Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Лаврентьева Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №197 с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла (биология, физика, химия) Центрального района Санкт-Петербурга

 

 Цели:

- знакомство школьников с историей возникновения праздника Дня народного единства;

- формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через изучение исторического прошлого нашей Родины.

 

Присутствуют ученики 5 класса.

 

Вступление учителя.

 

С 1918 года7 ноября стало праздником - Днем рождения Великой Октябрьской социалистической революции в память о событиях 7-8 ноября 1917 года.

7 ноября 1996 года – был издан указ президента Российской Федерации № 1537, по которому название праздника в целях примирения разных слоев населения был изменено. Теперь праздник назывался – День согласия и примирения.

29 декабря 2004 года- согласно Федеральному закону, начиная с 2005 года, день 7 ноября становится рабочим днём. Вместо него праздничным и выходным днём становится 4 ноября - День народного единства.

Идея сделать праздничным днем 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

История возникновения праздника в России.

В начале 17 века центральная власть, власть царя  в Московском государстве ослабла и шла ожесточенная борьба за престол между разными группами бояр. Этим воспользовались соседние государства и начали захватывать российские земли. В Москву вошли поляки.

Праздник 4 ноября учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение (это мирное население, которое решило помочь армии и выступило на защиту Родины)  под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве захватила «семибоярщина», группа бояр во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического польского королевича Владислава – сына польского короля. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Отечества и  православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой народа над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». 

Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

 

Выступления учеников

1. История чудотворной иконы

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» - сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святого Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита. И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так сошлось, что День народного единства совпадает с христианским праздником иконы Казанской Божьей Матери.

 

2. Имена героев, которые надо запомнить

Князь Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский

(1 ноября 1578 года — 30 апреля 1642 года) — российский национальный герой, князь, военный и политический деятель, глава Второго Народного Ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. Его имя навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками.

Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.

Родился Дмитрий Михайлович в семье одного из потомков Рюриковичей. В семье Пожарских много внимания уделяли образованию детей, в частности, обучали их с малых лет грамоте. Сам Дмитрий Михайлович был человек необычайно скромный, но честолюбивый.

 

Козьма Захарьевич Минин

       Его биография до выступления в 1611 году неизвестна. Посадский человек города Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется ничем особенным не выделялся. Но показал военную доблесть, смелость и решительность в бою.

 

3. Памятник Минину и Пожарскому (см. Приложение 1)

В центре Москвы, на Красной площади стоит памятник, который напоминает нам о грозных событиях 1611-1612 годов, о великом подвиге русских людей, поднявшихся в единении против врагов, отстояв свою независимость. На памятнике высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Памятник создал скульптор Иван Мартос, открытие его состоялось 18 февраля 1818 года.

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божьей Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале ХХ века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». 

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

 

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

http://www.rulex.ru

 http://www.gratters.ru/

http://www.pravmir.ru/

 

   Приложения:

Памятник Минину и Пожарскому, находится на Красной площади в Москве, скульптор И. Мартос.

Икона Казанской Божьей матери.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) – храм, находящийся на Красной площади в Москве; главный престол освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери, освящен в 1636 году.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»