Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                                                                Музейное занятие в курсе ОПК                

                                                                Для чего надо идти в музей?

                                                                Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель ОПК и истории

 

      Большинство представителей православного сообщества сходятся в том , что посещение действующего православного храма, где существует синтез художественно, музыкальной ( певческой )  культуры и литургики является

важнейшей внеурочной формой занятия по ОПК ( основам православной культуры ). А нужно ли музейное занятие в курсе ОПК ?

      Каждый педагог, преподающий МХК, историю или литературу, наверное,  сталкивался с нежеланием многих детей посещать музеи - особенно художественные. Школьникам часто бывает неинтересно даже в Эрмитаже и Русском музее. Дети говорят, что там "скукота", "тяжело стоять и трудно дышать от духоты ", " долго и утомительно " и т. п. Взрослые

же, и особенно педагоги, уверены в важности и необходимости знакомства ребёнка с коллекциями искусства мирового значения.

        Существуют несколько причин несоответствия представлений педагогов и учащихся о необходимости посещения музеев.

Первая:  дети воспринимают музей как абсолютно чуждое и непонятное пространство с особыми законами восприятия и правилами поведения. Чужими для них остаются образы и темы картин или скульптур. Даже будучи ознакомленным, благодаря урочным занятиям по ОПК и МХК, с содержанием библейского сюжета  ученик не может соотнести то, что он видит, с тем, что ему уже известно - он не обладает элементарными навыками " музейного зрителя ". И это происходит лишь потому, что перед детьми никто ранее не ставил подобных задач. Педагоги обычно полагают, что все эти навыки ребёнок может развить у себя самостоятельно, часто посещая музеи.

Второй причинойнеприятия детьми музея является длительность музейной экскурсии или лекции, рассчитанных на взрослого заинтересованного посетителя. Очень сложно в музее приходится гиперактивным детям, которых неизменно ругает экскурсовод и гоняют музейные служители, а им приходится слушать зачастую непонятную речь экскурсовода и при этом стараться не отвлекаться на происходящее вокруг. Надо отметить , что ещё с советских лет Музей и Школа существуют на непересекающихся плоскостях.

Каждый из этих социальных институтов и сейчас решает свои задачи. Лишь немногие музейные работники хотят и могут работать с учащимися.

        Музеи  декларируют образовательную функцию как одну из важнейших составляющих своей деятельности. Однако с сожалением приходится сознавать, что музеи зачастую занимаются не образованием, а просвещением,  целью которого является рассказ  о различных аспектах жизни культуры. Современная педагогика не может рассматривать музеи как единственный источник информации о культуре. Эта информация сейчас более доступна, чем пару десятилетий назад. Зачем идти в музей, чтобы прослушать лекцию о художнике, если эту информацию можно почерпнуть из сети  Internet, видеофильма или художественного альбома. Музей же способен стать уникальной развивающей образовательной средой, в которой ребёнок приобретает жизненно важные ему навыки существования в многомерном пространстве культуры.

     Может показаться, что ситуация является безвыходной, но учитель

хочет приобщить ребёнка к сокровищам православной культуры. В силу вышеуказанных причин ребёнок нет очень стремится в музей. Но уникальность самого курса ОПК позволяет музей воспринимать как расширение ( и детализацию ) темы пространства действующего храма.

     До посещения музея детям необходимо побывать в действующих православных храмах, где юные детские души  ощутят  литургическое единство хорового пения , храмового убранства и богослужения. Хорошо, если курс ОПК изучается в православной гимназии, где есть свой домовый храм. Перед посещением музея учителю стоит воспользоваться бумажными или электронными репродукциями великих произведений, видеофрагментами  или даже СD-дисками с трёхмерными реконструкциями залов.

     Но всё это никак не может заменить музей, нужно помнить об этом. Опытные педагоги, жертвуя собственным временем, нервами и финансами устраивают своим ученикам выезды в музеи  Петербурга и других русских городов, а то и иных стран православного мира.

