Методические основы формирования толерантного поведения учащихся в лицее
Кузьмина Светлана Анатольевна,
заместитель директора по НМР ГБОУ лицей №623
им. И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга
Адамова Маргарита Владимировна, методист
ГБОУ лицей №623 им. И. П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Программу «Формирование толерантного поведения в лицее» вряд ли стоит воспринимать как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Он задуман таким образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий.
Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.
Задачи:
- сформировать представления о понятии «толерантность»;
- раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников;
- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников;
- создать условия для осознания важности воспитания толерантности педагогами и для определения ими своего места в воспитании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.
Программа ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычной для многих форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий.
В результате реализации программы обучающиеся будут иметь представление:
- об основных теоретических подходах к понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей;
- об основных понятиях, связанные с проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид», «расизм» и т.д.;
- о механизмах происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости;
- о мировом опыте общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;
- об особенностях формирования ценностей толерантности в подростковом возрасте;
- об основных путях выхода из конфликтов.
Будут в состоянии:
- вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
- применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;
- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.
Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
- сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- выработки собственной гражданской позиции;
- нравственной оценки социального поведения людей.
Содержание программы
«Формирование толерантного поведения в лицее»
|
Тема мероприятия |
Форма проведения |
1 |
Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. |
Лекция |
2 |
Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Меньшинства: религиозные, национальные. |
Ролевая игра «Блондины и брюнеты». Упражнение «Пустите меня в круг». |
3 |
Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. |
Ролевая игра «Справедливое неравенство». |
4 |
Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права.
|
Упражнение «Эмпатия». Упражнение «Слепой, глухой, парализованный». |
5 |
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества. |
Мозговой штурм |
6 |
Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. |
Дискуссия (микрофон по кругу). |
7 |
Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.
|
Упражнение «Национальности вокруг нас». «Паутина Национального конфликта». |
8 |
Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция? |
Дискуссия. |
9 |
Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности в семье и вне ее.
|
Упражнение «Шкала отношений». Упражнение «Кто есть кто?». Ролевая игра «Семейные проблемы». |
10 |
Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность. |
Дискуссия по группам. |
11 |
Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. |
Работа с текстом. Групповая работа.
|
12 |
«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов. |
Упражнение «Портрет». |
13 |
Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. |
Проектирование гражданской акции |
14 |
Гражданская активность. |
Реализация гражданской акции |
15 |
Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. |
Инсценировка статей Декларации |
16 |
Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности. |
Упражнение «Черты толерантной личности». |
17 |
Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества. |
Работа с текстом. |
18 |
Международные конфликты. Проявления Нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов. |
Ролевая игра «конфликтная ситуация» |
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.
2. Закон об Конституция РФ.
3. КонМетодические основы формирования толерантного поведения учащихся в лицее
Кузьмина Светлана Анатольевна,
заместитель директора по НМР ГБОУ лицей №623
им. И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга
Адамова Маргарита Владимировна, методист
ГБОУ лицей №623 им. И. П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Программу «Формирование толерантного поведения в лицее» вряд ли стоит воспринимать как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Он задуман таким образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий.
Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.
Задачи:
- сформировать представления о понятии «толерантность»;
- раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников;
- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников;
- создать условия для осознания важности воспитания толерантности педагогами и для определения ими своего места в воспитании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.
Программа ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычной для многих форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий.
В результате реализации программы обучающиеся будут иметь представление:
- об основных теоретических подходах к понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей;
- об основных понятиях, связанные с проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид», «расизм» и т.д.;
- о механизмах происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости;
- о мировом опыте общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;
- об особенностях формирования ценностей толерантности в подростковом возрасте;
- об основных путях выхода из конфликтов.
Будут в состоянии:
- вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
- применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;
- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.
Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
- сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- выработки собственной гражданской позиции;
- нравственной оценки социального поведения людей.
Содержание программы
«Формирование толерантного поведения в лицее»
|
Тема мероприятия |
Форма проведения |
1 |
Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. |
Лекция |
2 |
Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Меньшинства: религиозные, национальные. |
Ролевая игра «Блондины и брюнеты». Упражнение «Пустите меня в круг». |
3 |
Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. |
Ролевая игра «Справедливое неравенство». |
4 |
Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права.
|
Упражнение «Эмпатия». Упражнение «Слепой, глухой, парализованный». |
5 |
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества. |
Мозговой штурм |
6 |
Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. |
Дискуссия (микрофон по кругу). |
7 |
Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.
|
Упражнение «Национальности вокруг нас». «Паутина Национального конфликта». |
8 |
Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция? |
Дискуссия. |
9 |
Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности в семье и вне ее.
|
Упражнение «Шкала отношений». Упражнение «Кто есть кто?». Ролевая игра «Семейные проблемы». |
10 |
Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность. |
Дискуссия по группам. |
11 |
Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. |
Работа с текстом. Групповая работа.
|
12 |
«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов. |
Упражнение «Портрет». |
13 |
Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. |
Проектирование гражданской акции |
14 |
Гражданская активность. |
Реализация гражданской акции |
15 |
Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. |
Инсценировка статей Декларации |
16 |
Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности. |
Упражнение «Черты толерантной личности». |
17 |
Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества. |
Работа с текстом. |
18 |
Международные конфликты. Проявления Нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов. |
Ролевая игра «конфликтная ситуация» |
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.
2. Закон об Конституция РФ.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
4. Национальная доктрина образования РФ.
5. Программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России 2011г.
7. Патриотическое воспитание в школе. И. Агапова, М. Давыдова. М. 2002.
8. Исторические вечера в школе. Т.И. Гончарова, М.1999г.
9. Гражданско-правовое воспитание в 6-7 классе, Российская Государственность. Беседы, классные часы, праздники, игры, награждения. 2007.
10.Фестиваль педагогических идей 2004-2005г.
цепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
4. Национальная доктрина образования РФ.
5. Программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России 2011г.
7. Патриотическое воспитание в школе. И. Агапова, М. Давыдова. М. 2002.
8. Исторические вечера в школе. Т.И. Гончарова, М.1999г.
9. Гражданско-правовое воспитание в 6-7 классе, Российская Государственность. Беседы, классные часы, праздники, игры, награждения. 2007.
10.Фестиваль педагогических идей 2004-2005г.