О методах формирования ответственного
отношения школьников к природе
Чайко Елена Викторовна
Метод как один из самых подвижных элементов учебного процесса тесно связан с целями и содержанием обучения. В современных условиях уточняются цели, происходит перестройка содержания и методов преподавания биологии. Одной из важнейших целей обучения биологии становится формирование ответственного отношения к природе. Это и понятно, ибо никогда еще судьбы природы Земли и самого человека не зависели в такой степени от отношения людей к живому на нашей планете.Характер отношения школьников к живой природе – к растениям и животным, к природным сообществам в целом, к здоровью самого человека – определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций. Поэтому в формировании ответственного отношения школьников к природе учитель опирается как на логическую, так и на эмоциональную сторону методов.
Выбор метода зависит от задач обучения и содержания учебного материала, которые определяют последовательность изучения взаимодействия общества и природы.В целом в каждом разделе курса биологии последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает пять этапов.
На первом этапе у школьников формируется мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа.
На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой.
На третьем этапе достигается осознание школьниками исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.
На четвертом этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.
Пятый этап – практический, является важнейшим этапом формирования ответственного отношения учащихся к природе. На этом этапе обеспечиваются реальный вклад школьников в дело сохранение среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.
Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на максимальное во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, эстетических категорий, философских и конкретных научных идей, выражающих познавательное, ценностное, нормативное отношение общества к природе.
Предлагаемая последовательность изучения взаимосвязей человека и природы позволяет углублять от раздела к разделу знания учащихся за счет установления все большего числа зависимостей и отношений между биологическими системами и человеческой деятельностью, а следовательно, способствует развитию мотивов охраны здоровья человека и его среды обитания, росту интереса к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.Строгая последовательность развертывания экологического учебного материала каждого раздела определяет организацию учебного процесса: выявление специальных тем и уроков, экскурсий, ролевых игр.
Первые три этапа развития экологических знаний школьников - обоснование единства человека и природы, постановка проблемы и ознакомление с историей ее возникновения - связаны в первую очередь с вводными уроками разделов курса биологии.
Отношение к природе - животным, растениям, человеку как природному существу - воспринимается на первом этапе через отношение ученых, общественных деятелей, писателей. На вводных уроках, как ни на каких других, уместно обращение к искусству с целью формирования нравственного и эстетического отношение к живому. Искусство может вызвать чувство удовольствия, радости, отчаяния, т. е. может вызвать сопереживание, роль которого «до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, не практикой воспитания» .Репродукция картин и гравюр художников разных эпох раскрывающих связь человека с миром природы, рисунки самих учащихся позволяют оживить в памяти реальные, знакомые, близкие картины природы. Такое же действие оказывает чтение поэтических и прозаических миниатюр о природе русских, советских и иностранных авторов. Сказочные сюжеты, наскальные рисунки, миниатюры художников Древнего Египта, цивилизаций доколумбовой Америки, рисунки-символы раскрывают выраженное в образной форме отношение человека к природе.
Эстетические и нравственные переживания школьников среднего возраста усиливает сопоставление живых существ и безжизненных музейных коллекций. У старших школьников в круг эстетических явлений включается логика научных суждений, среди которых – четкое и ясное обоснование теоретических концепций биологии как науки о жизни.
Подводя итоги беседы о значение живой природы, очень важно привлечь учащихся к формулированию выводов о том, что же такое живая природа. Многообразие видов - необходимое условие существования человечества в целом и каждого человека в отдельности; что многообразие видов определяет эстетические и гигиенические параметры среды, является основным источником пищевого и ресурсного значения.
Далее в беседе рассматривается вопрос состоянии природной среды в настоящее время. Дается оценка экологической ситуации, вводится понятие «экологическая проблема». Здесь следует сообщить учащимся, что в числе насущных проблем современного мира отмечались важнейшие экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов в результате избыточных нагрузок на природные системы, подчинения природопользования в погоне за прибылью. Эти проблемы очень серьезны, они затрагивают самые основы существования цивилизации.
Понимание школьниками сути экологической проблемы тесно связано с развитием понятия «антропогенные факторы». Далее, подчеркнув, что происходящее в природе, в окружающей среде изменения касаются каждого человека, можно предложить школьника высказать свое мнение о том, меры необходимы для предупреждения экологических нарушений. Организовав обсуждения приведенных данных, нужно подвести школьников к выводу необходимости глубокого усвоение биологических знаний, которые являются основой для понимания закономерностей живой природы и, значит, для развития ответственного отношения каждого человека к природе.
В заключение урока важно обсудить вопрос о личном участии школьников в охране природы. При этом нужно обратить внимание ребят на необходимость более активного участия всей молодежи в охране природы своей местности, в уходе за зелеными насаждениями, водоемами, реками и т. д.
Углубление знаний об антропогенных факторах и экологических проблемах осуществляется на специальных уроках, предусмотренных школьной программой по биологии.На этих уроках для углубления знаний об экологических проблемах и антропогенных факторах целесообразно применять метод самостоятельной работы учащихся. Использования этого метода обусловлено тем, что в учебниках об антропогенных факторах говориться очень сжато, зато имеется много литературы, где экологические проблемы рассматриваются разносторонне и глубоко.
