Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мы все родом из детства

Копыленко Елена Тимуровна

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития. Только тогда
она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни
те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне
ближайшего развития.
Выготский Л.С.

У ребенка свой путь, не родителей, а свой. Родители могут дать тело, но не душу! Ребенок носитель своего неповторимого пути. На землю человек приходит со своими дарами.
Это четыре измерения педагогического сознания:
1. Наследственность (влияет на воспитание)
2. Стихийная среда ( Климат где растет ребенок, интересы, круг общения).
3. Организационная среда (образовательные учреждения, дет. сад, школа).
4. Духовная сущность.
Педагогика – наука мудрости. И так, отец. Коль скоро родился у него сын, должен с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду. Такая мысль возбудит попечении в воспитании детища. Ибо несправедливо жалуемся будто бы природа весьма по многим людям дала потребную способность к наукам, и будто бы большую часть напрасной - труд и время тратятся над тупыми умами. Напротив, найдем немалое число и острых и понятных. Это есть нечто врожденное: как дано птицам от природы летать, коням ристать, диким зверям быть свирепыми, так и нам достались в особенный удел разум и понятливость. (М.Ф. Квинтилиан).
Нельзя общаться и разговаривать с ребенком резко, грубо.
Дети стремятся быть свободными, быть взрослыми, развиваться, выполнить свою миссию, с которой они пришли в тот мир. Детям нужно говорить, что каждый человек приходит со своим предназначением. И взрослые, когда были маленькие такими же были и так же себя вели.
Страсть ребенка к свободе наблюдается почти во всех сферах. Особенно в виде игры. Увлеченный игрой ребенок с трудом заставляет себя отключится от игры, подчинится требованиям взрослых. В школе ребенка не покидает потребность игры. В игре ребенок свободен. Он свободен даже тогда. Когда идет коллективная игра по правилам. Дело в том, что для развития ребенку нужны трудности, барьеры, правила, трудности. Переживания чувства свободного выбора. Дети охотно подчиняются правилам игры. Это напряжение сил, сталкивание с трудностями доставляет ребенку эмоциональное наслаждение, радость игры.
Пусть взрослые не думают, что игра баловство. Ребенок в игре наоборот не избегает трудностей, а усложняет их.
 
Никогда не следует отгонять от себя ребенка с любым вопросом, который его волнует. Взрослые забыли, что когда они были маленькими им тоже очень хотелось получить ответы на волнующие их вопросы. И когда их игнорировали, они были очень разочарованы. Ребенке может угаснуть познавательная сила. Пройдут годы и взрослые будут удивляться, почему ребенку не интересна учеба, почему не нравится читать, познавать что-то новое ы учебном процессе. Была нарушена среда познавательной деятельности еще в детстве. Учителям в щколе нужно сделать из серьезных занятий – занимательные.
Уважающее и серьезное отношение к личности ребенка увлечет их к решению сложных, познавательных, нравственных этических задач.
Ребенок хочет действовать как взрослый. Это природа взрослеет в ребенке.
Ребенок хочет взрослеть и это выражается через игру., в сюжетно-ролевых игра . они охотно играют взрослых, но детей им играть не интересно.
Настоящее детство – это и есть процесс взросления. Самостоятельности. Родители это качество порой притупляют. Стремятся абсолютно все сделать за ребенка. Но в своем детстве они тоже хотели сами выполнить какое - нибудь задание и как им было обидно, когда инициативу родители брали в свои руки. Детство заканчивается тогда, когда , когда страсть к взрослению гаснет.
В учении нужно видеть повзрослевших детей. Нужно поощрять их взросление, нужно предлагать серьезные дела. Советоваться с ними, спорить иногда, радоваться их нравственным поступкам.
Нужно помогать ребенку взрослеть именно в общении со взрослыми нравственно и доверительно. Если учитель не любит ученика, ребенок это чувствует – возникает скрытый конфликт. Ребенок становится трудным, невоспитуемым. Между учителем и учеником должны быть доверительные отношения.
В чем трагедия в воспитании ребенка? В
том, что одержимый сегодняшней жизнью все добрые намерения он принимает, как посягательство на свою свободу, удовольствия и радости. Вот и трагедия. Часто взрослые общаются назидательным тоном, берут роль справедливого судьи. Что не приемлемо для ребенка. Он с трудом принимает такую заботу родителей, воспитателей и учителей.
Можно ли преодолеть эту трагедию? Нужно чтобы родитель и учитель со своими задачами и заботами переместился в жизнь ребенка. Нужно стать своим человеком, мастерство учителя и родителя от этого зависит. Без заботы взрослых ребенок погибнет. Взрослые подчас забывают свои проблемы в семье, в воспитании их родителями. И эту же модель бессознательно они перемещают на своих детей, забыв, что они испытывали негативные чувства в определенных ситуация.
Личность воспитывается личностью. Нужно воспитывать своим правильным примером ребенка.
Нужно всегда помнить себя в детстве, какими были они, что они чувствовали в определенных ситуациях, как вели себя и с этой позиции воспитывать своих детей. Вести с ними часто диалог. То нравится, что нет, что радует, что огорчает.
 
