по объему частей:

1.     Евангельские притчи(22 часа)

2.     Мудрость Востока (24 часа)

3.     Жемчужины добродетели (22 часа) (Слайды или рассказ о содержании пособий)

Учебный курс предлагается  к изучению в 5,6,7 классах. Оптимальный режим реализации – 1 час в неделю. Возможно и более интенсивное прохождение мат-ла .Предмет «ДНБ» может дополнять предмет «Основы религиозных культур и светской этики» или заменять его в качестве расширенного варианта учебного модуля «Мировые религии». Это не просто книга-учебник, это учебник-тетрадь, в котором не только представлены тексты, культурологический ма-л, но и предлагаются учащимся разнообразные задания.

Цели учебного  курса:

- развитие способности учащегося к самостоятельному нравственному суждению и поступку и углубление его представлений о смысле человеческой жизни о духовности как главном признаке человечности

- знакомство с нравственными императивами, мудростью и красотой религиозных традиций и этических учений, также с примерами воплощения нравственных идеалов в жизни выдающихся людей

- дети знакомятся с религиозно-культурологическим мат-лом, при этом  не преследуется цель включать ребенка в ту или иную общину или воспитывать в той или иной вере

Работая с предложенным мат-лом, мы используем интерпретативный подход. Что это значит? Основным видом деятельности на уроке является интерпретация учащимися текстов, символов, феноменов. Это разновидность поисковой, исследовательской деятельности, диалоговые формы работы. Проектная деятельность. Этим определяется отбор учебного мат-ла: обучение строится на текстах или историях.  Каждая тема занятия представляет собой отдельный сюжет, требующий пояснений путем интерпретаций.

Можно выделить 3 основных этапа работы с текстом:

- чтение текста , желательно разными учащимися

- выполнение заданий, помогающих сформулировать понимание сути, обмен интерпретациями в диалоговом режиме

- обобщение, систематизация интерпретаций, ознакомление со вспомогательным мат-лом, который помогает расширить знания.Существует система дом. заданий и заданий для сам. работы.

При изучении священных  текстов разных религий мы обращаемся к богословским комментариям, религиозной дидактической литературе, которой в учебниках достаточное кол-во. Успех реализации учебного курса во многом достигается за счет создания условий для свободного самовыражения учащихся в классе в атмосфере доверия и уважения. При этом многое зависит от умения учителя следовать принципу свободы вероисповедания: В светской школе недопустимо навязывание любых религиозных убеждений.

В этом смысле полифония смыслов, продуцируемая в открытом диалоге, рассматривается как необходимый и желательный фактор. Реализация программы предполагает, что ученик не всегда соглашается с учителем, т.к. существует множество точек зрения на предмет разговора.

 

 

Практическая часть

Небольшой пример из практики

В 6 или 7 классе (по разным программам) дети изучают повести А.С.Пушкина «Повести Белкина». Ведя разговор о повести «Станционный смотритель», мы всегда обращались к Евангелие, к  библейским притчам. Времени всегда на уроке не хватает, поэтому заострить внимание на обсуждении картинок на стене в доме станционного смотрителя проблематично Да и современные дети с трудом воспринимают библейские притчи. Имея возможность читать текст притчи о блудном сыне, возможность обсуждать данный текст, устанавливать культурологические связи  вокруг притчи, ребенку легче понять и прочувствовать смысл истории, объяснить. Как картинки на стене в доме смотрителя связаны с содержанием повести.

На занятиях по УМК мы ведем обстоятельную беседу, читая текст притчи Разработана система вопросов , которые помогают ребенку уловить глубинный смысл происходящего. Как простить того, кто виноват? Где эта грань между прощением и невозможностью простить? Сегодня это очень актуальный разговор. Почему важно осознать свои поступки? Легко ли это ребенку? А еще сложнее сделать важные выводы, и выводы именно правильные, как хочется нам, учителям, взрослым, родителям.

В размышлениях помогает культурологический мат-л , зрительный видеоряд. К каждому уроку готова презентация, наполненная богатым культурологическим материалом. Подобный серьезный подход к изучению текстов Евангелие помогает не только воспитывать духовно –нравственного человека, но и расширять его кругозор в разных областях искусства, даже философии.

Слайды : сюжет предложенной притчи популярен всегда у художников. Обратите на большой видеоряд репродукций разных художников.  Это и Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Рембрант

 

Работа такого плана с глубоким погружением в религиозные тексты для нас, учителей, сегодня не проста. Мы прослушали курс лекций на кафедре РГХА, прочитали немало литературы, но и этих знаний не всегда хватает. На многие вопросы, задаваемые детьми, поставленные перед детьми, нет истинного ответа. Это было бы слишком хорошо  и просто. Нам очень помогает наш научный руководитель Федор Николаевич Козырев, создатель данной программы.

Поскольку этот курс 3 года опробировался в нашей школе и школе Красногвардейского района, мы с детьми становились непосредственными участниками доработки материала, многие детские высказывания, предложения  федор Николаевич учитывает при создании переиздаваемой версии книги – учебника. Это очень мотивирует ребят, они понимают , что это не просто разговор о добре и зле для детей, это важно взрослым, они тоже пытаются ответить на те же вопросы, которые задает нам жизнь. Таким образом, роль сына, дочери, нравственного гражданина, грамотного ученика объединяются вместе и , надеюсь, дадут свои положительные плоды.

Желаю , чтобы и Вы, уважаемые коллеги, нашли для себя тот курс, который поможет Вам в работе. Всем Вам благ.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»