ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ДОСУГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Круцкая Елена Владимировна, ГБОУ СОШ №77 Петроградского района, воспитатель ГПД
Солтан Марина Александровна, ГБОУ СОШ №77 Петроградского района, воспитатель ГПД
Пребывание ребёнка в группе продлённого дня помогает становлению личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Важнейшим требованием в группе продлённого дня является единство урочной и внеурочной деятельности. Воспитатели стремятся к тому, чтобы режим группы продлённого дня способствовал укреплению здоровья младших школьников, обеспечивал уровень работоспособности.
Режим группы продлённого дня разработан в соответствии с условиями в школе, с с учётом возрастных особенностей учащихся, продуманные чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой и спортом. Задача воспитателей в группе продлённого дня состоит в том, чтобы занять ребёнка игрой, заполнить его собственное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику младшего школьного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Воспитатели должны следить за своевременным питанием детей, обучать их культурно-гигиеническим правила приёма пищи, прививать правила самообслуживания в столовой. В школе должны быть созданы необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью выполнения качественного домашних заданий.
Воспитатель является организатором и участником всей деятельности детей: в познавательной работе, игре, труде, и общении. Это несомненно делает его более близким человеком, позволяет воспитателю естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.
Учитель, особенно в начальных классах, - непререкаемый авторитет учебной ситуации. Он выполняет учебный план и программу. Воспитатель же выполняет организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формируются в условиях в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. Воспитатель продлённого дня выполняет некоторые функции семьи и поэтому предстаёт перед младшими школьниками в роли «второй мамы». Это делает отношение к воспитателю более тёплым, доверительным, что позволяет точно отбирать средства и методы воспитательного взаимодействия.
Деятельность воспитателя охватывает обширную внеурочную область, поэтому воспитатель неизбежно оказывается перед необходимостью постоянно проявлять творчество. Выделяется ряд типичных практических умений, наличие которых в деятельности воспитателя характеризуют как творческих:
- умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого ребёнка отдельно в различных ситуациях;
- умение анализировать соотношение «цель-средство-результат» применительно к выбору ситуации;
- умение организовать жизнь детей;
- умение требовать и доверять;
- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
- умение играть с детьми;
- умение оценивать ситуацию с разных сторон;
- умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
- умение в случайном факте увидеть существенное;
- умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приёмами воздействия;
- умения точно передавать свои настроения.
То, как воспитатель сориентируется на эти умения, что будет считать первостепенно значимым для себя, зависит от духовного уровня его личности, уровня педагогического мастерства.
Особое место в группе продлённого дня должно отводиться мероприятиям досугового направления организации работы с детьми по интересам в соответствии с планом работы (праздники, занимательные часы, часы безопасности, нравственности, здоровья, при проведении которых перед учащимися должен раскрываться мир художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, природы, социальных отношений). В специально отведённое для этого время учащиеся решают насущные проблемы, связанные с деятельностью детского объединения. Именно здесь происходит приобретение первого социального опыта.
Активный содержательный досуг реализуется не только в коллективных, но и в индивидуальных формах. При конструировании воспитывающей и развивающей среды в условиях продлённого школьного режима необходимо создать условия для личного пространства ребёнка с учётом всего диапазона его интересов, индивидуальных предпочтений.
Для осуществления такого вида досуга нужна материальная база, её значительную часть могут создать сами учащиеся. Это фонд игрушек, передвижная библиотека, созданная усилиями коллектива детей и родителей. Фонд картотеки с описаниями ребусов, головоломок, шарад, загадок. Фонд дисков с фильмами и музыкой для детей и т.д. .
Детская субкультура тяготеет к зрелищности, состязательности, эмоциональной насыщенности. Форма досугового занятия более подвижна и изменчива, чем содержание воспитывающей деятельности. Овладение секретами конструирования новых моделей досуга - главная задача современного педагога.
Один из подходов, позволяющий овладеть логикой конструирования различных форм воспитывающей и досуговой деятельности – технология творческого воспроизведения разнообразных явлений жизни в игре с привнесением новых дополнительных правил.
1. Выбор объекта,т.е. жизненного явления или понятия, взятого из окружающего мира. Большим потенциалом для последующей работы над игрой обладают объекты, взятые из сферы обслуживания, спорта, досуга.
2. Анализ избранного объекта– своего рода «примерка» избранного объекта к возможности создания имитационной модели. Часто этот анализ представляет собой развёрнутый ответ на вопрос «Что мы о нём знаем?», выстраивание ассоциативного ряда. Например: на этапе первичного осмысления понятия «трамвай» («автобус», «троллейбус», «поезд» и т.д.) возникает ассоциативный ряд: трамвай – это вид общественного транспорта, определённый маршрут следования, остановки, новые пассажиры, кондуктор, билеты, штраф, место в салоне, вид из окна. Такой ассоциативный ряд даёт изначальный импульс для развития творческой мысли.
Иногда жизненных представлений бывает недостаточно, чтобы провести качественный анализ объекта. В этих случаях незаменимыми помощниками становятся словари, энциклопедии, специальные книги. Обращение к ним даст позитивный результат, поможет уточнить наше представление, освоить игровую деятельность.
3. Наметка общего механизма реализации замысла, смысла игровых действий, узловых моментов будущей игровой интриги. Этот этап позволяет определить общий предметный смысл игровой модели, ответить на вопросы: к чему должны стремиться ученики, что является результатом их действий?
4. Освоение лексического пространствамоделируемого объекта, создание особого игрового словаря. Особая лексика, используемая при разработке модели, выполняет, как минимум, две основные функции:
- общего фона, обеспечивающего правдоподобность и узнаваемость
творческого воспроизведения реальной жизни;
- импульса для появления новых сюжетных линий, новых правил, возникающих при обыгрывании вводимых специальных терминов и реплик.
5. Разработка единых правил и деталей основного сюжета.
Этот этап завершения выстраивания общего замысла модели с учётом всех возникающих нюансов развития игровой ситуации. Желательно, чтобы итогом проделанной творческой деятельности стал письменный вариант описания модели.
6. Подключение театрального инструментария. Придумывание звукового, визуального и музыкального ряда, мизансцены, элементов костюмов участников, спецэффектов; подбор необходимого оборудования и реквизита.
Данный подход можно использовать в качестве рабочей технологии, позволяющий достигать профессиональные цели.
Список литературы и интернет-ресуров:
1. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания, - М.: Издательский центр "Вентана-Граф", 2002 г.
2. Гурин Ю. Большая книга игр и развлечений.
СПб, «Детство-Пресс», 2002 г.
3. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продлённого дня.
СПб, «Детство-Пресс», 2002 г.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999 г.