Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие с родителями по вопросам
духовно-нравственного воспитания дошкольников

Трейден Ольга Борисовна
 
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В.А. Сухомлинский 
     Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
      Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением.
     В отечественной дошкольной ᴨедагогике различные асᴨекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, А.В. Запорожец, и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнева, В.Н. Давидович и др.).
     Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы социально-нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания. Недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике ᴨедагогики ведет к существенным недостаткам в нравственном развитии ребенка-дошкольника.
      Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; нравственного развития личности.    
     Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
 - гуманности;
 - трудолюбия;
 - патриотизма;
 - гражданственности;
 - коллективизма.
      Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.                                                     Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
     Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
  У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому так важен пример отца и матери .
   Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с родителями.

 
  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • Лекторий для родителей;
  • Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
  • Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • Индивидуальные консультации специалистов;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • Экскурсии;
 
  • Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
  • Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
                                   
  • Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
 
     Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!
 Литература: 1 Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. 2 Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006. 3 Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: 2010. 4 Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.:, 2012. 5 Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 6 Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014. 7 Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»