Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Культура и патриотизм.
Их взаимосвязь и роль в воспитании молодежи

Гончарова Лилия Амировна,
педагог-организатор ГБОУ гимназия №155
Центрального района Санкт-Петербурга

Как только речь заходит о патриотизме, особенно в молодежной среде, сразу же возникают проблемы. Одни считают патриотические чувства естественной реакцией человека в контексте его отношений к родине. Другие отвергают консерватизм как нечто консервативное, устаревшее. Третьи убеждены в том, что необходимо разобраться с такими понятиями, как патриотизм, человек, личность, культура, родина, отечество.

Представляется, что последняя позиция является наиболее адекватной и перспективной. Чтобы понять взаимосвязь патриотизма и культуры в восприятии человека, необходимо понять сами эти явления.  В наиболее популярных справочных изданиях патриотизм определяют как любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Патриот  – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.

При этом патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Культура – понятие, имеющее огромное количество значений в разных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Таким образом, культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Значит, высшим проявлением культуры является духовность человека, то есть его нравственный стержень. Каждый человек по-своему определяет свою духовность, но есть в ней то, что присуще должно быть каждому, без чего она не может просто быть. В первую очередь, это любовь к родным и близким, своему Отечеству, его истории, традициям и обычаям народа. Это стремление посвятить свою жизнь высоким помыслам и действиям для блага своей Родины.

На первый взгляд эти два понятия не имеют практически ничего общего. Однако, как мы видим, одно не может существовать без другого. Так, патриотизм подразумевает гордость за свою страну, в том числе за всю ту деятельность, которая осуществляется ее жителями или на ее территории. Культура же должна иметь отклик в сердцах людей, она должна нравиться прежде всего соотечественникам мастера. Получается, что культура формирует патриотизм.

Как обстоят дела у нынешней молодежи с патриотизмом? Нынешнее моральное состояние молодежи оставляет желать лучшего.

Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более-менее устоявшимися ценностями в формировании образа защитника Отечества, добра, справедливости (сказочный, реальный, собирательный образ жизни; образ мудрого гос. деятеля; образ героя (пионеры-герои З.Космодемьянская)); образ мужественно-подвижнеческого Отца и образ жертвенно-женственной матери. Именно эти образы предстают как  образцы героизма, патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности и т.д. Это поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуилизма и эгоизма.

Трудно сегодня оспорить тот факт, что в последние годы в качестве эталонов и стандартов общественного устройства нам навязываются западные образцы, в том числе и в области культуры. Конечно, запретить человеку смотреть тот или иной фильм, заставить читать ту или иную книгу невозможно.

В интересах достижения цели развития чувства патриотизма  сегодня крайне необходимы произведения литературы и искусства, правдиво отображающие современный сложнейший этап в развитии страны.

Общество не может жить и развиваться как без науки, так и без музыки, худ. литературы,  театра, кино, живописи и других видов искусства – настоящей полнокровной культуры. Защита Отечества, одна из составляющих патриотизма, - это защита и его культуры, всего, что создано его народом, его веры, традиций, обычаев.

Среди русских литераторов примерно каждый третий был военным или выходцем из военной среды. Солдата Преображенского полка, офицера гвардии Гаврилу Державина ждала завидная карьера - он стал губернатором, министром. Но наибольшую известность Державин получил как поэт. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое "словарь Даля", но не все знают, что Владимир Даль с 13 лет обучался в Морском кадетском корпусе.

Можно много примеров привести по изобразительному и по театральному искусству. Но сам факт заключается в том, что на всем протяжении нашей истории именно любовь к Отечеству, патриотизм, мощь и слава русского оружия были неразрывно и традиционно глубоко связаны с могучей и вдохновляющей отечественной культурой. Именно культура играла и сегодня играет важнейшую роль в воспитании и жизни потому что культура народа определяет культуру государства, в котором они живут и которое защищают.

Культура времен Великой Отечественной войны достойна отдельного рассмотрения. Литература, музыка, театр отразили в себе мысли и чаяния миллионов людей, защитников Родины.

В блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович написал знаменитую 7-ю симфонию, запечатлевшую героическую борьбу нашего народа с оголтелым фашизмом.

Что мы наблюдаем сейчас? Разложение моральных и этических традиций общества, затаптывание многого из того святого, что копилось тысячи лет.

На исходе XX века "перестройкой" нашего общества были разрушены не только основы экономического могущества страны, но нанесен удар по духовности и культуре. Сегодня настоящая литература подменяется бульварным чтивом, примитивными переводами зарубежных третьесортных романов и детективов. Подобными "шедеврами" забито и наше телевидение, которое смотрят миллионы граждан. Многочисленные сентиментальные сериалы, всем надоевшая реклама, примитивные песенки, типа "подождем, твою мать" или "хочешь, я убью соседей", пустые, по своей сути, фильмы "Анкор, еще Анкор" или "Граница. Таежный роман". Все это опустошает людей. Среди учащихся 6-9 классов мало кто смотрел замечательные кинофильмы "Офицеры", "Щит и меч", "В бой идут одни старики", "Они сражались за Родину", которые вошли в золотой фонд советского кинематографа. Именно на таких фильмах в свое время было воспитано не одно поколение патриотов, доблестных защитников Родины.

В нашем понимании культура - это не только столичные спектакли, выставки и музеи. Можно быть петербуржцем, но быть бездуховным человеком. А можно всю жизнь прожить в деревне и быть личностью с большой буквы. Никакие западные веяния, за которые ратует современность, никакие теории об общечеловеческих ценностях не заменят самобытности национальной культуры россиян, взаимообогощенной культурой народов, проживающих вместе не одну сотню лет с понятиями единого государства, с общими целями.

Большую помощь в нравственном выздоровлении нашего общества могут и должны оказать настоящие искусство, литература, кино, пропагандирующие историю страны, традиции народа. Цель культуры мы видим в облагораживании человеческой души, обогащении ее красотой окружающего мира. Ведь ни одну экономическую или политическую задачу мы не решим, пока сами не укрепимся нравственно. Нам ведь надо не просто выжить в непростых условиях государственных преобразований, в холодных и размороженных дворцах культуры и клубах, библиотеках и школах. Важно сохранить свою нравственную суть. И только настоящая культура способна сохранить и пробудить в человеке чувства долга и ответственности, совесть и любовь к людям.

 

Список использованной литературы:

1. http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-i-ee-izmereniya

2. http://www.dslib.net/religio-vedenie/patriotizm-v-kulture-sovremennoj-rossii.html

3. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2265

4. http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/law/

5. http://dosaaf47region.ru/2011-12-16-07-08-09/napravleniya-deyatelnosti/2012-08-31-05-42-38/164--q-2010-2015q

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»