О воспитании патриотизма
Соболева Надежда Александровна,
Макаренко Н.А.
В данной статье размышления на тему воспитания патриотизма у школьников, о нашей Родине и её значении в нашей жизни и жизни наших детей.
Обычно, под патриотом понимают человека, преданного своей Родине, любящего ее, трудящегося для ее блага. Родина для патриота равноценна матери, которую он искренне любит и не предаст, не покинет в трудный момент. Родина - это народ, родной язык, духовные традиции, вера наших предков и родная сердцу природа.
К сожалению, в настоящее время, патриотом быть не модно, а скорее наоборот, это слово вызовет саркастическую улыбку… Дети школьного возраста мало или вообще не знают героев своей страны, патриотов, святых, великих людей России. Но они хорошо знают героев западных боевиков и фантазийных персонажей.
Подумаем вместе: почему это происходит? Да, телевидение наносит значительный вред в воспитании ребёнка, но посмотрим и на себя.
Русские люди, не уважают своих корней и того, что могло бы их сплотить – православной веры, и как следствие - не поддерживают друг друга. Неуважение к себе, как представителю великой по своему благородствунации, приводит к тому, что русский человек забыл, что он в доме «Россия» хозяин.
Патриотизм, это не призыв к неуважительному отношению к другим национальностям, а призыв к уважительному отношению к русскому человеку, его традициям и вере. И в первую очередь это призыв к самоуважению. Мы просто не имеем права не уважать страны и народа, давшего миру Ломоносова, Суворова, Ушакова, Пушкина, Ахматову, Бродского… Да разве всех перечтёшь?!
Если русский народ станет народом, уважающим себя, то кто осмелиться конфликтовать с ним, как это и было в царской, дореволюционной России.
Рассмотрим патриотизм на примере жизни Суворова, который был чужд чувства национальной исключительности и национального чванства. В его патриотизме отсутствовало пренебрежение к другим народам, нациям и государствам. «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского не потому, что признавал немца, француза людьми низшего сорта, а потому, что был сыном России». Защищая Россию, Суворов защищал Дом Богородицы, православие, православную монархию, которой он был безоговорочно предан. Самоотверженное и жертвенное служение России, вот в чем был смысл всей жизни Суворова. «Жить – Родине служить»! В этом весь Суворов.
Вспомним, что Суворов при этом, не потерпел ни одного поражения и дорожил жизнью каждого солдата и уважал его.
Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: «Бог нас водит, Он нам Генерал», «…Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник». Наставляя подчиненных офицеров и генералов, Суворов, подчеркивал, «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить», и требовал: «Дух укрепляй в Вере отеческой православной».
Составленная Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась словами: «Молись Богу: от Него победа!», затем следовал текст обязательной молитвы: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святитель Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас!» и далее шло суворовское поучение, ясное и четкое как приказ: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!»
В трудные минуты сражений Суворов обращался с молитвами к Богу и Пресвятой Богородице. Завершая сражения очередной победой, он всегда устраивал благодарственное Богослужение.
С раннего детства он поставил перед собой цель – стать военным, служить России, защищать Россию на военном поприще. Стремясь к этой цели, он всю жизнь, всегда и везде трудился, учился, читал, думал, анализировал, сравнивал, уточнял имеющиеся и добывал новые знания, которые сразу применял на практике.
Цели и авторитеты у человека, что подтверждает и жизнь Суворова, закладываются с ранних лет жизни. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой жизни нашего общества, чтобы традиционные понятия чести возобладали в душе большинства граждан, необходимо строить воспитание детей и молодежи на лучших образцах и примерах, приобщая ребенка к опыту предшествующих поколений, напоминая при этом, что именно Россия в течение многих веков была главной хранительницей Православия. Именно Россия создала удивительно высокую духовную культуру, родила и воспитала величайших мыслителей, ученых, писателей, иконописцев и художников, музыкантов и архитекторов...
«Мы знаем плохо нашу Церковь. Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы его почувствовать, но не знаем даже, где положили его. Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь» - Николай Васильевич Гоголь.
А у нас на сегодня активизируется борьба с православной Церковью агрессивно настроенных атеистов, часто прикрывающихся модной в наше время толерантностью. Под эгидой толерантности часто запрещаются иконы в классе, православная литература, приглашения батюшки в школу.
А как же толерантность в отношении русского народа, его веры, за которую русичи столетиями шли в бой?
Послушаем же нашего великого соплеменника, приступая к нравственному воспитанию наших детей. Александр Сергеевич Пушкин: «Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности! Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности».
Патриотизм в России может и должен питаться традиционной церковностью, ибо Церковь — хранительница народных святынь, языка и истории; созидательница души народной и духовной красоты человека.
Прекрасных примеров для подражания и восхищения у нас достаточно, только знакомь: Суворов, М.В. Ломоносов, Ф.Ф. Ушаков, Александр Невский, Г.К. Жуков (и его святой покровитель, символ победы добра над злом – Георгий Победоносец, который находится на гербе нашей Родины!) и много, много других героев, патриотов и святых земли Русской.
Как положительный момент, можно отметить то, что социальные сети в настоящее время предлагают большой выбор короткометражных видеофильмов, знакомящих детей с героями своего Отечества, жизнью и мыслями патриотов России. Прекрасно, если педагоги, будут использовать эти открывающиеся новые возможности: показывать, рассказывать, просвещаться сами и просвещать школьников.
Дети, это и наше будущее, и это будущее во многом зависит от нас, педагогов.