Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семья как фундамент в развитии
нравственных качеств и дарований ребенка

Курочкина Наталья Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Петродворцового района города Санкт-Петербурга


Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению
и холодности – все эти качества личность приобретает в семье.

Р.С. Немов, психолог 
Семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.  
Я считаю, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители – те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать свои возможности. 
Что умеют новорожденный? Первое что он может – пользоваться инстинктами, а затем происходит удивительное совершенство мозга новорожденного ребенка. Оно состоит в том, что он необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношения к людям, к труду, к самому себе. С первых дней жизни новорожденный ощущает материнскую любовь и ласку. Характер взаимоотношений матери и ребенка – одна из важнейших педагогических проблем. 
Ребенок учится смотреть, слушать, различать цвет и форму, звуки и запахи, осязать. Организовав четкий режим сна, бодрствования, кормления – это и есть воспитание новорожденного. Природа дает ребенку огромную потенциальную жизненную силу, активность, энергию, поэтому физическое воспитание, необходимое с раннего детства, в дальнейшем даст возможность формированию всяких навыков, развитию умственных и нравственных способностей. Способности ребенка обнаруживаются только в его деятельности, в процессе специального обучения.
Видеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, а порой настойчивость – вот те навыки, которые нужны для формирования ребенка как личности. 
Счастливый ребенок, которому повезло с любящими и понимающими родителями, имеет больше шансов развить свои дарования. Очень многое зависит не от опыта и знаний родителей, а от их интуиции и умения чувствовать и понимать ребенка.
Настоящими родителями позволяют стать три вещи:  любить, понимать и поддерживать. Ребенок растет и взрослеет гораздо быстрее, чем кажется родителям. Ошибочно думать, что маленький ребенок, находясь рядом с родителями, когда они выясняют отношения и не стесняются в выражениях, ничего не понимает. Он все понимает, замечает и делает собственные выводы. Родители всегда должны помнить, что ребенок – это маленький наблюдатель, он замечает каждый шаг! И если малыш изо дня в день наблюдает, как родители на диване пьют после работы пиво и щелкают пультом телевизора, не замечая свое дитя и не уделяя ему должного внимания, то пусть потом не удивляются последствиям .
Если родители сами творческие люди, способные читать своему ребенку с удовольствием и с выражением книги по вечерам, петь песни вместе с детьми, устраивать маленькие театральные представления, давая своим детям принимать в них участие, отвечать на вопросы и просьбы детей, а не отворачиваться от них, уметь слушать свое чадо и т.д., то ребенок будет более общительным и коммуникабельным.
Родители должны поощрять стремление ребенка к познанию. Очень способствует этому игра. Хотя бы час в день нужно выделять на совместную игру с малышом, неторопливо объяснять ему окружающие его явления. Игра - это искусство, в игре ребенок лучше узнает мир, может лучше познать и выразить себя как личность.
Не обязательно уделять специальное время, чтобы объяснить что-либо ребенку, можно это делать мимоходом. Например, возвращаясь из детского сада, показать, как « прячутся» листочки в почках или как «спят» семена в кленовых «самолетиках», как листочки утром покрываются инеем и потом на солнышке иней превращается в капельки воды. Не обязательно вечером после работы включать ребенку мультики. Пригласите его на кухню, пусть посмотрит, как вы готовите ужин, ему будет очень интересно, как получается пища, которую он кушает. 
Пусть ребенок испытывает разнообразные впечатления, сталкивается с разными характерами, видит, что люди разно мыслят и спорят, разное любят, лишь бы общий тон отношений был дружественным, чуждым соперничества, вражды, обмана, интриг и всего такого, что не входит в обиход «золотого детства». 
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности.
Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
3. Семья имеет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. 
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. 
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье. 
Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью и является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира.  
Итак, семья - это уникальный социальный институт, в котором должны закладываться ценностные ориентиры и фундамент развития личности.
А дошкольное образовательное учреждение является всего лишь помощником  для родителей, способствующим становлению ребенка в социуме, позволяющим расширить круг общения малыша, помогающим ему приобрести навыки общения между сверстниками, умению делиться с другими, меняться, уступать, умению договариваться, и, в первую очередь, умению никого не осуждать и умению просить прощения и прощать. Обязанность воспитателя – искусно донести это все до ребенка, и лучше всего этому способствует игра. Именно в игре все познается с удовольствием, радостью и приносит большие результаты.
И, конечно, обязательно должен существовать  диалог родитель – ребенок – воспитатель. Только совместное общение всех участников образовательного процесса позволит лучше разглядеть, понять ребенка и поспособствовать его дальнейшему всестороннему развитию. 
         Всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Это позволит маленькому человеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы и будущего.
Я считаю, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители – те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать свои возможности.
Счастливый ребенок, которому повезло с любящими и понимающими родителями, имеет больше шансов развить свои дарования. Очень многое зависит не от опыта и знаний родителей, а от их интуиции и умения чувствовать и понимать ребенка.
Настоящими родителями позволяют стать три вещи:  любить, понимать и поддерживать. Ребенок растет и взрослеет гораздо быстрее, чем кажется родителям. Ошибочно думать, что маленький ребенок, находясь рядом с родителями, когда они выясняют отношения и не стесняются в выражениях, ничего не понимает. Он все понимает, замечает и делает собственные выводы. Родители всегда должны помнить, что ребенок – это маленький наблюдатель, он замечает каждый шаг! И если малыш изо дня в день наблюдает, как родители на диване пьют после работы пиво и щелкают пультом телевизора, не замечая свое дитя и не уделяя ему должного внимания, то пусть потом не удивляются последствиям .
Если родители сами творческие люди, способные читать своему ребенку с удовольствием и с выражением книги по вечерам, петь песни вместе с детьми, устраивать маленькие театральные представления, давая своим детям принимать в них участие, отвечать на вопросы и просьбы детей, а не отворачиваться от них, уметь слушать свое чадо и т.д., то ребенок будет более общительным и коммуникабельным.
Родители должны поощрять стремление ребенка к познанию. Очень способствует этому игра. Хотя бы час в день нужно выделять на совместную игру с малышом, неторопливо объяснять ему окружающие его явления. Игра - это искусство, в игре ребенок лучше узнает мир, может лучше познать и выразить себя как личность.
Не обязательно уделять специальное время, чтобы объяснить что-либо ребенку, можно это делать мимоходом. Например, возвращаясь из детского сада, показать, как « прячутся» листочки в почках или как «спят» семена в кленовых «самолетиках», как листочки утром покрываются инеем и потом на солнышке иней превращается в капельки воды. Не обязательно вечером после работы включать ребенку мультики. Пригласите его на кухню, пусть посмотрит, как вы готовите ужин, ему будет очень интересно, как получается пища, которую он кушает.
Итак, семья - это уникальный социальный институт, в котором должны закладываться ценностные ориентиры и фундамент развития личности.
А дошкольное образовательное учреждение является всего лишь помощником  для родителей, способствующим становлению ребенка в социуме, позволяющим расширить круг общения малыша, помогающим ему приобрести навыки общения между сверстниками, умению делиться с другими, меняться, уступать, умению договариваться, и, в первую очередь, умению никого не осуждать и умению просить прощения и прощать. Обязанность воспитателя – искусно донести это все до ребенка, и лучше всего этому способствует игра. Именно в игре все познается с удовольствием, радостью и приносит большие результаты.
И, конечно, обязательно должен существовать  диалог родитель – ребенок – воспитатель. Только совместное общение всех участников образовательного процесса позволит лучше разглядеть, понять ребенка и поспособствовать его дальнейшему всестороннему развитию. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»