Суть учебного процесса.
 
Суть учительского посредничества не в том, чтобы упростить учебный материал, а нужно возвести ребенка до нового уровня своих возможностей и только на новом уровне помочь ему постичь суть новых знаний.
Учителю нужно довести развитие возможностей ребенка до наивысшего уровня.
Функция развития дальше будет работать, как механизм который будет служить ему всю жизнь.
Природа изначально рождает активные существа. Все зависит от взрослых, как мы будем принимать ребенка. В детстве ребенок несет в себе механизм языковой. Не важно к какой национальности ребенок относится, он проходит 3 стадии:
1. Лепет
2. Первые слова в один год.
3. Двухсловные сочетания во второй половине второго года.
В младенческом возрасте ребенок начинает лепетать, его поддерживают взрослые, идет обратная связь.
 
В тот же самый период начинают произносить звуки и лепетать глухие дети. Но они не слышат обратной связи из-за глухоты. И речь начинает угасать.
Нужно с раннего детства читать красивые стихи. Чтобы дети вслушивались в красивую речь.
Ребенок к трем годам усваивает речь в живом потоке людей и окружающей его среды.
Речь ребенка – внутренняя картина его духовности, его стремлений, переживаний.
В 6-7 летнем возрасте постоянная речь постепенно начинает угасать и завершится где-то в 9-11 лет. На своем месте она оставляет стабильный речевой механизм.
В утробе матери ребенок уже реагирует на внешние раздражители ( на музыку, речь, звуки).
Природа сама закладывает в ребенка огромные потенциальные возможности для того, чтобы был воспитан нужный обществу человек.
 
