Речевой этикет
Месутова Лилия Аметовна
Фундамент личности человека закладывается в дошкольном возрасте, поэтому важно начинать учить детей этикету с младенчества. Малыша следует обучить не только хорошим манерам, но и правилам речевого этикета. При этом важно , чтобы в семье соблюдались нормы соблюдения этикета , правила хорошего тона. Ведь именно благодаря семье ребенок впитывает в себя правила хорошего тона . Большое значение для дошкольника представляют также детский сад, поликлиника игровая площадка, , общественный транспорт и т.п места , которые ребенок регулярно посещает в первые годы жизни.Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. Это нелегкий труд, но совместные усилия взрослых (родителей, бабушек/дедушек, воспитателей, руководителей кружков и т. д.) позволят добиться заметных результатов.
Полностью ответственность по развитию речи лежит на родительских плечах ,а уже второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку,так как прививать ребенку правила поведения необходимо в первый год его жизни. Малыш, который еще не умеет разговаривать, на интуитивном уровне уже понимает то, что ему хотя сказать взрослые – благодаря интонации, мимике, жестам. Хорошо, когда родители перед едой желают крохе приятного аппетита, благодарят за протянутую в ответ игрушку, здороваются с ним после его пробуждения и т. д. Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями.
С двухгодовалого возраста и вплоть до 4-х лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Именно в этот промежуток времени рекомендуется бросить все силы на знакомство его с этикетными правилами. Лучше всего информация усваивается в игровой форме. Можно инсценировать ситуацию, связанную с телефонным разговором, привлечь к участию кукол, устроить званый ужин, назначив ребенка гостеприимным хозяином. Так же благодаря сказкам и стихам, тесно связанным с культурой речи, вежливостью, детям будет проще освоить навыки этикета . Задача взрослых – объяснять непонятные слова и фразы, а также постараться добиться максимально яркого и правильного восприятия художественного произведения (путем интонации, тембра голоса и прочих художественных приемов).
Полезно также смотреть поучительные мультфильмы. В любой мультяшной картине есть как отрицательные, так и положительные герои. Важно обсудить насколько хорошо малыш понял смысл теле истории, какие персонажи поступили плохо, а кто из них оказался самым добрым и справедливым. Такие «упражнения» помогают детям лучше оценивать персонажей книг и мультфильмов, понимать главную идею, которую попытался донести до слушателей автор. Кроме того, у детей формируется желание подражать главным героям, перенять их нравственные поступки, правила поведения и манеру общения.
Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Очень важно на этом этапе взросления дошколенка усилить учебную нагрузку, что впоследствии позволит сформировать у ребенка речевой этикет. Суть состоит в заучивании более длинных стихотворений, пересказе книжных историй или мультфильмов, участии в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх с куклами, обучении чтению и правилам произношения звуков/слов и т. д. Взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, которые с энтузиазмом берутся постигать все новое. От того, насколько ответственно взрослые будут подходить к вопросу обучения своих детей этикету, зависит их будущее. Не зря детей сравнивают с пустыми сосудами: ведь чем их наполнят, тем они и будут!
Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общения, речевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.
Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Язык это целый мир, полный прелести и волшебства.