Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Воспитать ЧЕЛОВЕКА
Елена Анатольевна Агапова,
методист ГБУ ИМЦ
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Воспитать человека, человека своего времени, человека, который сохранит, приумножит и оставит свой след на ЗЕМЛЕ, в самом широком понимании этого слова.
В этом заключается главная миссия воспитания.
Старославянское слово «воспитать» происходит из двух слов «вос» (восполнить) и «питать» (кормить), то есть воспитание – это восполняемое питание, имеющее отношение к пище духовной (словарь М. Фасмера). В Древней Руси «възъпитание» означало возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать сокрытое внутри.
Интересную гипотезу происхождения слова «воспитание» предложил
Ш.А. Амонашвили (советский, грузинский и российский педагог, к.п.н. (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик АПН СССР (сейчас Российская академия образования), заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) (с 1998), почётный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики (2001), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008, 2013))., разложив его на три составляющих: «в» + «ось» + «питание» – питание духовной оси человека.
В философских словарях «дух» – невещественное начало, первооснова живого. Духовное – это то сущностное, идеальное, совершенное, прекрасное, что противопоставляется биологическому (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил) и социальному (потребность в коммуникации, лидерстве и признании).
Сила духа человека – это количество времени, которое человек посвящает действиям (поступкам), связанным с развитием собственного духовного здоровья и с безвозмездной передачей своих способностей для развития духовного здоровья близких.
Г. Гарднер (американский психолог) вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детских способностей. 
1. Лингвистические (языковые) – способности, связанные с чтением и письмом, иностранными языками.
2. Логико-математические – способности решения цифровых задач, умение разгадывать головоломки, обеспечивающие высокий показатель IQ.
3. Визуально-пространственные – способности образно мыслить, способности в живописи, скульптуре, архитектуре, компьютерном дизайне, ориентировании в пространстве.
4. Телесно-двигательные – способности в вождении автомобиля, плавании и т.п.
5. Музыкально-ритмические – способности, связанные с музыкальным слухом, танцами, красивыми движениями.
6. Внутриличностные – способности к самопознанию, пониманию истинных потребностей, самооценки, самоопределения.
7. Межличностные – способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, способность слышать и чувствовать других людей.
8. Экзистенциальные – способности человека рассматривать фундаментальные вопросы бытия, вечности, жизни и смерти.
При таком подходе возможно воспитание условно разделить на:
- духовное;
- биологическое;
- социальное.
В современной педагогике существует большое количество определений понятия «воспитание».
          Игорь Петрович Иванов (советский педагог, д. п. н., академик АПН СССР с 27 января 1989 года, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко) считал, что: «Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.»
Сложность и многомерность воспитательного процесса по теории И.П. Иванова выражена в содержательной взаимосвязи четырех его этапов:
- самовоспитание воспитателей (личное и взаимное);
- воспитание старшими подрастающего поколения;
- самовоспитание воспитанников, взаимовоспитание сверстников;
- воспитание воспитанниками воспитателей».
Согласно теории структура воспитательного процесса приобретает многоуровневый характер, в отличие от линейности «педагогики передачи и усвоения».
Уровень 1: Движущая сила первого (предварительного) этапа каждого цикла – забота взрослого (воспитателя) о себе и товарищах по коллективу.
Уровень 2: Второй этап – период «единства двух звеньев воспитательного процесса», когда самовоспитание воспитателей продолжается, сопровождаясь воспитанием воспитанников как «открытой и скрытой воспитательной заботой».
Уровень 3: Третий этап к действующим ранее движущим силам добавляется «воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе».
Уровень 4: Четвертый этап цикла – период единства всех звеньев воспитательного процесса.
К первым трём уровням добавляется «по преимуществу скрытая воспитательная забота воспитанников о воспитателях».
