Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Средства и методы формирования представлений
о добре и зле у младших школьников

Кодукова Марина Александровна

Опираясь на содержание программных задач по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, перечислим средства формирования представлений о добре и зле: 1) проблемное общение с педагогами, 2) художественная литература, 3) природа, 4) собственная деятельность школьников (игра, изобразительная деятельность, труд), 5) атмосфера, в которой находится ребенок (она может быть наполнена гуманностью, любовью, доброжелательными отношениями). Выбор средств зависит не только от той задачи, которую ставит педагог, но и от этапа развития нравственных качеств школьников, общего интеллектуального развития детей.

Проблемное общение является действенным средством формирования представлений о добре и зле у младших школьников. Оно организуется для того, что помочь детям разобраться в сложных вопросах морали. Такую работу целесообразно проводить систематически, два раза в неделю. Темами для проблемного общения могут стать «Умей уважать других», «Совесть», «Что значит поступать хорошо», «Друг познается в беде», «Умей делиться».
Одним из методов формирования нравственности у детей является этическая беседа. Этические беседы - разговоры воспитателя с детьми на нравственные темы во время занятий, в повседневной жизни.
Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который нужен для выработки у детей соответствующей оценки отрицательного поступка и стремления избегать его.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Мы стараемся, дать характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).
В конце бесед даются рекомендации по организации деятельности детей (рисование, игра, инсценировка и т.п.), в которой находит отражение содержание этической беседы.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
 Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ребёнок неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.
Во время беседы постоянно обращаем внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, заканчиваем ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.
В ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также школьники овладевают следующими умениями:
умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
могут правильно выбирать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
объясняют смысл знакомых пословиц;
могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.
Перечисленными умениями овладевают не все дети. В младшем школьном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению. У отдельных детей может наблюдаться «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, а ведут себя эгоистично. Таких детей важно систематически упражнять в добрых поступках, включать в деятельность, имеющую значение для других людей.
Помочь детям раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» помогают персональные выставки детского творчества. Главное назначение выставок – формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что не умеешь.
Как важно, чтобы ребёнок ощущал свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, учит не только индивидуализму, но и коллективизму.
В своём большинстве, дети находятся в положительном эмоциональном состоянии, имеют своё мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтной ситуации.
Художественная литература является неоценимым средством формирования представлений младших школьников о добре и зле.  В практике работы используются притчи, стихи, сказки, фольклор. К. Д. Ушинский писал: «...Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, неправды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
Увы, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и зла.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки" (1894) признает, что "если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею".
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Яркий след в памяти детей оставляет чтение стихотворений, в которых в поучительной форме даются представления о социально одобряемых действиях.
В изобразительной деятельности дети могут отражать впечатления, полученные в школе и дома. Благодаря способности наблюдать и делать элементарные выводы, дети изображают то, что является добром и злом. Природа также является эффективным средством формирования представлений о добре и зле: наблюдая за обычными природными явлениями, дети могут понять, что, например, в сильные морозы, гибнут растения, а значит и животные тоже не найдут пропитания. Или, напротив, когда сильнее пригревает солнце, просыпается все живое.
Обращая внимание на использование методов формирования представлений о добре и зле, отметим три группы: 1) методы формирования социально одобряемого и социально осуждаемого поведения (реализуются через руководство деятельностью, упражнения, приучение), 2) методы формирования сознания (беседа, убеждение, разъяснение), 3) методы стимулирования чувств и отношений (поощрение, пример, наказание)
Использование выше перечисленных методов эффективно при комплексном применении; для использования данных методов должны быть подготовлены специальные условия; методы не должны применяться однотипно ко всем детям и в любой ситуации; преобладающими должны быть практические методы.

 

 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»