Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Санкт-Петербургское

негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная общеобразовательная гимназия

Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского

 

 

«Утверждаю»                                                         «Согласовано»

Директор __________ Каранаева Н.В.               Председатель отдела

                                                                                  по религиозному образованию

                                                                                  Санкт-Петербургской Епархии

                                                                                  Прот. Александр Зелененко

 

 

Программа дополнительного образования

по предмету:

«Церковное искусство»

для 9 класса

 

(34 учебных часа)

 

 

Возраст учащихся: 13–15 лет

 

 

 

Составитель: Федоренко Сергей Александрович,

учитель дополнительного образования православной направленности,

заместитель директора по учебно-методической работе

Проект рассмотрен и согласован на заседании

методического объединения педагогов

дополнительного образования

НОУ «Православная общеобразовательная гимназия

Святого Благоверного Великого Князя

Александра Невского» 18.10.2006.

 

 

Протокол № 2 от 18.10.2006.

Председатель методического объединения: Федоренко С. А.

 

 

Санкт-Петербург

2009

 


Пояснительная записка

 

Курс «Церковное искусство» является по своему содержанию и целям преподавания религиозно-культурологическим, этноконфессиональным учебным курсом. Данный курс может преподаваться в светских школах за счет часов, отводимых в учебном плане на вариативную часть образовательной программы, а также факультативно, в составе курсов дополнительного образования.

Программа по учебному курсу « Церковное искусство» в основном соответствует примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура» по линии «Художественная культура Православия».

Настоящий курс призван ввести учащихся в сложный и многозначный мир православного русского искусства и, прежде всего, иконы, раскрыть его значение как духовного явления, глубоко укорененного в христианском, библейском мировоззрении, показать его неразрывную связь с богословским, догматическим творчеством и литургической жизнью Церкви.

Изучение церковного искусства по данной программе будет более успешным при условии широкого использования иллюстративных материалов, наглядных пособий и видеооборудования.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, на преподавание 1 учебного часа в неделю.

 

 

 


Учебно-тематический план

 

 

Наименование разделов и тем. Поурочное планирование

Количество аудиторных часов

 

Вводный урок: истоки церковного искусства.

I

 

Раздел I. Древнейший период развития христианского искусства.

4

 

Тема 1.1. Живопись катакомб.

 

 

Урок 1. Фрески катакомб Рима. Древнейшая иконография Христа и апостолов.

 

 

Урок 2. Ранняя иконография Божией Матери. Оранта («Молящаяся»).

 

 

Урок 3. Символические и аллегорические изображения в раннехристианской Церкви.

 

 

Тема 1.2. Раннехристианская скульптура и мелкая пластика.

 

 

Урок 4. Христианские изображения на саркофагах, перстнях и других  изделиях мелкой пластики. Иконография в скульптуре саркофагов.

 

 

Раздел П. Ранневизантийское церковное искусство (IVVIIвв.)

4

 

Тема 2.1. Ранневизантийская храмовая архитектура.

 

 

Урок 1. Базилика — древнейший христианский храм.

 

 

Урок 2. От базилики — к крестово-купольному храму. Храм Св. Софии — Великая Церковь Константинополя.

 

 

Тема 2.2. Ранневизантийская мозаика.

 

 

Урок 3. Техника мозаики. Римская и флорентийская мозаика. Иконография мозаичных изображений.

 

 

Тема 2.3. Иконоборческие споры и Торжество Православия.

 

 

Урок 4. Доводы защитников и противников иконопочитания. VIII Вселенский собор о богословских основаниях иконописных изображений.

 

 

Раздел III. Иконография Господа Иисуса Христа.

15

 

Тема 3.1. Изображения Спасителя в рост.

 

 

Урок 1. Христос Халкит и Спас Смоленский.

 

 

Урок 2. Спас на престоле. Спас в силах.

 

 

Урок 3. Христос Священник. Спас Великий Архиерей.

 

 

Тема 3.2. Оглавные изображения Христа.

 

 

Урок 4. Спас Нерукотворный — главный образ христианства.

 

 

Урок 5. Керамидион — Спас на чрепии.

 

 

Урок 6. Источники изображения. Легенды об Авгаре и Веронике. Туринская плащаница.

 

 

Тема 3.3. Оплечные изображения Христа.

 

 

Урок 7. Спас оплечный.

 

 

Урок 8. Спас «Ярое Око». Спас Эммануил.

 

 

Тема 3.4. Поясные изображения Христа.

 

 

Урок 9. Пантократор (Спас Вседержитель).

 

 

Урок 10. Христос во гробе («Не рыдай Мене, Мати»).

 

 

Урок 11. Христос «Царь Иудейский».

 

 

Тема 3.5. Символические изображения Христа.

