Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Устное народное творчество как одно из средств
воспитания нравственно-патриотических чувств

Филичева Людмила Ивановна
 В основе патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие. Они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Художественная литература помогает ребенку осознать свои впечатления и играет большую роль в воспитании патриотических чувств. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - я и не думаю чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в том случае в педагогике с гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа богатейшим материалом для воспитания любви к Родине.
Особым жанром, влияющим на нравственно-патриотическое воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно действует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречия, которые в них заложены, многовариативность возможной интерпретации помогают  создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую действительность в образах, жизненная основа которых, обогащена фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превосходящие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора, применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.
В былинах находим изображение и поэтизацию мужества, бесстрашия, стойкости, направленных ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит все его ценности, сложности и красоту. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует нравственные качества у своих читателей: добро всегда побеждает, злые силы терпят поражения. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказки и былины формируют у читателей чувства любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у дошкольников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты: необходимо широко использовать все виды фольклоров: сказки, пословицы, поговорки, былины. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с устным народным творчеством, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции. Высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»