Духовно-нравственное воспитание в детском саду
Вилкова Марина Владимировна
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО)
Определяя сущность духовно-нравственного воспитания, следует обратиться к педагогическим исследованиям, которые проводились в области нравственного воспитания, воспитания этической культуры, воспитания духовности, духовной культуры и собственно духовнонравственного воспитания. Традиционно в педагогической литературе духовное и нравственное воспитание рассматривались отдельно. Более широко была представлена проблема нравственного воспитания. Духовное воспитание отмечалось в основном фрагментарно, внутри отдельных направлений, во взаимосвязи с эстетическим и нравственным воспитанием.
Понятие «нравственное воспитание» в педагогике является более устоявшимся. Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек). Понятие «нравственное воспитание» в педагогике является более устоявшимся. Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек).
В системе дошкольного воспитания проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является приоритетной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным в 2013 г., воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ. В соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное воспитание – это «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию». Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных эталонов и норм поведения. Организуя процесс духовно-нравственного воспитания, педагог опирается на особенности морального развития личности, описанные в трудах таки ученых, как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, О.С. Богданова, В.В. Зеньковский, И.А. Каиров, Л. Кольберг, Б.Т. Лихачев, А.А. Люблинская, В.Г. Нечаева и др. Духовно-нравственное воспитание дошкольников направлено на: - формирование у детей представлений о важнейших нравственных ценностях на основе ознакомления с их духовным значением (послушание, прощение, щедрость, доброжелательность, дружба, верность и др.); - воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желание поступать в соответствии с ними, стремление к любви, терпимости, добру, сочувствию, состраданию, воспитание воли к добру, мужеству в жизненных ситуациях.