 Я бы хотела написать эту статью именно на эту тему, потому что при взаимодействии взрослых с детьми, именно взрослые забывают, что они когда-то тоже были маленькими. И ведь всем взрослым без исключения было очень трудно что-то понять, выучить, сделать, усвоить. Мы забываем с какими трудностями мы сталкивались. Как переживали и боялись получить плохую оценку или замечание, боялись наказания. Прошли годы и мы - учителя и родители это все стали забывать. Как будто мы уже родились такими же взрослыми и “все умеющими”. И это наша главная проблема между родителями, учителями и детьми.
 Мы все родом из детства и это нельзя забывать. Также шалили, дружили, веселились, были чисты и наивны. Но когда проходят годы , начинается взросление, человек начинает меняться. Понятно, что на его плечи уже возлагаются обязанности о семье, о доме, работе. Меняет наверно жизненный опыт, который мы приобретаем, заботы,неурядицы и т.д. Большинство людей взрослых ведет себя и становятся больше замкнутыми,недоверчивыми, закрытыми. Забывается свое детство и то чувство легкости, беспечности, которое мы испытывали в детстве. И вот с этими приобретенными качествами хмурости, замкнутости, вот этого “Груза” мы несем до конца наших дней. Мало того, еще и перекладываем его в какой -то мере на наших детей в качестве примера в своих поступках в поведении, во взаимоотношении с детьми.
Большинство взрослых, к сожалению считают, что дети сразу должны быть примерными, послушными, все знали и умели. Но этого даже физиологически не может быть, так придумано природой, чтобы человек, когда рождался, развивался поэтапно.
 Маленькие дети не могут объяснить взрослым, почему они так поступают, почему их не понимают. Когда они уже подратают и переходят в возраст подростка - сложный для них период, то уже сами не стремятся все объяснить, что не так происходит, что родителям нужно понять на данном этапе. Им проще промолчать, обидеться, что их не поняли и хлопнуть дверью. И опять недопонимание и конфликтная ситуация между ребенком и взрослым.
Взрослым категорически нельзя забывать, что они тоже проходили этапы взросления, обучени, постигали науки. Учителям это тоже помнить нужно, как они учились, как им было нелегко, что -то не получалось. Нужно быть терпеливее, добрее, снисходительней относиться к детям, с точки зрения - “А понравилось бы мне в детстве, если бы со мной так обошлись или говорили, чтобы я чувствовал в этой ситуации?”
 Хочу привести свой небольшой пример из жизни. В этом году я начала учиться на автокурсах. И нам преподавали вначале теорию, я что-то недопонимала, дома разбиралась, учила знаки, билеты. Затем пошли уроки вождения, надо было быть предельно внимательным, сконцентрированным, все запоминать и сразу воспроизводить на машине. И когда у меня что- то не получалось, инструктор начинал нервничать и переживать. И у меня был чувство: Я не хочу подвести инструктора, я стараюсь, но сразу без отработки не могу выполнить сложный маневр. И я сразу представляла моих учеников, когда стараешься объяснить новую тяжелую тему, но не все это сразу могут понять. Или моих детей, которые делают уроки и не все могут выполнить, как надо. Для меня это очень хороший урок. И этот пример мне еще раз показал, что всем нам нужно учиться и все мы имеем права ошибаться и не надо сердиться за это на ребенка, нужно представить сразу себя на их месте, понять и опять снова все объяснить. Только с добром, лаской и пониманием нужно к детям подходить.
 Если рассматривать эту тему с философской точки зрения, а она мне почему то изначально так и представилась, то мое видение такое. Мы все дети Божьи и души наши светлые и чистые, как у детей, когда они рождаются и не обременяют себя с годами не лучшими качествами. Дом наш у Отца нашего Небесного. И все мы родом оттуда. Мы все созданы по подобию Бога. Души наши светлые, не могут быть злыми и и плохими. Это потом на нас могут влиять факторы, когда мы приходим на Землю: генетические, родовые, окружающая среда, в которую мы попадаем. И люди уже сами избирают свой путь, делают различие между хорошим и плохим, какие поступки совершать. Различие должно быть во всем. Иисус говорил, будьт как дети, это значит такими же искренними, добрыми, открытыми, нельзя нам забывать какими мы были в детстве и сохранять нужно в памяти те чистые чувства, как в детстве и жить по этому правилу. Мы те же дети, только взрослые со своим опытом жизни.
 Взрослые должны любить и понимать своих детей и учеников, в каждом свой дар и искра божья. Не повторять ошибок или тех моментов которые делали наши учителя и родители, чтобы они не ранили наших детей, как в свое время нас. Нужно правильно направлять, любить, вкладывать в детях чувство прекрасного. Нужно сохранить их задатки, раскрыть, развить их. Главное не навредить, не сломать их - это все зависит от нас взрослых. Только тогда из детей получаться прекрасные люди, любящие родители.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»