Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование российской идентичности кадета на основе традиций и ритуалов вооруженных сил и силовых структур России

Щербович Виктор Анатольевич,
канд. пед. науктьютор ГБОУ СОШ № 145
с кадетскими классами ФСО России
Вопросы формирования российской идентичности у обучающихся кадетской школы очень важны. В таких учебных заведениях воспитанников ориентируют, прежде всего, на служение Отечеству. Чтобы воспитать истинного патриота и надежного защитника Родины, нужно, в первую очередь, сформировать у него чувство ответственности за свою Родину, за свою школу, коллектив. Одним словом, воспитать высоконравственного гражданина.
Идентичность – сложное понятие, которое не каждый сможет раскрыть в полном смысле. В словаре С.И. Ожегова, слово «идентичный» понимается как тождественный, полностью совпадающий[3].
С точки зрения психологии - идентичность - свойство психики выражать, как он представляет себе и свою принадлежность к профессиональной группе, отождествлять себя с тем или иным человеком[2].
Мальчишки, которые поступают в кадетские, президентские корпуса, суворовские и нахимовские училища, мечтают стать офицерами, быть похожими на великих полководцев А.В. Суворова, Г.К. Жукова, на своих дедов и отцов, которые служили, а некоторые и в настоящее время служат в Вооруженных Силах и других силовых структурах России.
Главной задачей педагогического состава ГБОУ СОШ №145 в работе с воспитанниками кадетских классов является оказание помощи кадетам (с учетом их способностей) в выборе военно-учетной специальности и определения высшего учебного заведения для дальнейшего продолжения обучения.
Одним из направлений работы по формированию идентичности кадета является воспитание его на основе традиций и ритуалов Вооруженных Сил РФ.
В СОШ №145 с кадетскими классами ФСО России данная работа организована по следующим направлениям:
  1. Повседневная деятельность воинского быта, которая предусматривает соблюдение воинского этикета, выполнения правил воинского приветствия, внутреннего порядка, соблюдение образцового внешнего вида, забота о сохранении здоровья, личный пример командира (начальника), уважение к старшим, четкое выполнение строевых приемов и строевых смотров и т.п.;
  2. Деятельность во время учебно-воспитательного процесса: формирование чувства патриотизма, любви к Родине, добросовестного отношения к обучению. Товарищеская взаимопомощь, наставничество, воспитание сознательной дисциплины и исполнительности, чествование героев, распространение передового опыта, прощание со знанием, выпуск кадет из образовательного учреждения и др.).
Что же касается воинских ритуалов, то они определяют сложившуюся форму поведения при проведении торжественных церемоний. Всегда данные ритуалы были выражением мужества и благородства. Какие воинские ритуалы применимы в кадетской школе?
Первое участие для вновь поступивших
Парады. Данный ритуал является очень торжественным мероприятием, который полюбился не только военным людям, но и гражданским. Парад всегда представлял собой целый праздник, кадеты с гордостью принимают в нём участие[1]. Своим участием они подчеркивают принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству своих предшественников. А быть знаменосцем или ассистентом знаменосца – это особая честь. Право быть таковым предоставляется лучшим из лучших. Такое право получают воспитанники, проявившие высокие результаты в учебе, спорте и дисциплине.
Участие каждого кадета в ежегодной патриотической акции «Бессмертный полк» налагает на него особую ответственность по сохранению памяти о поколениях Великой Отечественной войны.
Как и парады, салюты входят в воинские ритуалы, которые были придуманы давно. Они неразрывно связаны между собой. Сначала салютовали оружием – саблей, затем знаменем, а только потом выстрелами.
Музыка считается самым ярким художественным оформлением любого торжественного военного мероприятия[5]. В воинских традициях особое место принадлежит маршевой музыке. Когда звучит «Встречный марш», каждый стоящий в строю настраивается на торжественную церемонию. На данный момент трудно вспомнить какие-либо военные мероприятия, которые не сопровождаются песнями. Музыка звучит всегда: при принятии клятвенного обещания, во время вручения наград, при строевом смотре.
Военный этикет. Армия всегда была образцом уважения и этикета. Эти ценности не привносятся со стороны, они воспитываются в каждом военном изо дня в день. Нынешние воспитанники могут гордиться собой, ощущая себя наследниками прошлых поколений, когда статус офицера значил намного больше, а воинский этикет ставился выше других ценностей. Но чтобы гордиться, надо знать чем. Чтобы продолжать воинские традиции поколения наших отцов и дедов, надо их знать. Русский военный этикет раньше считался основной духовной ценностью армии. Благородство и честь – эти слова были и остаются синонимами современной армии.
Также объединяющим средством являются , которые отражают значимые для воспитанников ценности и образы:
- официальная государственная символика (флаг, герб, гимн);
- образов исторических и национальных героев, выпускников военных университетов – Героев России (например, Георгий Жуков, Александр Суворов, Дмитрий Кожемякин и др.);
- наиболее значимые исторические и современные знаменательные для Вооруженных сил события, такие как День Победы в Великой Отечественной войне, День защитника Отечества, Дни воинской Славы и др.;
Формирование идентичности у кадет должно проходить по следующим компонентам: знания, эмоции и переживания, действие.
Традиции офицеров Вооруженных сил и других силовых структур Российской Федерации имеют глубокие исторические, патриотические основы. Они вобрали в себя героические и патриотические цели защиты Отечества, обогатили историю нашей Родины и навечно прославили российское воинство.
В заключение напомню слова знаменитого педагога С.С. Макаренко, который называл традиции «социальным клеем». Действительно, традиции «цементируют» воинские коллективы, армию и флот в единое целое.
  1. Воинское воспитание в истории Российской армии- [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: https://voennaya-sluzhba/tradicii-armii-2.html (дата обращения 30.08.2022).
  2. Идентичность. - [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.08.2022).
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015.
  4. Сценарий «Торжественное посвящение в кадеты» учащихся 1К и 5К классов МБОУ «СШ № 16». - [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL:https://infourok.ru/scenariy-torzhestvennoe-posvyaschenie-v-kadeti-uchaschihsya-k-i-k (дата обращения 26.08.2022).
  5. Электронный ресурс - Режим доступа. – URL: https://vfront.ru/armiya-drugoe/armejskie-tradicii.html (дата обращения 30.08.2022).
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»