 

 

Урок 12. Христос Ветхий деньми.

 

 

Урок 13. Христос в образе Ангела. Спас «Благое молчание».

 

 

Урок 14. Христос Агнец Божий. Христос «Лоза Истинная».

 

 

Урок 15. Христос в образе нищего. «Слово о неком игумене, его же искуси Христос во образе нищего».

 

 

Раздел III. Иконография Святой Троицы.

3

 

Урок 1. «Гостеприимство Авраама». («Явление трех ангелов Аврааму»). Изображения в живописи катакомб и на ранневизантийских мозаиках.

 

 

Урок 2. «Троица» Св. Андрея Рублева.

 

 

Урок 3. «Троица Новозаветная». Решения Стоглавого Собора (43-е правило) о принципиальной неизобразимости Божества.

 

 

Раздел V. Образ Богородицы в русской иконографии.

7

 

Тема 5.1. Иконографический тип «Умиление» («Елеуса») в русской иконописи.

 

 

Урок 1. Чудотворные Владимирская икона Божией Матери и Фёдоровская икона Божией Матери.

 

 

Урок 2. Донская икона Пресвятой Богородицы.

 

 

Тема 5.2. Иконографический тип «Одигитрия» («Путеводительница»).

 

Урок 3. Смоленская Одигитрия. Тихвинская икона Божией Матери.

 

 

Урок 4. Казанская чудотворная икона Божией Матери.

 

 

Тема 5.3. Чудотворные иконы Божией Матери «Знамение» (тип Оранты).

 

 

Тема 5.4. Божия Матерь — Царица Небесная (Державная икона Божией Матери).

 

 

Тема 5.5. Богородичные иконы в русском пятиярусном иконостасе.

 

Практикум: посещение Петербургского храма с 5-ярусным иконостасом (Андреевский или Сампсониевский соборы).

 

Итого:

34 часа

       

 

 

 

Содержание

 

Раздел I

Древнейший период развития христианского искусства.

 

Тема 1.1. Живопись катакомб.

Содержание учебного материала:

Росписи катакомб — древнейшие свидетельства христианского изобразительного творчества. Функция христианских катакомб.

Место погребения (Locusreligiosus). Погребальные ассоциации (Collegiafuneratica). Новое понимание христианством всех аспектов человеческого бытия и смерти.

Структура, устройство и архитектурное решение христианских катакомб. Иконографическое богатство римских катакомб. Иконографическое богатство изображений в римских катакомбах.

Изображения в римских катакомбах: собственно символы (например, Рыба), аллегорические, представляющие прежде всего евангельские темы, исторические, то есть Ветхий и Новый Завет, эмблемы и литургические предметы (например, Чаши), изображения Спасителя, Богоматери и Святых. (Согласно классификации проф. Н. В. Покровского).

Роспись свода в катакомбах Домитиллы в Риме. Изображение фигур и групп в круге. Итог катакомбной живописи. Фреска — катакомбная, но уже существует в пространстве собственно храмовых композиций.

Различные варианты изображения Пастыря Доброго. Изображение Спасителя — юного Отрока в короткой тунике с жертвенным животным (овцой, козлом) на плечах и козлом, стоящим рядом. Овца — жертва благодарения, радости соединения с Богом, козел — жертва за грехи.

Христос-пастырь как Орфей с музыкальным инструментом в окружении стада.

Требования к знаниям:

· знать сюжеты и иконографию живописи катакомб;

· иметь представление о местонахождении катакомб и их назначение;

· знать христианскую символику, используемую в живописи катакомб;

· знать отличительную особенность христианских катакомб.

Требования к умениям:

· уметь изображать и объяснять раннехристианские символы;

· уметь определять христианские катакомбы.

 

Тема 1.2. Раннехристианские скульптура и мелкая пластика.

Основное содержание учебного материала:

Символ Христа — изображение корзины с хлебами и рыбы. Формирование принципов христианской иконографии. Изображение Богоматери на саркофаге в г. Толентино. Первые христианские нательные кресты, имеющие западное происхождение. Изготовление христианских саркофагов в мастерских язычников: служба языческого искусства христианской идее. Производство христианских саркофагов с IV века.

Древнехристианские диптихи и оклады Евангелий из слоновой кости.

Требования к знаниям:

· Знать основные иконографические типы изображений на саркофагах, калиях и др. произведениях мелкой пластики.

 

Раздел II

Ранневизантийское церковное искусство (IVVIIвека).

 

Тема 2.1. Ранневизантийская храмовая архитектура.