Наряду с самостоятельной работой для формирования отношения к природе при рассмотрении экологической проблемы целесообразно использовать метод учебной дискуссии. В ее основу могут быть положены высказывания ученого, гипотеза, предположение, в котором заключена та или иная экологическая проблема.Дискуссия помогают школьникам определить свою точку зрения, свое отношение к различным сторонам взаимодействия человека и общества с природой, а учителю - диагностировать степень сформированости экологических взглядов и убеждений учащихся.
В процессе учебной дискуссии формируются умения критически оценивать факты, явления, доказывать и обосновывать свои выводы и точку зрения. Развитие названных умений усиливает оценочные и мотивационные процессы, а следовательно, способствует нравственному развитию личности. Поэтому обсуждения, дискуссии, споры способствуют преодолению равнодушного отношения к вопросам охраны природы, формируют стремление к поиску оптимального решения возникающих проблем.При подготовке и проведении дискуссии создаются также благоприятные условия для разъяснения определенных норм и правил конструктивного введения спора: тактичности, самокритичности, принципиальности.
На этапе изучения научных основ природоохранной деятельности в центре внимания учителя и школьников находится понятие «охрана природы». Как всякое экологическое понятие, оно несет в себе не только познавательную информацию, но и определенную ценностную установку, отношение, долженствование. Поэтому развитие данного понятия сопряжено с развитием отношения к природе как к общечеловеческой ценности.
Для того чтобы через слово донести до ума и сердца учащихся идею оптимизации природопользования, необходимо заранее спланировать последовательность изложения, подобрать точные факты, яркие сравнения, высказывания по поводу экологических ситуаций авторитетных ученых, государственных и общественных деятелей, иллюстрации, кадры кинофильмов, слайды и т.п.
Важно, чтобы среди отобранных были факты трех уровней: локального (местного), общегосударственного и глобального значения. Рассмотрение фактов, имеющих локального значения, в наибольшей мер затрагивает чувства и переживания ученика как жителя данной местности. Факты общегосударственного значения воздействует на ученика – гражданина своей страны. Использование фактов глобального уровня способствует понимание школьниками общечеловеческой значимости экологических проблем. Сочетание разных уровней конкретизации создает предпосылки для активной умственной деятельности учащихся по установлению причинно – следственных связей, поиску путей разрешения противоречий между обществом и природой, для развития и стремления личным участиям содействовать сохранению и улучшению природы.
Завершает изучение экологических экологической проблемы практическая общественная значимая деятельность учащихся по изучению и охраны природы. В процессе практической деятельности учащиеся осваивают правила поведения в природе, у них формируется активная жизненная позиция, устойчивое ответственное отношение к природе.
Экологическое воспитание и образование школьников на всех этапах этого процесса неразрывно связано с формированием нравственного отношения к живой природе.
Во время труда и других занятий в природе не редко учащиеся становятся свидетелями пренебрежительного отношения к природе, порчи и бессмысленного уничтожения растений, насекомых и т. п. Это всегда вызывает у ребят отрицательные эмоции. С повышением уровня экологических знаний школьников и под влиянием разъяснений учителя отрицательные эмоции перерастают в чувства возмущения, негодования по поводу экологически безграмотного и безответственного поведения, формируется потребность в активной, действенной защите природы.
Усвоению моральных и правовых норм поведения в природе способствует объяснение их целесообразности. Рассказывая, например, о запрещении шуметь в лесу, можно объяснить необходимость его следующим образом. Шум беспокоит животных и часто приводит к тому, что птицы бросают гнезда, молодняк, затаиваясь, отстаивает от матери и становится добычей хищников и т. п. Постоянное беспокойство в итоги приводит к обеднению видового состава, нарушению природных взаимосвязей, экосистема теряет устойчивость и рекреационные свойства. В результате экономические затраты на восстановление, запреты на использование. Таким образом, соблюдение тишины в лесу - это экологическая и экономическая целесообразность, моральная необходимость.
Эффективным приемом является ознакомление учащихся с примерами высокоответственного, нравственного отношения к природе. Такие примеры несут несколько воспитательных функций: они доказывают реальность морального образца, единства слова и дела; являясь источником информации и побудительным мотивом, они пробуждают не только ум, но и чувство школьника, становятся образцом для подражания. В центре их внимания должны быть примеры как идеалы, как образцы цели бытия, осознания ценностей. Такими идеалами могут быть жизнь и деятельность писателей, ученых, общественных деятелей, которых волнует судьба природы.
Экологическое воспитание - одна из важнейших задач школьного биологического образования. Творчески работающий учитель сможет разнообразить эти методы использовании различных приемов, введение материала краеведческого характера, не упустит ни одной конкретной ситуации, случая, поступка, разбор которых с ребятами будет способствовать формированию у них экологической грамотности, ответственного, нравственного отношения к природе.