     Какой же уникальный опыт приобретает ребёнок в художёственном музее и почему так необходимы музейные занятия именно в курсе ОПК? Попробуем в этом разобраться.

Вероятно, самое ценное, что может дать музей ребёнку - это опыт соприкосновения с подлинником. И истинным открытием для него станет осознание того, что это - уникальное, единственное произведение, во многом отличное от своих многочисленных копий. Знакомство с подлинником помогает рёбенку очистить картину от многочислённых позднёйших смысловых наслоений, лишаёт её суетного повседневного контекста. Подлинник любого произведения  даёт возможность вступать в диалоге с самим памятником, обращаясь к его изначальным смыслам и значениям. Именно понятие "подлинного" искренне удивляет современных подростков, преодолёвая недоверие, прививает им навык различения "настоящего" и "мнимого", позволяет понимать, что есть искусство, а что есть подражание ему, кич.

     Дорогого стоит созерцание подлинных древнерусских икон в залах Русского музея и Эрмитажа. Ребята учатся соотносить их с многочисленными иконами на те же сюжеты в храмах более поздних веков, с современными стилевыми подражаниями им, но лишёнными подлинной духовности.

     Очень важно, что в музее картина, икона или скульптура приобретает контекст,"оживает", из плоскостного изображения в альбоме превращается в личностно значимое событие, обрастает собственными ассоциациями ребёнка. У ребёнка формируется собственный вкус и желание украсить свой дом не модными постерами, а подлинными произведениями.

И наконец, хорошая репродукция позволяет разглядеть мельчайшие детали изображения, далеко не всегда доступные взгляду музейного посетителя. Но она не способна дать представление об истинных размерах произведения.  Репродукция не позволяет понять творческую манеру художника: способ наложения мазков и их объём, фактору поверхности, структуру красочного слоя, какими материалами и на какой основе создано произведение.

     Само музейное пространство существенно обогащает наше визуальное восприятие: к произведению искусства можно подойти близко или отойти в другой конец зала. От количества света в зале, ракурса, с которого мы рассматриваем памятник, даже от времени суток зависит то, что мы увидим.

Итак: не отрицая важности и необходимости работы с репродукциями мы считаем, что музей должен стать неотъемлемой частью освоения художественной культуры православия.

 

                           Как организовать работу в музее?

 

     Прежде всего необходимо менять методику работы с детьми  в музейном пространстве. Задача учителя - организовать диалог ученика с произведением христианского искусства.

     Педагогу, планирующему посещение музея с учениками, необходимо прежде всего поставить проблему, личностно значимую для ученика. Желательно, чтобы к формулировке проблемы ученик пришёл самостоятельно. Для этого, правда, нужны направляющие задания учителя. Пяти-шести-классников очень волнует вопрос: есть ли загробная жизнь? О существовании загробной жизни согласно христианскому вероучению ученики уже слышали так или иначе от учителя в курсе ОПК. Им интересно, есть ли представление о загробной жизни в других религиозных системах.

Обсуждение этого вопроса вполне разумно проводить на материале коллекций Эрмитажа, Русского музея,  Музея истории религии и Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии.

     Однако необходимо отметить, что посещение музея вряд ли сразу даст ответы на все глобальные вопросы, но может стать первым шагом в этом направлении. Педагог должен продумать заранее поиск решения каждой проблемы и выстроить его на основе чёткого алгоритма. Причём алгоритм должен быть доступен для понимания детей. Этот алгоритм можно составить в виде вопросов и заданий, построенных по логике "от простого - к сложному" и "от частного - к общему".

     Второй шаг - это отбор материала для решения поставленной проблемы. Отбор может осуществляться самим учителем, а может осуществляться и детьми. Если отбор осуществляют дети, то учитель должен обозначать в задании тему и очертить границы пространства, в котором допустимо отбирать материал.