Содержание учебного материала:

Базилика — тип общественного здания античного мира. Базилика — тип раннехристианского храма. Собор Св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой пустыне в Стрельне — церковь XIXвека, копирующая формы базилики IVвека. Схема устройства базилики. От базилики к базилике с куполом. Ротондальные крестокупольные храмы. Крестово-купольный храм. Древние византийские храмы: Св. Георгия, Спасителя и Храм Святой Софии в Константинополе. В плане — четвероугольник. Колокольные башни. Храмы Равенны.

Практикум: посещение храма Св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой пустыне. Знакомство с особенностями устройства базилики.

Требования к знаниям:

· знать схему устройства базилики;

· знать схему устройства крестово-купольного храма.

Требования к умениям:

· уметь определять по схеме тип христианского храма.

 

Тема 2.2. Ранневизантийская мозаика.

Содержание учебного материала:

Мозаика из цветных камней, смальты, керамических плиток — трудоемкая и дорогостоящая техника, но эффектная и долговечная.

Флорентийская мозаика. Римская мозаика, наиболее часто используемая. Мозаичное изображение Пантократора вкуполе. Техника мозаик в храме Св. Софии. Византийская мозаика западных храмов: собора св. Марка в Венеции, в южной Италии и Сицилии. Иконографическая основа типа — лик Христа, вписанный в кресчатый нимб. Имеет множество вариантов. Вариант Лика Христа на плате — также очень древний. Вполне допустимо его влияние в качестве архетипа.

 

Требования к знаниям:

· знать, что такое монументальное искусство;

· знать, какая мозаичная композиция изображалась в куполе византийского храма;

· знать истоки церковного монументального искусства;

· знать, кого изображали в конхе византийского крестово-купольного храма.

Требования к умениям:

· уметь отличать римскую мозаику от флорентийской;

· уметь объяснить слово «Пантократор».

 

 

Тема 2.3. Оплечные изображения Спасителя.

Содержание учебного материала:

Спас оплечный:

Источник иконографии — раннесредневековая композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или Святого в медальоне.

Спас «Ярое Око»: особо строгое, проницательное выражение глаз на Лике Христа.

Спас Эммануил: Христос в виде отрока, отличенного печатью духовной зрелости, взгляд не по возрасту серьезен. Богоотрок Эммануил — в древних Деисусах и в древних композициях евхаристического содержания.

Требования к знаниям и умениям:

· знать варианты иконографического типа оплечных изображений Спасителя;

· уметь определять иконографический тип оплечного изображения Христа.

 

Тема 2.4. Поясные изображения Христа.

Содержание учебного материала:

Пантократор (Спас Вседержитель).

Соответствие иконам этого типа фронтального полуфигурного изображения благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Ранний пример — мозаичный образ в конхе апсиды в соборе в Чефалу, 1148 года. В русской иконописи — псковская икона 2-й половины XIVвека, называемая «Спас Елеазаровский».

«Не рыдай Мене, Мати...» (Христос во гробе): фигура Христа погружена во гроб, тело обнажено, виднеется краешек лентиона, голова «упала» на грудь, глаза закрыты, руки накрест сложены у пояса (правая сверху), за спиной — крест.

Христос «Царь Иудейский»: поколенное изображение Христа в багрянице и терновом венце, взгляд опущен, руки связаны и крестом сложены у пояса.

Требования к знаниям:

· знать и определять среди прочих изучаемые иконографические типы.

 

Тема 2.5. Символические изображения Христа.

Содержание учебного материала:

Христос Ветхий Деньми — изображение Спасителя по видению пророка Даниила (Дан. 7,9,13) в облике седовласого старца.

Христос в образе Ангела — изображение характерно для византийского круга XIII–XIVвеков.

Спас «Благое молчание» в 2-х вариантах: 1. Спаситель в образе Ангела. 2. Спаситель в виде юноши. Композиционная схема одинакова: руки сложены у груди раскрытыми ладонями вовнутрь, облачение — украшенный далматик, нимб — в форме восьмиконечной звезды. Отсутствие единого толкования иконы.

Требования к знаниям:

· знать и определять изводы данного иконографического типа.

 

Тема 2.6. Иконоборческие споры и Торжество Православия.

Содержание учебного материала:

Исаврийская династия и начало борьбы со святыми иконами. Иконоборческий лжесобор: запрет иконопочитания. Доводы гонителей икон. Св. Федор Студит, его обращения к епископу Рима.

Св. Иоанн Дамаскин — крупнейший православный апологет иконопочитания. Утверждение о том, что невидимое и труднопостигаемое передаются в иконе с помощью зримого и доступного.

VII Вселенский Собор: торжество иконопочитателей, предписание создавать иконы богословам, оставляя художникам воплощать замысел в материале. Собор ничего не говорит ни о художественных критериях изображений, ни о выразительных средствах, ни о предпочтении материала, давая художнику в этом свободу выбора.

