Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Толерантность – примирение своих и чужих

 

Кириллова Наталья Викторовна,

учитель высшей категории ГБОУ средней школы № 229 г.СПБ

 

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл.

Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной и религиозной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета  сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на  ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве: «…Если Россия, как и другие цивилизованные страны не встанет на путь формирования толерантного сознания и соответствующих ему принципов поведения, то всем нам грозит гибель: мир сгорит в пожаре нарастающих  год от года войн между разными этносами, религиями, цивилизациями и культурами. Сигналов о том, что  планета стоит на пороге такой вселенной битвы, было недостаточно". Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Однако без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно. Ведь воспитание человека закладывается с малых лет. А где протекает этот период? В школе.

Необходимость обучению толерантности в школе понятна. Ведь школа - первый институт, в котором идет активная самостоятельная социализация ребенка. В школьном коллективе происходит осознание различий между сверстниками. Тем более это разнообразие и непохожесть ощущается в школах российских городов–миллионников, являющихся центрами притяжения мигрантов и социального расслоения. Накладываемые на традиционные для любого коллектива конфликтные ситуации, такие как появление авторитетов, борьба за лидерство, жестокость по отношению к слабым, этнические, культурные, социально-экономические различия становятся основой для развития в раннем детском возрасте этнических стереотипов, агрессивного поведения по отношению к людям другой культуры. Казалось бы, просто идеальная среда не для воспитания терпимости, а для формирования нетолерантного сознания. Парадокс, но это не так. В начальной школе как нигде существует высокий моральный авторитет учителя, и маленьких ребят легко заинтересовать игровыми и наглядными формами обучения. Главное здесь - профессионализм преподавателей, разработанность методик преподавания, хорошая подготовка дидактических материалов, системный подход.

 В данной работе рассматривается проблема формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Первое, что хотелось бы отметить, это значение понятия «толерантность» в понимании современного педагога:

«Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов» [1].

Город Санкт- Петербург является полиэтническим, поликультурным субъектом РФ, поэтому толерантность следует считать непременным условием процветания нашего города. В школе, где я работаю, учатся дети разных национальностей. Поэтому я наблюдаю за  развитием межличностных отношений школьников, чтобы в нужный момент суметь погасить конфликт. Но это только одна грань толерантности. А вот другая - проблема взаимоотношений родителей и детей, взрослых и молодежи, эта вечная проблема «отцов и детей» приобретает особую остроту и актуальность в настоящее время, что объясняется ускоренным темпом развития общества, быстрой сменой ценностей.

Как сохранить духовную преемственность? Уважительное отношение к ценностям другого поколения невозможно без формирования терпимости. Активное сотрудничество в форме деловых, ролевых игр создает атмосферу открытости и доверия, что позволяет понять, признать и принять ценности представителей разных поколений. Цель - научить детей общаться со взрослыми на равных, уважительно относиться к разным мнениям, развивать позитивное мышление. В результате живого диалога между взрослыми и школьниками, родителями и детьми создается атмосфера доверия, искренности, доброжелательности и толерантности. Так, шаг за шагом, формируется толерантность как основа цивилизованного общества, как необходимое социально значимое качество.

Любой класс в нашей школе — это своеобразная микромодель современного общества, каждый член которого имеет свое субъективное мнение. И каждый будет по-своему прав, только надо научиться прислушиваться друг к другу. 

Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое, картинку, так из разных учеников можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. И чтобы добиться такого результата, нужно относится к другому по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у всех разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но все способны жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными [2].

У толерантности много функций, очень полезных для формирования комфортабельности существования в классе, которые в последствии каждый ученик перенесет в коллектив на работе, в семью, в компанию друзей. Поэтому современному преподавателю надо научиться их чётко определять и стараться полностью донести до учеников.

 ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

1) мирообеспечивающая

- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

2) регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

3) психологическая

- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает этническое самосознание;

-обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

4) воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

5) коммуникативная

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

6) культуросохраняющая

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества

7) креативная

- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

- создает условия для творческого самоутверждения.

8) фелицитологическая

- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом [1].

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, современные педагоги обязаны [3].

Толерантность служит единственным лекарством от большого количества болезней, таких как ксенофобия (боязнь чужого), национализм (превосходство одной нации над другой, неуважение другой культуры, языка), расизм (неприятие человека другой расы), нацизм (жестокое проявление национализма), фашизм (крайне извращенная степень национализма, проявляющаяся в агрессии и стремлении уничтожить другие нации).

Все эти «страшные» слова можно объяснить в не менее «страшных» фактах и цифрах. Например, вырезка из газетной статьи: «По трагическому стечению обстоятельств, именно одного из участников  Уроков мира толерантности - сенегальского юношу - неонацисты расстреляли из ружья, на прикладе которого была нарисована свастика».

Или представить статистику преступлений: «По информации Московского бюро по правам человека, в России в рядах националистических организаций состоят более 70 тысяч человек. Только по официальным данным на июнь 2011 г., в стране было зафиксировано не менее 250 экстремистских нападений на почве ксенофобии - это почти на 70% больше, чем в прошлом году. Большинство преступлений совершены молодыми людьми на территории Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга» [4].

Как показывает практика, конкретные примеры для подростков являются более значимым убеждением в необходимости толерантности.

Итак, главной целью современного преподавателя, желающего научить своих учеников толерантности, является  научить понимать, что терпимый человек - это человек, «умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Понимать также и то, что каждый вполне может стать терпимым человеком, что  это всем по плечу. Но для этого  придется подняться на значительно более высокий уровень духовного развития. Научиться не казнить себя за промахи и огрехи, по каким бы причинам они не совершались, а понимать произошедшее и прощать себя. И еще научиться принимать происходящее вокруг как данность, как проявления жизни.

Пройдет 15 - 20 лет, и сегодняшние школьники придут на предприятия, заводы, займут посты в редакциях, офисах. Это будет новое российское общество, это будет другая страна. Какой она будет - зависит от того, как мы воспитаем и чему научим своих детей быть терпимым к чужому мнению.

 

Литература:

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 2008.

2. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 2009.

3. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, - 2010

4. http://palm.newsru.com/russia

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»