     При отборе материала во избежание поверхностного экскурса по произведениям искусства не следует  рассматривать более 5 произведений. Отобранные произведения должны освещать различные аспекты рассматриваемой проблемы, не дублировать друг друга.

     Так, например, предлагая детям поразмышлять над темой отношения православного христианства к женщине, её роли в семье и обществе в эпоху Московской Руси, следует выбрать не только произведения русских мастеров конца XIX- начала XXвека, но и большие "житийные" иконы женщин -святых рассматриваемого исторического периода, где иконописцы в клеймах иконы отображали под видом "житийных" событий историко-бытовые реалии своего времени.

     После постановки проблемы и отбора материала начинается важнейшая часть работы в музее - непосредственное взаимодействие с памятником искусства. В основе этого взаимодействия лежит самостоятельная индивидуальная или в малых группах исследовательская деятельность учащегося.

     Во время взаимодействия с памятником искусства учащийся может обращаться к вспомогательным источникам информации: этикеткам, пояснительным текстам, компьютерным программам в музее и рассказу экскурсовода. Задача учителя заключается лишь в подсказке пути поиска недостающих сведений.

     Завершается работа в музее коллегиальным обсуждением увиденного. Во время обсуждения каждый его участник должен высказать свое суждение о поставленной в начале проблеме. В зависимости от самой проблемы также обсуждение может проводиться как в музее, так и в классе. Роль учителя при этом сводится к организации направления дискуссии в зависимости от высказывания учеников.

     Что следует сделать ученику для изложения своей позиции при обсуждении?

     Во-первых, собрать все свои впечатления.

     Во-вторых, проанализировать их по предложенному учителем алгоритму.

     В-третьих, дать аргументированный собственный вариант решения проблемы (который нельзя оценивать как правильный или неправильный!).

Учитель должен поддерживать включённость всех учеников в дискуссию. Учащиеся должны сравнивать озвученные решения со своими, формулировать свои вопросы к выступающим.

     Большое значение придаётся финальному выступлению учителя, в котором он должен вспомнить все прозвучавшие версии и высказать свое мнение о той проблеме, которая была поставлена в самом начале.

     Активные исследовательские методы работы в музее способствуют созданию условий для формирования многомерного представления о православной культуре и самой православной религии, о том как с развитием человечества меняется не Бог, а человеческие представления о нём.

             Методы включения музейного занятия в курсе ОПК

Выделяем три базовых модели включение, музейных занятий в курсе ОПК.

     Первая модель - занятие, вводящее в тему. Его задача -дать зримый и осязаемый облик православной культуры определенной эпохи. Например, зал византийского искусства Эрмитажа позволяет учащимся погрузиться в православную культуру этой великой цивилизации, ощутить "запах" эпохи, её атмосферу, место взаимоотношений человека с Богом в данной культуре. Итогом такого вводного занятия может стать формулировка проблем и вопросов для дальнейшего изучения в школе.

     Вторая модель- тематическое, проблемное занятие, посвященное, например, какому - либо библейскому сюжету или, например, религиозным сюжетам в русской живописи XIXвека, или позднемосковской иконописи XVII- начала XVIIIвека, связанной с творчеством Тихона Филатьева и иконников его круга. Спецификой такого занятия является преимущественно исследовательский  характер деятельности школьника. Причём работа в музее - лишь начало исследования, которое ученик затем продолжит вне музея, самостоятельно отыскивая ответы на вопросы с привлечением других источников информации. Этими источниками информации могут быть книги, другие музеи и электронные ресурсы. Музей становится лишь частью исследовательского проекта учащегося.

     Третья модель - завершающее, обобщающее или повторительное занятие. Основными целями такого занятия становится обнаружение общности сюжетов тем, изобразительных средств в различных видах искусства, свойственной православной культуре.