Несколько уровней восприятия (прочтения) икон: буквальный, аллегорический, моральный и аналогический (по блаженному Августину). Икона — окно в духовный мир. Попытки возрождения иконоборчества при Армянской династии.

Требования к знаниям:

· знать решения VIIВселенского Собора относительно православного отношения к иконам.

 

Раздел III

Иконография Господа Иисуса Христа

 

Тема 3.1. Изображения Спасителя в рост.

Содержание учебного материала:

Спас Халкит (или Спас Поручитель). Стоит на подножии или поземе. Первоначальная икона — медная статуя (или бронзовая), воздвигнутая Константином Великим в первой трети IV века. Уничтожен по эдикту Льва IIIИсавра. При Ирине — восстановление образа в мозаике. Новое уничтожение при Льве V(813–820), восстановление — при Феодоре (после 843 года).

Спас Смоленский — стоящий Христос с раскрытым Евангелием в левой руке и припадающими к ногам святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Христа осеняют орудиями страстей два Ангела. Иконография русского происхождения (начало XVIвека). Повесть о нашествии Махмет-Гирея на Москву.

Требования к знаниям и умениям:

· знать и уметь определять иконографические типы Спасителя, изображенного на иконах, фресках и мозаиках в рост.

 

Тема 3.2. Оглавные изображения Спасителя.

Содержание учебного материала:

Спас Нерукотворный в варианте «Лик Христа в круге нимба на чистом фоне» —иконографический архетип, ведущий свое начало от Туринской плащаницы.

Другие наименования Спас Нерукотворный: Спас на Убрусе, Спас на Холсте, Святой Убрус, Святой Сударь, Святой Мандилион.

Христос Агнец Божий: изображение Богомладенца Христа в потире или на дискосе, установленном на столе. «Поклонение жертве», «Поклонение Агнцу», «Служба святых Отцов» и т. п.

Христос «Лоза Истинная». Тип создан на слова Евангелия: «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (ин. 15, 5) и имеет евхаристическое содержание. Появление его в XVI веке в греческих монастырях, позже — в росписи притворов.

Спас «Недреманное Око»: Отрок Христос с открытыми глазами почивает на ложе, голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица и Ангел. Сверху летает Ангел с орудиями страстей. Фон — пустынный гористый ландшафт (греко-афонская традиция) или цветущий сад (русская традиция). Основание типа — тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний.

Христос в образе нищего: тип представлен фреской из церкви Успения на Волотовом поле (около 1380 года). Трехчастная композиция на южной стене на тему «Слова о некоем игумене, его же искуси Христос в образе нищего», известного по Прологу (18 октября).

Требования к знаниям и умениям:

· знать и уметь определять варианты иконографического типа оглавньгх изображений Спасителя на иконах, фресках и мозаиках.

 

Раздел IV. Иконография Святой Троицы.

Содержание учебного материала:

Изображение композиции «Гостеприимство Авраамово» («Явление Трех Ангелов Аврааму») в живописи катакомб и на раннехристианских мозаиках.

«Троица» Св. Андрея Рублева. Распространение рублевского извода Св. Троицы в русской иконописи. «Отечество» и другие изводы «Новозаветной Троицы». Стоглав и Большой Московский Собор о невозможности изображения Бога-Отца.

Требования к знаниям:

· знать иконографию Новозаветной и Ветхозаветный Троицы;

· знать особенности символического языка иконописи, использованные Св. преп. Андреем Рублевым при создании иконы Св. Троицы.

 

Раздел V: Образ Богородицы в русской иконографии.

Содержание учебного материала:

Иконографический тип «Умиление» («Елеуса») в русской иконописи: Донская, Владимирская и Феодоровская иконы Божией Матери.

Иконографический тип «Одигитрия» («Путеводительница»): Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери. Иконографический тип «Оранта» («Молящаяся»). Богоматерь Великая Панагия, тип «Знамение» (поясная «Оранта»). Другие иконографические типы.

Иконы Божией Матери в литургическом пространстве храма. Богородичные иконы в русском пятиярусном иконостасе.

Рекомендуется практикум:

Посещение учащимися петербургского храма с пятиярусным иконостасом (Андреевский или Сампсониевский соборы).

Требования к знаниям и умениям:

Знать и уметь различать иконографические типы и основные изводы икон Божий Матери.

 

Список использованной литературы

 

1. Еремина Г. С. Предания о русских Иконах. М.,1994.

2. Теодор (Зинон). Беседы иконописца. Рига, 1997.

3. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 2003.

4. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа М., 2001.

5. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М, 1985.

6. Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М., 2001.

7. Быстров С. И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул, 2001.

8. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.

9. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. Париж, 1989.

10. Флоренский П. Иконостас//Богословские труды. Сб. 9, М, 1972.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»