Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Основы православной культуры

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие

Ковалева Людмила Всеволодовна
Основы православной культуры. (УМК под редакцией Т.Д. Шапошниковой)
Идея: состояние нашего внутреннего мира и поступки окружающих нас людей напрямую зависят от нашего отношения к людям и животным.
Цель: формирование у учащихся представления о сострадании, сочувствии, взаимопомощи на примерах из жития Николая Чудотворца и окружающих нас людей.
Задачи:
  • Раскрыть смысл понятия «милосердие»
  • Познакомить учащихся с представлением о милосердии в православной культуре на примере жизни Святителя Николая Угодника
  • Определить в каких жизненных ситуациях людям нужна помощь
  • Создать условия для размышления на вопрос какого человека можно назвать милосердным?
Тексты культуры:
  • Эмблема «милосердие», иллюстрации с изображением поступков людей, иконы святых, цитаты библии, отрывок передачи ТВ Персей о Николае Чудотворце. Работа со стихотворением Милосердие и поговоркой «Душой не криви-Николу не гневи», мультфильм «Пальто», самый добрый клип.
Творческая рефлексия:
Сердечки с написанными словами, которые связаны со словом милосердие и с поступками, которые могут совершить учащиеся (или жизненные правила).
Примерный ход урока
  1. Организационный этап
  • Приветствие учащихся. Настрой на работу.
  1. Мотивационно-целевой этап
Работа с эмблемой. Обсуждение: что изображено на эмблеме, какие чувства у вас вызывает увиденное? (добро, нежность, забота и т.д.) На доске составляется кластер. Когда (по отношению к кому) человек проявляет такие чувства? (родным, близким, и т.д.) А можно такие чувства проявлять к постороннему человеку? Обсуждение увиденного на картинках (слайд) Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Появляется эмблема с названием «Милосердие», обсуждается слово -милое сердце, любовь к ближнему и.т.д.).
  1. Проектировочный этап
Слово милосердие состоит из двух корней: «милое сердце» (или «милый сердцем»). Это понятие вышло из религии и означает любовь к ближнему. Это одна из добродетелей, заключающаяся в том, чтобы в каждом человеке видеть божью искру, любить других так, как любишь Господа.
  • Проблемный вопрос урока: Какого человека можно назвать милосердным? 
 
(Цитаты из библии)
..не смущай сердца уже огорчённого и не откладывай подавать нуждающемуся.
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
(Обсуждение прочитанного)
Ребята, посмотрите на иконы на экране. Кто из святых вам уже знаком? (Серафим Саровский) За какие качества чтят преподобного Серафима? (добрые поступки и любовь к людям)
С событиями жизни какого святого мы ещё не знакомы? Может кто-то может назвать? (Николай Чудотворец).
Сформулируйте тему урока. (Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.) Рассмотрите фреску Ферапонтова монастыря. (Обсуждение. Взгляд, выражение лица, куда смотрит, что о нём можно сказать и т.д.)
Сейчас я предлагаю послушать вам биографию Николая Чудотворца
(прослушивание 2 минуты). После прослушивания нужно будет ответить на вопросы.
- Где родился Николай? ( В Патаре)
- Кем были его родители?
- Чему они его научили? (Молиться, читать книги, ходить в храм) Каким он был человеком? (добрым, щедрым, любил людей).
Ребята, в православной культуре таких людей называют милосердными.
Работа с учебником стр. 143. Чтение определения.
  • Вопрос. Почему святого называют Чудотворцем?
Николай Чудотворец всегда проявлял великое милосердие к людям: раздавал своё имущество нищим, защищал невинных людей и очень любил детей.
(видео 4 мин.)
-Почему Николая называют защитником? ( В трудную минуту обращались к нему в молитвах, всегда помогал и т.д.)
- Закончите поговорку « Душой не криви- ……….(Николу не гневи)
Почему так говорят, объясните смысл пословицы.
- Кому помогал Николай Чудотворец? (морякам попавшим в кораблекрушение)
Святитель Николай не раз помогал гибнущим в море, терпящим кораблекрушение морякам, утопающим. В народе он считается покровителем путешествующих.
У вас на партах лежат карточки с рассказом (приложение 1) об одном из его добрых поступков.
-Давайте прочитаем эту интересную историю (Читают рассказ о чудесных делах при жизни)
-Ребята что произошло у горожанина? (его семья разорилась, и он не мог выдать своих дочерей замуж)
-Как Николай помог ему? (подбрасывал мешочки с деньгами)
- Какие качества проявил святой? (жалость, сочувствие, сострадание, спас, проявил любовь к ближнему и т.д.)
- Учебник стр.145 – Николай помог вору и помог исправиться ему. (Обсуждение)
-Почему его называют ЧУДОТВОРЦЕМ? (Высказывания учащихся, (заступник, помощник, защитник и т.д.))
Работа с деформированным текстом в парах:
Задание: собрать текст.
Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. Подавал милостыню нищим. Оберегал молитвами своими мореплавателей.

 
  1. Деятельностный этап
Беседа. А в нашей жизни есть место милосердным поступкам? Как проявляется милосердие? (в делах, поступках, примеры) Мультфильм Пальто. Давайте определим в каких жизненных ситуациях и какая помощь нужна людям? (работа с картинками)
Чтение стихотворения В.Павлов.
 
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это — маме усталой помочь
Это — бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел — простить.
Это — птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
 
- Как вы считаете, что сделать проще всего? Что самое сложное?
Попробуйте закончить строчки стихотворения:
Если ближний замерз -……(согрей),
Если он неодет - …… (одень)
Если голоден - ……. (накорми)
Если жаждет он - …….(напои).
Если он скорбит - …….(утешай),
Заболеет он - ……(навещай).
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех ……(любил).
Сделайте вывод: Какого человека можно назвать милосердным? 

 
  1. Рефлекторно-оценочный этап
Ребята, что нового вы сегодня на уроке узнали?
Чему нас научило житие святого Николая?
Урок хочу закончить высказыванием: К сожалению, в мире нет справедливости. К счастью, в мире есть милосердие.
На столе лежат сердечки из бумаги. Напишите на нах 3 слова, которые связаны со словом милосердие и с поступками, которые вы можете совершить.
Видео ролик: самый добрый клип
  1. Домашнее задание
Учебник стр.143-146 вопросы. Найти в словаре значение слова «святитель»
 
Приложение 1( будет адаптировано и короче)
В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет
 
«Чудесные дела при жизни»
Как то раз, Николай, услыхав о беде одного горожанина, который разорился и не мог выдать замуж троих своих дочерей, завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видел, бросил деньги мужчине в окошко. Утром бедняк нашел их - и никак не мог поверить своему счастью, он тер пальцами монеты, и, убедившись, что это настоящее золото, недоумевал, откуда оно взялось. Поблагодарив Господа, он выдал замуж свою старшую дочь и дал за ней богатое приданое.
Святитель обрадовался и так же ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Бог устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна. Когда святой Николай, тихо ступая, подошел к дому и кинул в окно узелок, бедняк бросился за ним, догнал и стал целовать его ноги, а священник просил сохранить все в тайне.
Сам Чудотворец вел простую жизнь, раздал все свои несметные богатства (на которые мог жить, припеваючи) нищим и нуждающимся, помогал людям исцеляться от болезней, боролся за правду и требовал у власти восстановления справедливости. Именно святитель стал причиной отмены казней нескольких невинно осужденных людей, учил своей жизнью любви и состраданию.
Сам же Святой Николай Чудотворец к концу жизни превратился в нищего, у него даже не было своего дома и все люди, которым когда-то он помог, теперь с радостью помогали ему.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»