     Для проведения такого занятия необходимо: во-первых, детям владеть предварительной информацией,во-вторых, учащимся привлекать свои знания и умения для анализа памятников в музейном пространстве, и, в-третьих, использовать опыт самостоятельной работы в музее для создания итогового проекта.

     Примером такого проекта может стать создание интерьера православного храма в определенном стиле, письменная творческая работа, виртуальное или реальное путешествие.

 

Музеи Санкт - Петербурга, посещение которых может быть включено в курс ОПК.

 

I.Художественные музеи и музеи художников:

 

1.Эрмитаж:

а) основные залы

б) хранилище на Черной речке: реставрация и хранение произведений искусства;

в) музей русского фарфора при Императорском фарфоровом заводе .

2. Русский музей:

а) основные коллекции в Михайловском дворце;

б)Строгановский дворец: интерьеры XVIII-XIXвеков, коллекция русского фарфора ;

в) Мраморный дворец: интерьеры XVIIIвека, музей Людвига - искусство второй половины  XXвека, собрание братьев Ржевских - живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство XVIII-начало XXвеков ;

г)Инженерный замок: интерьеры XIXвека, портреты русских императоров;

3.Елагиноостровский дворец:

а ) интерьеры XVIII-XIXвеков ;

б ) коллекция декоративно - прикладного искусства XIX-XXвеков;

4.Музей Академии художеств:

коллекция живописи и скульптуры учеников академии XVIII-XXвеков, музей слепков, музей макетов.

5.Музей декоративно-прикладного искусства художество - промышленной

академии имени А. Штиглица.

6.Музей русских коллекционеров в Петергофе: личные коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

7.Церковно-археологнический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии: коллекция православных икон XVII-XXвеков.

8.Музей - квартира П.Чистякова в Царском Селе (Пушкина).

9.Музей - квартира И.Репина "Пенаты".

10.Музей - усадьба Н. Рериха "Извара".

 

II.Мемориальные музеи:

 

1.Музей-квартира Св.Иоанна Кронштадского в Кронштадте.

2.Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского.

3.Музей - квартира Ф. Шаляпина

4.Музей - квартира Н. Римского-Корсакова.

5.Музей - квартира А. С. Пушкина на Мойке,12 и Всероссийский музей А. С. Пушкина.

6.Музей - квартира Н. А. Некрасова.

7.Музей - квартира А. Блока.

8.Музей - квартира А. Ахматовой в Фонтанном Доме.

9. Музей - усадьба семьи Олениных "Приютино".

10.Музей - квартира Г.Державина на Фонтанке.

11. Музей - усадьба В . Набокова " Рождествено ".

12. Музей-квартира В. В. Набокова.

 

III.Интерьерные музеи:

 

1.Летний дворец Петра I.

2.Домик Петра I.

3.Зимний дворец Петра I.

4.Меншиковский дворец.

5.Деревянный дворец Петра Iв Стрельне.

6.Петергоф: Большой дворец и малые дворцы (Коттедж, Марли, Монплезир), Фермерский дворец Александра II.

7.Царское село: Екатерининский дворец и парк, Александровский дворец и парк, крепость "Бип".

8. Павловск: Большой дворец и парк.

9.Гатчина: Большой дворец, Дворцовый парк.

10.Ораниенбаум: Большой Меншиковский дворец, Китайский дворец, дворец Петра III, павильон " Катальная  горка ", парк.

11. Стрельна: Большой Константиновский дворец и парк.

12. Музей-усадьба Г.  Державина.

 

IV.Научные музеи:

 

1.Российский этнографический музей.

2.Музей этнографии народов мира имени Петра Великого ( Кунсткамера).

3.Музей истории религии.

4 Музей городской скульптуры и Российский Национальный пантеон в б. Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.

 

V.Другие музеи:

 

1.Исаакиевский собор.

2.Храм "Спас-на-крови".

3.Сампсониевский собор.

4.Музей городской скульптуры.

5.Музей истории города.

6.Музей игрушки.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»