 Появление и развитие такого отношения свидетельствуют о достижении определенных воспитательных результатов, о выявлении «новых жизненно-практических и воспитательных задач», а значит о переходе на другой уровень их постановки, другом цикле воспитательного процесса.
Весь воспитательный процесс пронизывает идея заботы, обеспечивающая механизм ценностно-смыслового взаимодействия детей и взрослых. На мой взгляд это является основой воспитания, а именно:
- забота человека о человеке;
- ценностно-смысловая связь поколений;
- передача жизненного опыта от поколения к поколению и др.
 Очень важно, чтобы воспитание человека было направленно на благо общества.
К сожалению, в наше время с самого детства учат думать только о себе. Это противоречит природе человека. Необходимо научиться жить не только для себя, но и научиться жить для других.
Ведь сущность человека -производство самого себя, своего бытия и сущности. Человек - единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Человек преобразует природу, производя тем самым собственное бытие и сущность.
Человек, согласно Энгельсу, “высший цвет материи”, высший этап ее развития, “в котором природа приходит к осознанию самой себя”. Человек возникает в ходе бесконечного мирового процесса развития с “железной необходимостью”.
Человек, общество - высшая ступень бесконечного мирового процесса, высшая форма материи, обладающая наисложнейшими свойствами, в число которых входит сознание, интеллект.
Для полноценного развития человек должен расти и развиваться в человеческом обществе. Человек может стать личностью, если его окружают тепло, забота, любовь. В том случае, если сам человек не обладает подобными качествами и его поступки не отличаются высокой нравственностью, общество может не принимать и избегать его. Человек, обладающий и поступающий в соответствии с моральными устоями, должен заботиться и бережно относиться к окружающим, стараться передавать будущим поколениям свой культурный опыт, делиться своими привычками, для того чтобы каждое будущее поколение понимало и поступало в соответствии с известным высказыванием Максима Горького «Человек – это звучит гордо!»
            Известный актер Е. Леонов говорил: «…что каждый человек — творец, только ему нужно помочь раскрыться. И тогда все лучшее, что есть в нем, достанется людям. Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа …, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра. Ребенок все чаще сталкивается со скандалами, грубыми окриками, толчками, жизнь постепенно покидает атмосфера теплоты, добра и уюта. Мы привыкли к наказаниям в колониях и тюрьмах, забывая о самом эффективном и страшном — нравственном наказании и раскаянии. Мы разучились задумываться: зачем мы живем? Лечение нужно начинать с самого себя. Делать свое дело. Любить его. Любить свою профессию. Уважать общество, в котором живешь. Этого достаточно, чтобы вернуть тот нравственный климат…... Не надо говорить, что любишь свою Родину. Если любишь, отдай кусочек своего сердца, свято выполняй все заповеди Моисея — ведь это общественный нравственный закон.
Евгений Николаевич Барышников (к. п. н., доцент, заведующий кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО) в содержании воспитания выделяет четыре сферы отношений, обучающихся и 12 базовых ценностей:
 – Отношение к себе: Здоровье, Свобода, Смысл жизни;
– Отношение к людям: Добро Семья, Родина;
– Отношение к Социуму: Закон, Мир, Труд;
 – Отношение к миру: Природа Красота Истина.
Такая структура интегрирует в себе весь спектр основных направлений содержания воспитания.
Такое понимание воспитания отражает его параллельность парадигм, действующих в едином педагогическом пространстве.
Это позволяет выделить следующие его составляющие:
 – духовно-нравственное развитие личности обучающихся
– целенаправленная специально организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся (приобщение к базовым национальным ценностям, личностное развитие);
– социально-культурная практика – специально организованная совместная деятельность обучающихся, способствующая развитию детско-взрослой общности и направленная на решение социальных проблем и улучшение окружающей жизни;
 – поддержка индивидуальности – специально организованная психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, направленные на создание условий самоопределения, выбора жизненного пути, выявления и решения проблем, мешающих достижению жизненных целей.
Обобщая вышеизложенное, остановлю ваше внимание на высказывании

А.С. Макаренко (советский педагог, писатель): «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира».



 
 
 

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»