Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О нравственном воспитании в школе

(метод «погружения в контекст»)

Макарова Ульяна Федоровна

Воспитатание - неотъемлемая часть педагогической деятельности. Эта сфера образовательного процесса, так же как и все остальные, должна быть достаточно мобильной для того, чтобы постоянно соответствовать особенностям современных школьников. Формат трансляции нравственных идей на уроках и внеклассных мероприятиях должен быть выбран таким образом, чтобы эти нравственные идеи воспринимались учениками адекватно. Другими словами, кроме искренности и убежденности педагога процесс воспитания обязательно предполагает искреннее приятие воспитательных идей учениками. Как же достичь этой обоюдной искренности?

Трансляция нравственных идей в школе реализуется различными путями. Во-первых, при помощи образа учителя. Мы не будем касаться этого вопроса в связи с тем, что общие рекомендации по этому поводу широко освещены в литературе.

Во-вторых, бывают ситуации, когда необходимо сообщить какую-то нравственную или дисциплинарную идею в строгой форме (по поводу разбитого окна, плохо написанного диктанта, прогула занятий и т.п.). В этом случае педагог должен выражаться категорично и прямо, стратегия построения такого разговора зависит от ситуации, аудитории, внутренних сил учителя, и здесь едва ли уместны какие-либо общие рекомендации.

Однако, воспитательная деятельность в школе не ограничивается такого рода внушениями, и, кроме того, не всегда возможно достичь положительного результата простым (прямым) изложением нравственной или воспитательной идеи. Каким же образом действовать в этих случаях? Как построить разговор с учеником таким образом, чтобы он понял, как лучше поступать и захотел поступать именно так?

Опыт показывает эффективность трансляции нравственных идей не на напрямую, а «исподволь». Дело в том, что в современном мире насаждение тех или иных идей происходит именно исподволь, «методом погружения в контекст» — рекламы, кино, музыки и страниц в сети Интернет. Где написано, как должны выглядеть и что должны слушать успешные люди, красивые женщины? Нигде прямо об этом не пишут, но четкие представления у ребят есть.

Рассмотрим, как это может происходить подобное «погружение в контекст» на уроках русского языка и литературы. 

Разбирая то или иное произведение русской классики, мы не можем не затрагивать нравственных идей произведения, но целесообразно не употреблять фраз типа “нравственная идея здесь такая-то”, “произведение учит нас тому-то…”, а сконцентрироваться на анализе текста и демонстрировать, что именно поиск словесной реализации идеи является целью. Другими словами, мы сообщаем ученикам, что анализируем способы выражения мысли великих писателей для того, чтобы научится качественно выражать свои собственные мысли. Но мы всегда имеем в виду, что анализ глубоко нравственных идей произведения будет иметь воспитательный смысл, хотя вслух мы этого никак не обнаруживаем.

Приведем несколько примеров.

Как построить разговор о патриотизме? Например, во время анализа сказки Салтыкова-Щедрина о том, “Как мужик двух генералов прокормил”, можно обратить внимание на “чудеса”, которые совершил мужик, подробно описать их и выяснить, какие реальные черты русского народа мы узнаем в этих чудесах и какие исторические (и современные, личные?) примеры реализации этих черт национального характера мы знаем.

Как построить разговор о скромности? Например, на уроке развития речи можно предложить для описания картину шведского художника К. Ларсена “Женщина в черной шляпе, которая чистит ревень”. В процессе подготовки к сочинению необходимо помочь ученикам заметить важные черты образа, для чего можно обсудить следующие вопросы:

- Чем несовременно это изображение человека? Только ли длинной старомодной одеждой и шляпой? Может быть, еще несовременна удивительная скромность, сдержанность позы и ракурса?

- Вызывает ли эта женщина симпатию? Чем, если даже лица не видно? Может быть, своей аккуратностью, спокойствием, изяществом и тонким вкусом? В чем проявляются эти моменты?

- Художник создает выразительный образ минимальными средствами. Какими? (подчеркнутая талия, и красивая ткань одежды, изысканный изгиб шляпы и пр.).

Обсуждая с учениками картину, подготавливая класс к написанию сочинения-рассуждения с элементами описания, педагог совершенно незаметно знакомит учеников с идеями скромности, благовоспитанности, создавая в сознании ребят образ культурного человека.

Какую выбрать стратегию в разговоре о толерантности? Эта тема так избита и истерзана в СМИ, что, кажется, уже не осталось места для живого отклика в душе ученика, особенно старшеклассника, который знает обо всех мировых новостях лучше своих учителей. Но и здесь можно построить успешный диалог, если действовать не «в лоб». Например, на уроке русского языка можно поговорить о значении слова “толерантность”, разобрав его на смысловые компоненты. Из каких слов/понятий состоит это значение, что в себя включает, без чего толерантность невозможна? Ответственность, честность, доброта, уважение к своей нации и культуре, уважением к другим нациям (вероисповеданиям, профессиям, культурам и пр.), понятие о достоинстве человека и т.д. Смысл этих слов не стерт от постоянного употребления, поэтому их анализ может привести к интересному и полезному разговору. В особенности, если дополнить его яркими, эмоциональными изображениями людей разных возрастов, полов, профессий и наций со следующим заданием: “Напишите, чем вам интересен этот (каждый) человек, и чему вы могли бы у него поучиться.”

На уроке изучения “Бедной Лизы” Карамзина мы не спешим выносить оценку поступкам героини, ведь еще не известно, согласятся ребята с нами, или нет. Сначала погрузимся в изучение текста, чтобы зазвучал голос самого автора, проникнутый его чувством. В этом нам помогут природные описания, которые в традиции сентиментализма помогают передать чувства автора и его героя. Падение Лизы сопровождается описанием грозы — у читателя возникает ощущение беспомощности и страха, мы видим крушение мечты, а потом и разрушение жизни. Мы искали проявления сентиментализма в произведении далекого XIX века, а получили нравственный урок.

Итак, на уроке мы разбираем художественный текст, обсуждаем героев, их образы, мотивы поступков, а потом, в меру возможности, - и идеи текста. И незаметно в течение сорока пяти минут мы погружаемся в мир автора. Пушкин, Лермонтов, Гоголь становятся непререкаемым авторитетом, ведь нужно запомнить их сюжеты, описать созданных ими героев, усвоить основные идеи. А это значит, что в течение урока дети мыслят категориями автора, оценивают мир по его шкале добра и зла! Живут ценностями той далекой России 19 века… О том, что это так, говорит тишина, которая иногда возникает на уроке, и взгляды, которые учитель может поймать. По этим взглядам сразу ясно, что ради красавицы-панночки эти мальчики Родину точно не предадут. Но разве мы им сказали прямо, что нельзя поступать так, как Андрий? Нет. И Гоголь тоже прямо ничего не сказал...

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»